Профессиональное самоопределение человека начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении многих последующих лет. Происходит формирование отношения к трудовой деятельности, профессиям, социальной среде, выбирается предпочтительный способ самореализации. В это время определяются планы, ставятся цели, которые продиктованы желаниями, потребностями и уровнем притязаний. Учитываются и потребности общества в определенных специальностях, ведь важно быть востребованным на рынке труда. Человек начинает путь самореализации, ищет свой индивидуальный стиль деятельности. Происходит процесс становления личности. Человеку важно правильно выбрать профессиональное направление, так как это будет влиять на всю его дальнейшую жизнь. Нужно также учесть потребности общества, чтоб взаимодействие с ним было эффективным, успешным и полезным. Если личность не будет реализовывать свои способности и таланты, если профессия будет не востребована, то это может привести к разочарованию. Нужно также иметь ввиду, что социально-экономическая среда предъявляет свои требования и регулярно изменяется. Процесс профессионального самоопределения является продолжительным по времени, вызывает определенные трудности, переживания, требует к себе большого количества внимания.
Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в отечественной педагогической практике средствами профессиональной ориентации. Ведущей целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является сегодня формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Таким образом, профессиональная ориентация в школе решает, в первую очередь, задачи формирования личности, определенной социально значимой ориентации, для обеспечения кадровых потребностей общества и эффективного регулирования рынка труда.
Профессиональное самоопределение – это отношение человека к выбранной профессии, которое основывается на эмоциональной составляющей личности. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление.
Профессиональное самоопределение является ведущей деятельностью, которая приводит к самореализации как в личностном аспекте, так и в культурном. Благодаря широкому спектру различных профессий индивид способен найти ту сферу деятельности, которая приведет его к наибольшей самореализации.
Человек начинает свое знакомство с профессиями и трудовой деятельностью еще с дошкольного возраста. А профессиональное самоопределение происходит уже в юношестве. До поступления в школу дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых примеряют на себя и изучают различные виды деятельности, приобретают первые навыки труда, развивают интерес к профессиональной среде. Они учатся выполнять посильную работу, примеряют на себя разные роли, учатся ответственности и самостоятельности, обогащают знания о взрослых обязанностях и их труде.
В начальной школе дети приобретают новые навыки, развивают мыслительные процессы, творческие способности. Они перерабатывают большие объемы информации и получают новые знания. Все это положительно влияет на будущее профессиональное становление.
Подростки начинают задумываться о желаемой профессии, много мечтают и фантазируют о будущем, рассуждают о преимуществах профессий, определяют свое личное отношение к каждой из них, а также престижность в обществе.
Выбор профессии происходит в юношестве. Девушки и юноши определяют свои возможности, таланты, интересы, желания, изучают рынок труда и в каких профессиях нуждается общество.
Но многие подростки делают неверный выбор профессии. В данном случае индивиды начинают чувствовать неудовлетворенность в выбранной сфере деятельности, в учебном процессе. В таком случае происходит поиск смены деятельности и попытки внести какие-либо изменения. Однако, в основном, подростки довольствуются сделанным выбором и укрепляют свою расположенность к выбранной сфере.
Самооценка играет очень большую роль при профессиональном самоопределении. При заниженной или завышенной самооценке человек не может объективно оценивать свои возможности, не осознает себя в должной степени, соответственно часто делает неверный выбор. У многих подростков есть проблемы с самооценкой. Одна часть учеников не уверена в себе, думает, что не способна на что-то большее, другие же, наоборот, переоценивают свои возможности, стремятся к высотам, на которые могут быть не способны. От самооценки зависит уровень притязаний. Если профессия будет выбрана неверно, то это приведет к разочарованию и сожалениям. Но низкая самооценка влияет не только на выбор профессии, но и на жизнь в целом, и на становление личности. Профессиональная деятельность – важная часть жизни каждого человека, именно поэтому ей приходится уделять много внимания и стоит очень ответственно относится к выбору профессиональной сферы.