Проанализировав различные источники информации, мы пришли к выводу, что при планировании работы социально-педагогической и психологической службы работники образовательных учреждения сталкиваются с определенными проблемами. Мы хотим перечислить главные проблемы с рекомендациями для их преодоления.
Первая проблема, которая касается больше социально-педагогической службы – отсутствие надлежащего образования. Чаще всего это педагог, прошедший курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, который получает знания больше на практике. Для ликвидации этой проблемы нужно обратиться к администрации, которая должна решать данные кадровые вопросы. Если возможности принятия на работу квалифицированного человека нет, тогда нужно более внимательно относиться к выбору педагога, претендующего на данную ставку и больше затрат (временных, материальных) произвести на его тщательную подготовку. Очевидно, что в комплексе мер по решению данной проблемы необходимо повышать значимость системы социально-педагогической и психологической помощи в целом в обществе, повышать авторитет профессии педагога социального и педагога-психолога в глазах учащихся, родителей, педагогов.
Необходимо привлекать будущих специалистов социально-педагогических учреждений на практику в школы, колледжи, детские сады, организации дополнительного образования, где будет максимальный охват основных направлений деятельности службы, а у студентов будут формироваться знания и умения находить конкретные социально-педагогические и психологические решения в конкретных жизненных ситуациях. Нужно продолжать работу семинаров, конференций молодых педагогов-психологов, молодых социальных педагогов.
Вторая проблема – отсутствие взаимодействия между социально-педагогической и психологической службой. Чаще всего, когда социальный работник не справляется ученик идет к психологу. Данная позиция не верна, так как только во взаимодействии можно решить проблему обучающегося. Взаимодействия должны осуществляться с целью организации комплексного подхода в решении задач. Чтобы преодолеть данную ситуацию желательно на методическом совете или на собрании администрации школы указать на данный пробел и разработать методическое пособие или образовательную программу в рамках своего образовательного учреждения, в которой будут прописаны цели, задачи, методы, принципы, формы и условия взаимодействия этих служб.
Третья проблема – отсутствие материального оснащения для работы данных служб, например, собственного кабинета социального работника, что часто тормозит работу педагога. Не всегда кабинет оснащен нужными материалами, которые необходимы в работе психолога и социального работника. В связи с этим предлагаем создавать каждый семестр запрос на приобретение необходимых источников, материалов в работе данных служб, а администрации образовательного учреждения заранее включать в план затрат расходы со стороны данных сотрудников.
Четвертая проблема – отсутствие четкой нормативно-правовой регламентации работы социально-педагогической и психологической службы. Существуют в системе РФ определенные положения работы данных служб, однако в связи с вступлением в силу новых федеральных государственных стандартов, данные положения должны быть пересмотрены, дополнены, откорректированы. Наибольшее внимание нужно обратить на круг функций и полномочий социально-педагогических и психологических служб, так как они очень обширны.
Пятая проблема – бюрократия, оформление множества отчетностей, планов, анализов, образовательных программ, заполнение которых не дают возможности больше проводить индивидуальной работы с учеником и которые увеличиваются с каждым годом. Требуется разработать нормативный акт на уровне субъекта федерации или лучше государственном уровне с конкретным перечислением форм отчетности данных служб, при этом пересмотреть и сократить те формы отчётности, что сейчас предоставляют социальные педагоги и психологи.
Подводя итог, можно отметить, что нам удалось изучить особенности планирования работы социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, а также выявит основные проблемы данных структур. А это значит, что поставленная цель и задачи исследования достигнуты.