Введение 3 Глава 1. Водные ресурсы в системе трансграничного взаимодействия стран Центральной Азии 9 1.1.Водный потенциал Центральной Азии и проблема водообеспечения для стран региона 9 1.2. Особенности формирования правовых основ взаимодействия в области водно-энергетических ресурсов между странами Центральной Азии в 1990-2000-х гг. 16 Глава 2. Водно-энергетическое сотрудничество как фактор региональной интеграции и соперничества в странах Центральной Азии 26 2.1. Конфликт интересов стран «водопроизводства» и «водопотребления» в Центральной Азии 26 2.2. Сотрудничество Центрально-Азиатских государств в области водно-энергетических ресурсов на примере региональных организаций и в рамках двусторонних отношений 33 Глава 3. Оценка основных проблем и перспектив развития внешних отношений стран Центральной Азии в области водных ресурсов 40 3.1. Основные проблемы и риски реализации водно-энергетического сотрудничества и совместных проектов освоения водных ресурсов стран Центральной Азии 40 3.2. Перспективы и сценарии взаимодействия стран Центральной Азии в совместном освоении энергетических и водных ресурсов 45 Заключение 50 Список источников и литературы 53 Приложение 1. 61 Приложение 2 62 Приложение 3 63 Приложение 4 64 Приложение 5 65

Роль водных ресурсов во внешних отношениях стран Центральной Азии

дипломная работа
Международные отношения
55 страниц
74% уникальность
2022 год
25 просмотров
Томашенцева А.
Эксперт по предмету «Международные отношения»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Водные ресурсы в системе трансграничного взаимодействия стран Центральной Азии 9 1.1.Водный потенциал Центральной Азии и проблема водообеспечения для стран региона 9 1.2. Особенности формирования правовых основ взаимодействия в области водно-энергетических ресурсов между странами Центральной Азии в 1990-2000-х гг. 16 Глава 2. Водно-энергетическое сотрудничество как фактор региональной интеграции и соперничества в странах Центральной Азии 26 2.1. Конфликт интересов стран «водопроизводства» и «водопотребления» в Центральной Азии 26 2.2. Сотрудничество Центрально-Азиатских государств в области водно-энергетических ресурсов на примере региональных организаций и в рамках двусторонних отношений 33 Глава 3. Оценка основных проблем и перспектив развития внешних отношений стран Центральной Азии в области водных ресурсов 40 3.1. Основные проблемы и риски реализации водно-энергетического сотрудничества и совместных проектов освоения водных ресурсов стран Центральной Азии 40 3.2. Перспективы и сценарии взаимодействия стран Центральной Азии в совместном освоении энергетических и водных ресурсов 45 Заключение 50 Список источников и литературы 53 Приложение 1. 61 Приложение 2 62 Приложение 3 63 Приложение 4 64 Приложение 5 65
Читать дальше
Актуальность исследования определяется тем, что тематика водных ресурсов сегодня является одной из самых важных в регионе Центральной Азии. Регион испытывает абсолютный дефицит водных ресурсов, который на фоне роста народонаселения и развития экономики становится всё более угрожающим. Пять государств Центральной Азии связаны между собой трансграничными реками, что делает их взаимозависимыми от действий друг друга. Несмотря на тридцатилетнюю историю решения водного кризиса в Центральной Азии после распада СССР, в настоящий момент ещё не выработан единый, приемлемый механизм управления и пользования водными ресурсами, который бы устраивал все государства.


Если можете сделать курсовую работу на заказ пишите нашим менеджерам.


Обострение экономических противоречий в водном вопросе уже вылилось в достаточно крупный вооружённый конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном в апреле 2021 г. Повторение подобных конфликтов возможно с учётом нарастания водного дефицита и обострения конкурентной борьбы за водные ресурсы. Степень изученности темы. В связи с большой актуальностью «водного вопроса» в политике и хозяйстве стран Центральной Азии, данная тема стала интересовать исследователей практически сразу же после распада СССР и образования независимых государств в регионе. В первую очередь данная проблема интересовала научное сообщество среднеазиатских государств. В Ташкенте на базе штаб-квартиры Межгосударственной Координационной Водохозяйственной Комиссии Центральной Азии образовался научно-информационный центр, в рамках которого проводились исследования по географическим, социальным, экономическим аспектам проблемы водопользования. Среди ведущих специалистов данного центра можно отметить Виктора Абрамовича Духовного. В своих работах В.А. Духовный исследует экологические вопросы бассейна реки Амударьи и даёт прогнозы будущей величины водных ресурсов. Ташкентский политолог Равшан Назаров разрабатывает разнообразные пути выхода из «водного кризиса» для стран Центральной Азии, в том числе им предложено возрождение спорного проекта «переброса сибирских рек» . Достаточно значимый центр изучения проблемы использования водных ресурсов в регионе образовался в Бишкеке. Так политический аналитик Анара Мусабаева активно исследует водную политику Кыргызстана и ее влияние на политические отношения с другими странами Центральной Азии . Учёный географ Г.Б. Сулейманова из города Оша рассматривает и исследует особенности сотрудничества стран Центральной Азии по экологическим вопросам . В России к ведущим специалистам в области изучения «водной политики» стран Центральной Азии можно отнести учёного политолога МГИМО Ксению Петровну Боришполец. К.П. Боришполец в 2000-х гг. подготовлен ряд научных статей о водно-энергетических проблемах Центральной Азии , региональном сотрудничестве государств в области использования водных ресурсов , а также об общих тенденциях политического сотрудничества государств в решении водной проблемы . В 2019 г. на базе Казанского федерального университета был создан Институт стран Центральной Азии - исследовательский центр, занимающийся наиболее актуальными вопросами развития государств региона. Среди основных направлений изучения в данном Институте оказалась проблема водопотребления и водопользования стран Центральной Азии. Исследователь А. Белоглазов в своей работе предложил четыре сценария развития ситуации с водными ресурсами в Центральной Азии. Также к значимым российским исследователям, которые разрабатывают водную проблематику Центральной Азии можно отнести С.Н. Гриняева, А.Н. Фомина , Е.Л. Дмитриева . Объект исследования - внешнеполитические отношения стран Центральной Азии. Предмет исследования - трансграничные водные ресурсы как объект внешнеполитических отношений центрально-азиатских государств. Цель работы - определить роль водных ресурсов во внешних отношениях стран Центральной Азии. Для решения заданной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи: 1) оценить водный потенциал Центральной Азии и проблему водного обеспечения для стран региона; 2) выявить особенности формирования правовых основ взаимодействия в области водно-энергетических ресурсов между странами Центральной Азии в 1990-2000-х гг.; 3) показать конфликт интересов стран «водопроизводства» и «водопотребления» в Центральной Азии; 4) рассмотреть основы сотрудничества Центрально-Азиатских государств в области водно-энергетических на примере региональных организаций и в рамках двусторонних отношений; 5) раскрыть основные проблемы и риски реализации водно-энергетического сотрудничества и совместных проектов освоения водных ресурсов стран Центральной Азии; 6) рассмотреть перспективы и сценарии взаимодействия стран Центральной Азии в совместном освоении энергетических и водных ресурсов. Информационную базу исследования составили несколько групп источников. К первой группе источников следует отнести международные договоры и декларации между странами Центральной Азии в области совместного использования и управления трансграничными водными ресурсами: соглашение пяти стран 1992 г. «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников», соглашение стран бассейна реки Сырдарья 1998 г. об использовании водных ресурсов данной трансграничной реки, Ашхабадскую декларацию 1999 г., посвященную спасению Арала, соглашения Кыргызстана и Казахстана 2000 г. об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас. Вторую группу источников составили национальные документы стран Центральной Азии в области использования водных ресурсов: водные кодексы Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и закон «О воде и водопользовании» Узбекистана. Данные документы раскрывали понимание международного сотрудничества в области трансграничных рек с точки зрения национального законодательства. К третьей группе документальных источников следует отнести международные документы, материалы и доклады в области трансграничных водных ресурсов. Так конвенция ООН «По охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» 1992 г. показывает международный опыт разрешения проблемы в использовании совместных водоемов между странами. Программа США «USAID Power Central Asia» раскрывает особенности формирования единого рынка электричества в регионе. Доклад Европейской парламентской исследовательской службы показал основные положения политики ЕС по отношению к странам Центральной Азии в области решения водной проблемы. Четвертую группу источников составили информационные материалы СМИ стран Центральной Азии: статьи информационного агентства «Фергана», «Kazakhstan Today», Sputnik Таджикистан. В данных материалах содержались фактологическая информация об отдельных аспектах международных отношений стран Центральной Азии в области использования водных ресурсов. Методологическая база исследования основывалась на использовании как общенаучных, так и специальных научных методов. Проблема совместного использования водных ресурсов Центральной Азии рассматривалась в рамках комплексного подхода как совокупность внутренних экологических, политических, экономических и социально-демографических процессов. Сравнительный метод использовался при сопоставлении позиций и интересов стран водопотребления (Туркменистан, Узбекистан, Казахстан) и водопроизводства (Таджикистан, Кыргызстан), при определении различий национального водного законодательства. Международные отношения стран Центральной Азии по водной проблематике рассматривались в рамках системного подхода - как результат взаимодействия пяти стран региона, региональных лидеров: России и Китая, ведущих политических сил мира - США и ЕС. К специальным методам исследования можно отнести историко-генетический метод, который позволил рассматривать процесс становления проблемы водных ресурсов стран Центральной Азии в исторической динамике развития, от ее зарождения в период СССР до современного состояния. Научная новизна исследования определяется тем, что в работе показана эволюция правовых основ взаимодействия в области водно-энергетических ресурсов между странами Центральной Азии. Выявлены основные факторы, усугубляющие проблему международных отношений в сфере водопользования для стран региона. Показано влияние КНР и России на международное сотрудничество в области совместного использования водных ресурсов государств Центральной Азии. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Читать дальше
В заключение работы можно сделать следующие выводы. Страны Центральной Азии, в силу географических особенностей, обладают достаточно ограниченными запасами поверхностных водных ресурсов. Водные ресурсы региона представлены двумя реками Аральского бассейна - Амударьей и Сырдарьей. Данные реки протекают через пять государств Центральной Азии, образуя единую трансграничную водную систему. Несмотря на ограниченные водные ресурсы, проблема водного обеспечения характерна только для трех стран региона: Узбекистана, Туркменистана и Казахстана. Эти государства можно отнести к водно-дефицитным странам. Наоборот, для Таджикистана и Кыргызстана дефицит водных ресурсов не наблюдается. На территории этих стран в горной местности формируется основной речной сток региона, что позволяет отнести данные государства к водно-избыточным. С распадом СССР в 1991 г. некогда единая водохозяйственная система Центральной Азии оказалась разделенной на пять независимых государств. С этого момента началась формироваться правовая основа сотрудничества между странами в области использования и потребления водных ресурсов. В 1990-е гг. были закреплены и продолжены принципы водохозяйственной деятельности, принятые еще в СССР. В 2000-х гг. все острее стала назревать проблема коренной модернизации правой основы сотрудничества, создания межнационального органа по управлению трансграничными водными ресурсами, однако эти тенденции не подкрепились реальными политическими действиями государств Центральной Азии. По мере обретения политической и хозяйственной самостоятельности между странами Центральной Азии, все острее стал назревать конфликт между водно-избыточными и водно-дефицитными странами. Противоречие было основано на двух взаимоисключающих режимах работы трансграничной водной системы региона: режиме орошения с максимальной подачей воды в летний сезон, что было выгодно Узбекистану, Туркменистану и Казахстану, и режиме гидроэнергетики с максимальным речным стоком зимой для работы ГЭС, что являлось приоритетным для Таджикистана и Кыргызстана. Приоритет своих национальных интересов и игнорирование потребностей соседних стран, заставили государства нарушать режим договоренностей по лимитам водопотребления в 2000-х гг., что еще более обострило конфликтную ситуацию в регионе. На протяжении 1990-2000-х гг. фактор водных ресурсов играл важную роль в развитии международных отношений стран Центральной Азии. Проблему водных ресурсов страны пытались решить в формате пяти сторонних отношений, в рамках международных и региональных организаций, путем двусторонних переговоров. Наиболее оптимальной формой взаимодействия стала ситуация «сельскохозяйственного» режима функционирования водохозяйственной системы Центральной Азии в летний период, с приоритетом орошения в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане. При этом в зимний период в качестве компенсации страны верхнего течения рек - Кыргызстан и Таджикистан получали компенсацию в виде электроэнергии и дешевых топливных ресурсов со стороны стран нижнего течения рек. Несмотря на тридцатилетнюю историю взаимодействия стран Центральной Азии по водной проблеме, к настоящему времени государства не выработали единый механизм эффективного сотрудничества в области распределения и контроля водных ресурсов. В 2000-х гг. появились и стали нарастать негативные факторы водно-энергетического сотрудничества стран Центральной Азии: ухудшение экологической ситуации, нарастаний националистических тенденций, хозяйственный упадок ирригационных систем, неисполнение ранее достигнутых договоренностей. Все это привело к ситуации, когда наличие общей водной системы в регионе, вместо того, чтобы стать интегрирующим, объединяющим началом в международных отношениях стран Центральной Азии, стало источником конфликтов и отстаивания своих национальных интересов. Перспективы развития международных отношений в области использования водных ресурсов Центральной Азии достаточно противоречивы. Ухудшение экологической ситуации, рост населения и производства обостряет проблему дефицита водных ресурсов, и делают отношения стран более конфликтными. С другой стороны, государства не в полной мере реализовали все национальные возможности по экономии и рациональному использованию водных ресурсов. Именно в области рационального водопользования лежит решение частичного восстановления водного потенциала стран Центральной Азии и это может стать основой новой совместной политики. Роль водных ресурсов в развитии внешних отношений стран Центральной Азии можно определить как двойственную. С одной стороны, единая речная система вынуждает страны активизировать совместные отношения и совместно решать все текущие проблемы водопотребления и водопользования. Общие речные ресурсы создают удобные предпосылки для интеграции в области гидроэнергетики, сельского хозяйства, решения экологических проблем. С другой стороны, «общий характер» рек накладывает ограничения на их индивидуальное использование в странах. Данные ограничения болезненно воспринимаются национальными правительствами. Несовпадение хозяйственных интересов в области использования трансграничных рек служит дестабилизирующим фактором в международных отношениях стран Центральной Азии.
Читать дальше
Источники 1. Ашгабадская декларация: принята 9 апреля 1999 г. Правительством Республики Казахстан, Правительством Республики Таджикистан, Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан. г. Ашгабад. - Текст: электронный // Исполнительный комитет Международного фонда спасения Арала. - URL:https://ecifas-tj.org/wp-content/uploads/2020/Ашхабадская-декларация-1999-2.pdf(дата обращения: 02.02.2022). 2. Водные ресурсы бассейна Аральского моря.- Текст: электронный // Портал знаний о водных ресурсах и экологии стран Центральной Азии. - URL:http://www.cawater-info.net/aral/water.htm(дата обращения: 30.01.2022). 3. Водный кодекс Кыргызской Республики - №8 от 12.01.2005.- Текст: электронный // Министерство юстиции Кыргызской Республики.- URL:http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1605 (дата обращения: 14.02.2022). 4. Водный кодекс Республики Казахстан №481 от 09.07.2003 - Текст: электронный // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. - URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/K030000481_ (дата обращения: 17.02.2022). 5. Водный кодекс Республики Таджикистан от 07.09.2020.- Текст: электронный // Министерство энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан. - URL:https://www.mewr.tj/?p=1163(дата обращения: 17.02.2022). 6. Водный кодекс Туркменистана от 25.10.2016. - Текст: электронный // Государственное информационное агентство Туркменистана «Туркменистан: Золотой век». - URL:https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/27229/vodnyi-kodeks-turkmenistana(дата обращения: 16.02.2022). 7. О воде и водопользовании: закон Республики Узбекистан: №837-XII от 06.05.1993.- Текст: электронный //Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан. - URL:https://water.gov.uz/ru/doc/1546094482/1547271796 (дата обращения: 17.02.2022). 8. Двустороннее взаимодействие по водным вопросам между странами Центральной Азии. - Текст: электронный //Вода в Центральной Азии и мире. 2019. - Ташкент, 2020 - С.83-93. - URL:http://www.cawater-info.net/yearbook/pdf/04_yearbook2019_ru.pdf(дата обращения: 09.02.2022). 9. Двустороннее взаимодействие по водным вопросам между странами Центральной Азии. - Текст: электронный //Вода в Центральной Азии и мире. 2020. - Ташкент, 2021 - С.53-63. - URL:http://www.cawater-info.net/yearbook/pdf/04_yearbook2020_ru.pdf(дата обращения: 09.02.2022). 10. Заявление руководителей водохозяйственных органов республик Средней Азии и Казахстана: принято 12 октября 1991 года в г. Ташкенте - Текст: электронный //Портал знаний о водных ресурсах и экологии стран Центральной Азии. - URL:http://www.cawater-info.net/library/rus/icwc2.pdf (дата обращения: 31.01.2022). 11. Как поменялась численность населения в странах ЦА - Текст: электронный //Sputnik Таджикистан. - 2021. - 7 апр. - URL:https://tj.sputniknews.ru/20200905/kak-menyalas-chislennost-naseleniya-stranah-centralnoy-asia-1031849962.html(дата обращения: 30.01.2022). 12. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер: принята Европейской Экономической Комиссией ООН 17 марта 1992 г. - Текст: электронный// Организация Объединенных наций: официальный сайт.- https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/watercourses_lakes.shtml(дата обращения: 30.01.2022). 13. Основные направления Концепции развития промышленности Республики Узбекистан до 2025 г. - Текст: электронный //Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан .- URL:https://mineconomy.uz/sites/default/files/promyshlennost_2025 _spravka_27062019.docx (дата обращения: 16.02.2022). 14. Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников»: подписано 18.02.1992. г. Алма-Ата. - Текст: электронный //Межгосударственная Координационная Водохозяйственная Комиссия Центральной Азии (МКВК) .- ULR: http://amudarya-bwo.org/wp-content/uploads/2019/05/SOGLASHENIE-Alma-Aty-1992g..pdf(дата обращения: 30.01.2022). 15. Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья: подписано 17.03.1998. г. Бишкек. - Текст: электронный // Исполнительный комитет Международного фонда спасения Арала. - URL:https://ecifas-tj.org/wp-content/uploads/2021/02/3.-soglashenie-ob-ispolzovanii-v-r-syrdarya.pdf (дата обращения: 03.02.2022). 16. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас: подписано 21.01.2000. г. Астана. - Текст: электронный // Исполнительный комитет Международного фонда спасения Арала. - URL:https://ecifas-tj.org/wp-content/uploads/2021/02/7.-sog.-v-ramkah-chu-n-talas.pdf (дата обращения: 03.02.2022). 17. Соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально- экономического развития Аральского региона: подписано 26.03. 1993 г., г. Кзыл-Орда. - Текст: электронный // Исполнительный комитет Международного фонда спасения Арала.- URL:https://ecifas-tj.org/wp-content/uploads/2021/02/2.-sog.-soczialno-ekologicheskogo-razvitiya.pdf(дата обращения: 30.01.2022). 18. СССР. Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. О создании Амударьинского бассейнового управления по межреспубликанскому распределению водных ресурсов (Упрводхоз «Амударья»): Приказ Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР от 27.08.1987 №301. - Текст: электронный // Портал знаний о водных ресурсах и экологии стран Центральной Азии. - URL:http://www.cawater-info.net/bk/water_law/pdf/prikaz-amudarya.pdf(дата обращения: 30.01.2022). 19. Президенту Туркменистана представлены проекты социально-экономического развития района озера «Алтын асыр» - Текст: электронный //Государственное информационное агентство Туркменистана «Туркменистан: Золотой век». - 2019. - 28 сен. - URL:https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/33142/prezidentu-turkmenistana-predstavleny-proekty-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-raiona-ozera-altyn-asyr- (дата обращения: 11.02.2022). 20. Узбекистан и Туркмения выступили против возведения Рогунской и Камбаратинской ГЭС - Текст: электронный // Информационное агентство «Kazakhstan Today». - 2009. - 26 фев. - URL:https://www.kt.kz/rus/politics/uzbekistan_i_turkmenija_vistupili_protiv_vozvedenija_rogunskoj_i_kambaratinskoj_ges_1153478624.html(дата обращения: 10.02.2022). 21. Что такое единая энергосистема Центральной Азии, почему ее называют «энергетическим кольцом» и зачем она нужна? - Текст: электронный // Министерство энергетики Республики Узбекистан. - 2022.- 28 янв. - URL:https://minenergy.uz/ru/news/view/1777(дата обращения: 09.02.2022). 22. USAID Power Central Asia: Enhancing energy security, regional connectivity, and adoption of clean energy technologies across Central Asia. - Текст: электронный // U.S. Agency for International Development. - URL:https://www.usaid.gov/central-asia-regional/fact-sheets/usaid-power-central-asia (дата обращения: 16.02.2022). 23. EU-Central Asia dialogue on water. EU Water Initiative and national policy dialogues. - Текст: электронный // European Parliamentary Research Service. September. - 2018. - ULR: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2018/625181/EPRS_BRI(2018)625181_EN.pdf (дата обращения: 30.01.2022). 24. Ülkämiziň tebigy baýlygy (Природные ресурсы нашей страны) - Текст: электронный //Министерство сельского хозяйства и окружающей среды Туркменистана. - 2021. - 16 окт. - URL:https://minagri.gov.tm/news/2021-10-19T0544-Ulkamizin-tebigy-baylygy(дата обращения: 09.02.2022). Литература 25. Белоглазов А. «Водный» прогноз Центральной Азии: четыре сценария развития событий/Альберт Белоглазов. - Текст: электронный // Институт исследований Центральной Азии. - 06.09.2019. - URL:https://central-asia.institute/vodnyj-prognoz-czentralnoj-azii-chetyre-sczenariya-razvitiya-sobytij/ (дата обращения: 11.02.2022). 26. Боришполец, К.П. Водно-энергетические проблемы Центральной Азии и сравнительные возможности ЕврАзЭС и ШОС в деле их решения / К.П. Боришполец. - Текст: непосредственный //Вестник МГИМО. - 2011.- №2. - С.31-37. 27. Боришполец, К.П. Водные ресурсы Центральной Азии в контексте регионального сотрудничества /К.П. Боришполец, А.Я. Барабаджанов. - Текст: непосредственный // Аналитические записки Института международных исследований МГИМО (У) МИД России. - 2007.- №9(29).- С.3-22. 28. Боришполец К. П. Центральная Азия как региональный проект /К.П. Боришполец. - Текст: электронный // Вестник МГИМО. - 2010. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentralnaya-aziya-kak-regionalnyy-proekt (дата обращения: 03.02.2022). 29. Будущее бассейна Амударьи в условиях изменения климата - / Под общ. ред. проф. В.А. Духовного. – Ташкент: НИЦ МКВК Центральной Азии, 2018. – 328 с.- Текст: непосредственный. 30. Гриняев, С.Н. Актуальные вопросы применения механизма биржевой торговли для решения водно-энергетических проблем стран Центральной Азии. Аналитический доклад /С.Н. Гриняев, А.Н. Фомин. - Москва: Центр стратегических оценок и прогнозов, 2009.- 52 с. - Текст: электронный //Центр стратегических оценок и прогнозов. - ULR: http://csef.ru/media/articles/530/530.pdf(дата обращения: 30.01.2022). 31. Дмитриева, Е.Л. Водные ресурсы Средней Азии: проблемы и пути решения / Е.Л. Дмитриева // Россия и мусульманский мир: Научно-информационный бюллетень / РАН. ИНИОН. Центр науч. - информ. исслед. глобальных и региональных проблем. – Москва, 2019 – № 3 (313). – С.- 42-48.— ISBN 1998-1813. — Текст: непосредственный. 32. Заплати Душанбе чеканной монетой: погасят ли талибы долг за таджикский свет. - Текст: электронный //Sputnik Таджикистан. - 2022. - 8 фев. - ULR: https://tj.sputniknews.ru/20220208/taliby-afghanistan-tajikistan-elektrichestvo-dolg-voyna-1045600493.html (дата обращения: 15.02.2022). 33. Зонн, И.С. Водная политика Афганистана в Центральной Азии / И.С. Зонн, С.С. Жильцов, А.В. Семенов, А.Г. Костяной. - Текст: непосредственный //Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление.- 2018. - № 3 (26). - С.54-66. 34. Кривошеев К. В отношения Таджикистана и Узбекистана добавили энергии /Кирилл Кривошеев - Текст: электронный // Коммерсант.- 2018. - 17 нояб. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3803885 (дата обращения: 10.02.2022). 35. Меркулова, М. Вода должна течь /М. Меркулова. - Текст: электронный // Российский совет по международным делам. - 2013.- 2 авг. - URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/voda-dolzhna-tech/ (дата обращения: 15.02.2022). 36. Мусабаева, А. Водная политика Кыргызстана: вызовы и возможные шаги их преодоления /А Мусабаева. - Текст: электронный // Портал знаний о водных ресурсах и экологии стран Центральной Азии. - 2007. - URL: http://cawater-info.net/bk/water_law/pdf/musabaeva_ru.pdf(дата обращения: 30.01.2022). 37. Пришло время Таджикистана: как республика спасет ЦА от засухи и тьмы. - Текст: электронный //Sputnik Таджикистан. - 2021.- 8 дек. - URL: https://tj.sputniknews.ru/20211207/tajikistan-energetika-central-asia-1044007370.html(дата обращения: 30.01.2022). 38. Рахынбеков А. Способна ли ШОС разрешить проблему воды в Центральной Азии?/ Артур Рыхынбеков. - Текст: электронный// Информационное агентство «Фергана». - 2007. - 10 авг. - URL:https://www.fergananews.com/articles/5280 (дата обращения: 11.02.2022). 39. Скляр Л. Досье: какие выгоды получит Узбекистан от вступления в ЕАЭС /Лев Скляр. - Текст: электронный // Евразия Эксперт. - 2021.- 7 фев. - URL:https://eurasia.expert/kakie-vygody-poluchit-uzbekistan-ot-vstupleniya-v-eaes/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 12.02.2022). 40. Стратегическое планирование и устойчивое управление развитием водных ресурсов в Центральной Азии. Выпуск 8. – Ташкент, НИЦ МКВК, 2004 – 287с. - Текст: электронный // Портал знаний о водных ресурсах и экологии стран Центральной Азии. - URL: http://www.cawater-info.net/library/rus/spm/00.pdf(дата обращения: 30.01.2022). 41. Сулейманова, Г.Б. Сотрудничество стран Центральной Азии по экологическим вопросам / Г.Б. Сулейманова. - Текст: непосредственный // Вестник Ошкского государственного университета. - 2020.- №1-3.- С. 339-345. 42. Центральная Азия: огонь, вода и ржавые трубы - Текст: электронный // Ритм Евразии. - 2022. - 23 янв. - URL:https://www.ritmeurasia.org/news--2022-01-23--centralnaja-azija-ogon-voda-i-rzhavye-truby-58287 (дата обращения: 17.02.2022). 43. Trilling, D. Chinese researchers calculate Central Asia’s water waste, agriculture potential/ D. Trilling. - Текст: электронный // Eurasia net. - 2021. - 24 апр. - URL:https://eurasianet.org/chinese-researchers-calculate-central-asias-water-waste-agriculture-potential (дата обращения: 17.02.2022). 44. What does China’s BRI mean for Central Asia’s water future? - Текст: электронный // Eurasia net. - 2021. - 21 фев. - URL:https://eurasianet.org/what-does-chinas-bri-mean-for-central-asias-water-future(дата обращения: 15.02.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Коэффициент интеллекта как фактор успешности обучения в военном ВУЗе
Количество страниц:
70
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
дипломная работа
Основания и условия осуществления оценочной деятельности на примере оценки квартиры в г.о. Клин
Количество страниц:
40
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Оценочная деятельность
дипломная работа
Гастрономическая лексика в китайскоязычной среде 
Количество страниц:
60
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Лингвистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image