едение 3
1. Ян ван Эйк 4
1.1 Творчество художника 4
1.2 Портрет в общей системе работ художника 5
2. Портрет четы Арнольфини 7
2.1 Описание картины 7
2.2 Главные герои 10
3. Художественные особенности картины 13
3.1 Композиция 13
3.2 Техника исполнения 16
4. Местонахождение картины 17
4.1 История перемещений 17
5. Гипотезы 18
5.1 Исследования Эрвина Панофски 18
5.2 Более поздние исследования 23
5.3 Гипотеза Хокни-Фалько 28
Заключение 29
Список литературы 30
Читать дальше
На основании проведенной работы установлено, что исследования на тему сюжета картины «Портрет четы Арнольфини» продолжаются и по сей день, однако высочайший интерес к этой тайне вполне оправдан, мы хотели бы знать о человеке Возрождения гораздо больше, о его мировоззрении, мироощущении. Кто этот человек? «Скромный свидетель обручения заезжего купца, не удостоивший себя портрета в своей собственной картине, или он — герой этой картины, придворный живописец могущественного государя, гордо воспевший себя, свою семью, свою судьбу, спутницу своей жизни и красоту ее приближающегося материнства?» . Предполагаемый сюжет данной картины откровенен и смел, нов и необычен для своего времени. Одно мы знаем точно — Ян ван Эйк предопределил последующий путь развития живописи, он продемонстрировал в своих работах почти неограниченные возможности техники живописи масляными красками и стал основоположником расцвета нидерландской живописи XV века.
Ян ван Эйк обрел «целостную идею красоты», опустив высший мир на землю или же наоборот. Если проводить параллели с Ренессансом по части гармоничности, то эстетическое созерцание Яна ван Эйка является наиболее «ренессансным» из всех мастеров Нидерландов. Под Ренессансным идеалом следует понимать открытие человеческой личности и утверждение ее ценности. Мастера разных стран XV — XVI вв. восхищались картинами нидерландских художников, они им подражали, писали о них в трактатах, благодаря осознанию многообразия форм и их взаимосвязи нидерландское искусство было более многообразным и более конкретно-чувственным, нежели чем у некоторых их итальянских коллег. Также Ян ван Эйк впервые отошел от изображения эмоций, принятых по «канонам» позднеготических мастеров, его манера передачи эмоций стала более разнообразной, на картинах появились характеры и чувства. Возникла необходимость в фиксации исторических, социальных и национальных признаков персонажей на портретах. Все это невообразимо расширило границы возможностей искусства живописи в целом и искусства портрета в частности. «Широко известен тот факт, что результаты, достигнутые в этом отношении в первую очередь Яном ван Эйком, а за ним Дирком Боутсом, Геертгеном тот Синт Янсом и Иеронимусом Босхом, опередили свое время и послужили образцом для живописцев других стран. Вклад нидерландских художников XV столетия в искусство Возрождения оказался настолько значительным, что созданные ими произведения ознаменовали собой особый этап в развитии всей Западноевропейской художественной культуры.»
Читать дальше
. М. Гершезон-Чегодаева. Нидерландский портрет XV века // издательство «Искусство», 1972 г.
2. М. Андроникова. Об искусстве портрета // Издательство «Искусство», 1980 г.
3. Л. Е. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. Секреты живописи старых мастеров // Издательство «Изобразительное искусство», 1989 г.
4. Jan van Eyck's Arnolfini PortraitAuthor(s): Erwin Panofsky Reviewed work(s) // Source: The Burlington Magazine for Connoisseurs, Vol. 64, No. 372 (Mar., 1934)
5. Э. Гомбрих. История искусства // Издательство ACT , шестнадцатое издание, пересмотренное и дополненное, 1995 г.
6. Й. Хейзинга. Осень средневековья // Российская Академия Наук, Памятники исторической мысли, 1995 — 416 с.
7. А. Д. Сарабьянов. Ян ван Эйк // Москва, «Изобразительное искусство», 1990 г.
8. И. Е. Данилова. Проблема жанров в европейской живописи. // Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 1998 г.
9. The National Gallery [Электронный ресурс] // Сайт Национальной Галереи Великобритании — Режим доступа: https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/search-the-collection (дата обращения: 24.05.2022)
10. J. Martens, ‘Van Eycks "Het echtpaar Arnolfini» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://users.telenet.be/joosdr/eeuwvaneyck.htm (дата обращения: 25.05.2022)
11. B. Ridderbos, A. van Buren and H. van Veen, Early Netherlandish Paintings // «Om iets te weten van de oude meesters». De Vlaamse Primitieven –herontdekking, waardering en onderzoek, Bernhard Ridderbos en Henk van Veen (eds.) // Nijmegen/Heerlen 1995. Published by sun/ou. © Dutch edition: Open Universiteit Nederland, 1995 The Metropolitan Museum of Art, New York, The Cloisters Collection © Amsterdam University Press, Amsterdam, 2005
12. David Hockney. Secret Knowledge // Penguin USA, 2001 г., 328 с.
13. M. J. Gorman, Art, Optics and History: New Light on the Hockney Thesis // 2002 г.
14. E. Hall, The Arnolfini betrothal // University of California Press; New edition (December 1, 1997)
15. Г. Недошивин. Из истории отечественного и зарубежного искусства. — М., 1990. — 304 с.
Читать дальше