С ростом добычи увеличивались объемы транспортировки нефтепродуктов, совершенствовались способы доставки. Долгое время это делалось очень примитивным способом, караванным. Деревянные бочки и шкуры наполняли нефтью или керосином, грузили на вагоны и доставляли на место. Или в воде - в дубовых, а потом в стальных бочках. Этот способ транспортировки был очень дорогим, стоимость нефтепродуктов была очень высока.
Возникающие с течением времени и бурно развивающиеся отношения по транспортировке нефти потребовали своего юридического оформления. Такое оформление в Российской Федерации было предложено, но, несмотря на то что данная сфера общественно-экономических отношений является основой для формирования бюджета как многих частных компаний, так и соответствующих государств, существующее регулирование данных отношений носит лишь фрагментарный характер, что на практике порождает многочисленные вопросы, связанные со структурированием договорных связей и надлежащим толкованием соответствующих вопросов в случае возникновения споров между хозяйствующими субъектами, а подчас и с государством.
Наличие на территории России большого количества морей, судоходных рек, каналов и озер обусловило широкое развитие водного транспорта нефти и нефтепродуктов. Для некоторых экономических районов страны водный транспорт является основным средством транспортировки нефти и нефтепродуктов. По экономическим показателям этот вид транспорта во многих случаях успешно конкурирует с трубопроводным транспортом.
Представляется, тем не менее, что необходимость в выделении названных выше правоотношений в рамки отдельной отрасли права отсутствует. Это во многом обусловлено именно тем, что правоотношения, перечисленные выше, укладываются в рамки таких естественно существующих отраслей права, как гражданское и административное. При этом все частноправовые вопросы (например, вопросы договорного оформления отношений по транспортировке нефти, ее купли-продажи, или, например, строительства нефтепровода и многих иных) регулируются в рамках гражданского права, а те отношения, которые построены по принципу власти и подчинения (в частности, вопросы лицензирования и получения необходимых разрешений в области строительства нефтепроводов), – в рамках права административного.
Таким образом, рассматриваемые отношения обладают всеми признаками тех частноправовых отношений, которые являются объектом гражданского права. Иные отношения, построенные по принципу власти и подчинения, где административные органы выступают в качестве регулирующего звена, теория права традиционно относит к сфере административного права. В связи с этим, представляется, отсутствует насущная необходимость для отнесения этих отношений к предмету регулирования новой отрасли права по единственному признаку «удобства регулирования».
Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязнителями окружающей среды. Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при штатной транспортировке нефти, аварии при транспортировке и добыче нефти, промышленные и бытовые отходы.
Наиболее крупные разливы нефти связаны с ее транспортировкой из производственных зон. Аварии, сбросы промывных вод и балласта в море танкерами: все это определяет наличие постоянных полей загрязнения на морских путях. Но могут происходить и поверхностные разливы нефти, в результате чего нефтяное загрязнение охватывает все сферы деятельности человека.
Загрязнение влияет не только на окружающую среду вокруг нас, но и на наше здоровье. При таком быстром «губительном» темпе все вокруг нас скоро придет в негодность: грязная вода станет сильнейшим ядом, воздух будет насыщен тяжелыми металлами и растениями и вообще вся растительность исчезнет из-за уничтожения почвы. структура. Именно это будущее ждет нас, по прогнозам ученых, примерно через столетие, но тогда уже будет поздно что-либо предпринимать.
Среди ключевых проблем нефтяной отрасли экономики России, и в частности нефтетранспортной отрасли, в наибольшей степени определяющих ее экономическую безопасность, можно выделить три основные составляющие: финансовая безопасность, технико-технологическая и кадровая. Точно так же российская нефтяная промышленность страдает как от организованной экономической преступности, так и от террористических атак на экономическую инфраструктуру.
Несомненно, развитие нефтяного комплекса России во многом зависит от эффективного решения проблемных ситуаций и задач, возникающих при эксплуатации нефтяных объектов, в том числе в сфере магистрального трубопроводного транспорта, играющего значительную роль в обеспечении всех отраслей национальной экономики. экономика.
Реформирование экономики, внедрение передовых технологий трубопроводного транспорта нефти, а также влияние мировых тенденций на развитие нефтегазовой отрасли вызывают изменение условий функционирования нефтетранспортных предприятий.
Планирование хозяйственной деятельности в условиях неопределенности и неполной информации о состоянии как сейчас, так и в будущем создает барьеры для достижения эффективных результатов деятельности предприятий.
В ходе исследования выявлена тесная взаимосвязь между технико-технологическими и финансовыми, а также технико-технологическими показателями безопасности совместно с персоналом и влиянием факторов внешнего вмешательства со стороны третьих лиц.
Можно отметить, что все вышеперечисленные показатели в разной степени влияют на экономическую безопасность отрасли, но их общее влияние создает определенный фонд риска для акций компаний нефтяной отрасли, который в силу высокого уровня значимости нефти в России, находит отражение и в национальной безопасности страны в целом.
Наиболее типичной является ситуация, когда в силу характера отношений, возникающих между участниками процесса транспортировки нефти, а также целей, преследуемых участниками, договор транспортировки нефти посредством системы нефтепроводов представляет собой в чистом виде договор о возмездном оказании услуг. Однако в зависимости от возникающих отношений и целей сторон в конкретном случае договор транспортировки нефти может представлять собой «смешанный договор» (п. 3 ст. 421 ГК РФ), сочетающий помимо элементов договора о возмездном оказании услуг элементы соглашения участников общей долевой собственности либо элементы договора мены.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что сформировалась необходимость урегулировать на законодательном уровне отношения в сфере морского транспорта, а именно договорные отношения по транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Нормами гражданского и административного права урегулированы хоть и не все, но часть вопросов, возникающих при проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации объектов трубопроводного транспорта, например, вопросы договорного оформления отношений по транспортировке нефти; существует договор строительного подряда, поставки товаров, урегулированы вопросы доступа к трубопроводам и их использования, вопросы лицензирования и получения необходимых разрешений в области строительства нефтепроводов и др.