ВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1 Исторический аспект влияния предметно-развивающей среды на развитие игровой деятельности детей 7 1.2 Современные подходы сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 13 1.3 Особенности характеристики предметно-развивающая среды и ее потенциал для формирования игрового опыта в сюжетно-ролевой игре для детей 5-6 лет 20 Выводы по первой главе 25 ГЛАВА 2 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27 2.1 Изучение формирования игровых навыков у старших дошкольников 27 2.2 Создание условий для развития предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 33 Выводы по второй главе 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .....................................................................50

Предметно – развивающая среда как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
52% уникальность
2022 год
16 просмотров
Стеллина Э.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1 Исторический аспект влияния предметно-развивающей среды на развитие игровой деятельности детей 7 1.2 Современные подходы сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 13 1.3 Особенности характеристики предметно-развивающая среды и ее потенциал для формирования игрового опыта в сюжетно-ролевой игре для детей 5-6 лет 20 Выводы по первой главе 25 ГЛАВА 2 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27 2.1 Изучение формирования игровых навыков у старших дошкольников 27 2.2 Создание условий для развития предметно-пространственной среды для развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста 33 Выводы по второй главе 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .....................................................................50
Читать дальше
В современных условиях реформируемой и обновляемой системы образования, особенно ее начального дошкольного звена, «средовый» организационный подход, его развитие, планирование и конкретизация приобретает особую актуальность. Давно известно, что на развитие индивидуальности, личности ребёнка, его познавательной, творческой самостоятельности оказывает влияние огромное множество факторов – непроизвольных, стихийных и специально организованных, природных, личностных и социальных. Наряду с другими безусловно важными факторами развития личности и индивидуальности учёные и педагоги-практики выделяют окружающую ребенка среду - окружение, в котором пребывает ребенок - дошкольник и через который он понимает и принимает себя как личность, как индивидуальность, демонстрируя свою независимость, взаимодействуя с ним (Л.П. Буева, Г.С. Костюк, Л.И.


Всё время занимает подготовка магистерской диссертации в Тюмени ? Work5 поможет освободить время.


Новикова, В.А. Петровский) [6]. Организующие определенную образовательную среду дошкольные образовательные организации (ДОУ), имеют хорошую возможность содействовать формированию личности, отличается творческим, позитивным подходом к решению жизненных, личных и профессиональных проблем, который обладает такими основными характеристиками, как активность, независимость, креативность, инициативность, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Для достижения этого образовательная предметно – пространственная среда дошкольной образовательной организации должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) понятие предметно – развивающая среда не только сохранено, но и конкретизировано, уточнено и расширено до понятия предметно – пространственная развивающая среда, приведены подробные, точные предметные характеристики развивающей предметно – пространственной среды дошкольной организации (дано ее определение, перечислены ее положения), ее организационные принципы (требования), которые обязательно должны учитываться в деятельности дошкольной организации (раздел 3.3) [21]. Вопросы, связанные с развитием, планированием и организацией предметно-пространственной развивающей среды организации дошкольного образования, рассматриваются и освещаются в работах современных исследователей: З.И. Береснева, Н.А. Виноградова, Т.В. Волосовец, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Добротворская, Т.Н. Доронова, И.С. Клецина, Е.Л. Кононко, Н.А. Короткова, З.П. Красношлык, Ю.С. Мануй лов, Н.В. Микляева, Л.С. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, В.А. Ясвин и др. Е.А. Аркин, Д.В. Менджерицкая, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, А.П. Усова, А.В. Запорожец рассматривают предметно-развивающую среду в качестве материальной, осязаемой среды мысли ребенка. Как правило понятие развивающая предметно - пространственная среда является синонимом определения предметно-игровая среда. Игра – наиболее важная, ведущая и основополагающая форма жизненной деятельности ребенка - дошкольника. Во время игры, в процессе игровой деятельности ребенок развивается физически, умственно, эмоционально, творчески проходит период социализации, развивает свои коммуникативные способности, навыки общения. Природа развивающей игры многообразна. В процессе игры происходит познание окружающего мира ребенком, развитие его мышления, эмоций, чувств, воли, формирование взаимоотношений со сверстниками, понимание, принятие, становление самооценки и самосознания. Вопросами создания, планирования и организации предметно-игровой среды в детском саду занимались педагоги – ученые: Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и другие. Они разработали и внедрили основные концептуальные положения развивающей предметно - пространственной среды дошкольной образовательной организации. Таким образом, в научных исследованиях убедительно доказана роль предметно-пространственной развивающей среды для обогащения, углубления игрового (жизненного) опыта дошкольников, однако педагоги не в полной мере используют в практической деятельности развивающие возможности предметной среды; теряются, затрудняются в грамотном планировании, структурировании и наполнении игровой среды в группах старшего дошкольного возраста. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: изучение потенциала предметно-развивающей среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. В контексте данной проблемы была определена тема исследования «Предметно – развивающая среда как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования: процесс развития игровой деятельности старших дошкольников. Предмет исследования: предметно – пространственная развивающая среда детского сада как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретическое обоснование, выявление педагогических возможностей и проектирование предметно – пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. На основе поставленной цели исследования, его объекта и предмета были сформулированы следующие задачи исследования: - изучить психолого – педагогическую, методическую литературу в историческом аспекте по теме исследования; - определить параметры сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста - изучить и проанализировать потенциал развивающей предметно – пространственной среды для формирования игрового опыта детей старшего дошкольного возраста; - изучить практику работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр детей. - разработать проект предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов педагогического исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение, сравнение) и эмпирические (изучение особенностей сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста детей, метод проектирования). Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта по обогащению игрового опыта старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх в условиях соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, возможности его применения педагогами - дошкольниками. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (22 источника).

Читать дальше
Игра как деятельность имеющая особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Отечественная психологическая наука рассматривает детскую игрукак наиболее важную, чрезвычайно эффективную и естественную для этого возраста форму социализации ребенка, которая обеспечивает понимание и освоение мира человеческих отношений (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А.Г. Асмолов). Часто игра представляет собой образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Игра, обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни, объединяет мир взрослых и мир детей. В ходе исследования была раскрыта сущность понятия сюжетно-ролевой игры: - вид игровой деятельности ребенка – дошкольника; - имеет ярко выраженный, самодеятельный характер; - особенность: организация самими детьми; - специфика - самостоятельность детей. Сюжетно-ролевая игра - это такая игра, в которой дети сами придумывают, воплощают и развивают сюжет, примеряя на себя, исполняя ту, или иную роль и совершает определенные действия, по его мнению, необходимые в данном случае. В сюжетно – ролевой игре происходит усвоение новых знаний, умений и полученного жизненного опыта, так как содержание и сюжет игр с изменением действительности меняются. Особенное значение в сюжетно – ролевой игре дошкольников имеет роль, так как является стержнем основой на которой строится вся игра. Наиболее часто дети выбирают и принимают на себя роль взрослого. Выбор и исполнение роли в игре дает педагоги понимание, что ребенок на внутреннем уровне в своем сознании отождествляет себя с тем или иным героем человеком и действует (играет роль) в игре от его имени. Такое отождествление выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Сюжет детской игры включает в себя оперативные (реальные, сиюминутные) и изобразительные (как будто) действия. В игру включаются разнообразные вещи (предметы – заместители) вместе с игрушками, которым придаётся воображаемое, игровое значение. Наиболее характерной особенностью воображаемой игровой ситуации является то, что ребенок - дошкольник начинает активно действовать во внутренней мысленной, а не видимой ситуации, то есть действие ребенка обуславливается мыслью, а не вещью. Одной из наиболее важных особенностей сюжетно - ролевой игры также является своеобразие, необычность содержания. В игровой деятельности дети самостоятельно моделируют социальную жизнь взрослых. Развиваясь сюжетно – ролевая игра постепенно приобретает коллективный характер Конечно, дети продолжают играть самостоятельно, парами и в микрогруппах но наличие детского социума (общества) - наиболее благоприятное условие для развития сюжетно - ролевых игр. Таким образом, игре принадлежит главенствующая большая роль в жизни и развитии детей. Многие положительные качества ребенка такие как интерес, мотивация и готовность к учебе, развитие познавательных способностей и др. реализуются в игровой деятельности. Игра важна и для подготовки ребенка к светлому будущему, и для того чтобы сделать его настоящую сегодняшнюю жизнь полной и счастливой. Педагогу важно очень внимательно относиться к игре. Игра ребенка - это его жизнь. В процессе исследования доказано, что развивающая предметно – пространственная среда способствует эффективному и результативному формированию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, что является одним из факторов обуславливающих успешное достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства. Проведенное опытно – экспериментальное исследование и его результаты показали необходимость и исключительную важность специальной организации предметно-пространственной развивающей среды в развитии детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Читать дальше
1. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с. 2. Артамонова О. А. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности/ О.А. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4. –с. 37-42 3. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 108 с. 4. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.- М.: Перспектива, 2011. – 208 с. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 92 с. 6. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб. : Питер, 2014. – 404 с. 7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2006. - 62, с 8. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети / М. А. Захарова, Е. В. Костина. - Москва : Шк. Пресса, 2010. - 63 с. 9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2000. - 414, с. 10. Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка / М.Д.Маханева // Дошкольное воспитание.- 2012.- №2 .- с. 55 11. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре : пособие для воспитателя дет. сада / Д. В. Менджерицкая ; под ред. Т. А. Марковой. – Москва : Просвещение, 1982. – 128 с. 12. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому : Ст., советы и рекомендации / М. Монтессори; Сост. и авт. вступ. ст. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М. : Карапуз, 2012. - 270, с 13. Мухина В.С. Детская психология : Учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина. - 2. изд. - М. : Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 2011. - 352 с 14. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Новоселова. - М.: Просвещение, 2001. - 89 с. 15. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды дошкольном учреждении. – М.: Наука, 2015. – 211 с. 16. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду : принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2006 (СПб. : Правда 1906). - 125, с 17. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с. 18. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] : (Материалы Симпозиума) / Ин-т дошкольного воспитания АПН РСФСР ; Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - Москва : Просвещение, 1986. - 351 с. 19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705, с. 20. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] : из опыта работы / под ред. М. А. Васильевой ; сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова. - М. : Просвещение, 2006. - 109, с. 21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. - Москва : Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с. 22. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 383 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Совершенствование инструментов обучения на этапе адаптации производственного персонала (на примере АО «Пензаспецавтомаш»)
Количество страниц:
60
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Административно-процедурные производства.
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Административное право
дипломная работа
Прогнозирование денежных потоков предприятия (на примере АО «Глонасс»)
Количество страниц:
70
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансовый менеджмент
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image