Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли игры в психическом развитии детей 6
1.1.Понятие игры в психолого-педагогической литературе 6
1.2.Критерии и классификация игр дошкольников 10
Глава 2.Значение игры в развитии личности дошкольника 15
2.1.Влияние игровой деятельности на формирование различных психических функций 15
2.2.Методика проведения подвижных игр на прогулке с младшими дошкольниками 21
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение № 1 33
Читать дальше
В данной курсовой работе была рассмотрена проблема игры как средства развития дошкольника. Игровая деятельность и различные способы ее проектирования и модифицирования являются ровесниками человека разумного как биологического вида, так как потребность в игровой деятельности и способность эту деятельность осуществлять на практике является отличительным признаком высшей нервной деятельности.
Игра, наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления. Игра – это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей личности она приобретает несколько другую направленность.
Выводы по проведенному исследованию. В современном мире не подвергается сомнению важность игровой деятельности для всестороннего развития детей. Ведь игра для детей любого возраста это не только основная деятельность, но и важное средство самовыражения и самореализации. Игра необходимый и неотделимый атрибут детства, она способствует физическому и духовному здоровью, обеспечивает эмоциональное благополучие, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания.
В младшем возрасте дети, играя самостоятельно, отдают предпочтение реальным игрушкам. У детей младшего дошкольного возраста изначально игры непродолжительны, но постепенно, становятся более длительными, они ограничиваются игрой с одной — двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Отношение к правилам игры у детей младшего дошкольного возраста изменяются по мере развития игровой деятельности. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. В это же время продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Таким образом, у детей уже в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, посредством которой происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.
Пути практического применения результатов исследования в области рассматриваемой темы мы видим в возможности использования теоретических и практических результатов по проблеме исследования в воспитательной практике ДОУ.
Читать дальше
1.Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2019. - № 5. - С.101-104.
2.Барсукова Л.С. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / Л.С. Барсукова. – М.: Просвещение, 2018. – 370 с.
3.Бачурина В.А. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / В.А. Бачурина. - М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2019. – 176 с.
4.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Академия, 2017. – 156 с.
5.Губанова И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. [Текст] / И.Ф. Губанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2017. – 128 с.
6.Гущина Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников [Текст] / Е.А. Гущина. - М.: Буки-Веди, 2018. — 89 с.
7.Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – 270 с.
8.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. Просвещение, 2016. – 173 с.
9.Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице [Текст] / С.А. Миняева. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 208 с.
10.Новоселова С.Л. Новая классификация детских игр [Текст] / С.Л. Новоселова // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. – М.: Просвещение, 2015. – 120 с.
11.Овсянникова М. П. Значение игры для дошкольников [Текст] / М. П. Овсянникова // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 348.
12.Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / В. Воскобович. – Воронеж – ИП Лакоценин Н.А., 2017. – 110 с.
13.Тупиченко Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Н. А. Тупиченко // Молодой ученый. — 2018. — № 2. – С.112-113.
14.Ханова Т.Г. Особенности современной субкультуры детской игры [Текст] / Т.Г. Ханова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - С. 108 - 110.
Электронные ресурсы
15.Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/– 25.04.2022.
16.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru /– 25.04.2022.
17.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/– 25.04.2022.
18.Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru /– 25.04.2022.
19.Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru /– 25.04.2022.
20.Эльконин Д.Б. Психология игры. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru /– 25.04.2022.
Читать дальше