Введение...................................................................................................................3 ГЛАВА 1. Теоретическое изучение мотивации старших школьников в психолого-педагогических исследованиях 1.1 Понятие «мотивация» в психологии.............................................................6 1.2. Значение внешней и внутренней мотивации............................................11 1.3 Особенности протекания учебной деятельности старшеклассников......13 1.4 Мотивы учения............................................................................................... 14 Вывод из первой главы.........................................................................................15 ГЛАВА 2. Организация исследования 2.1 Этапы исследования: проведение анкетирования с целью выявления типов учебной мотивации, анализ результатов................................................. .........16 2.2 Выбор анкеты для эмпирического исследования....................................16 2.3 Обработка и анализ результатов анкетирования....................................... 17 2.4 Определение причин демотивации в школьном классе..............................19 Выводы из второй главы................................................................................22 Заключение.............................................................................................................24Список литературы................................................................................................27 Приложение 1........................................................................................................ 30 Приложение 2........................................................................................................ 31

Мотивация и демотивация школьников в старших классах школы – причины, стратегии развития и поддержания.

курсовая работа
Психология
30 страниц
74% уникальность
2022 год
20 просмотров
Набокова Л.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...................................................................................................................3 ГЛАВА 1. Теоретическое изучение мотивации старших школьников в психолого-педагогических исследованиях 1.1 Понятие «мотивация» в психологии.............................................................6 1.2. Значение внешней и внутренней мотивации............................................11 1.3 Особенности протекания учебной деятельности старшеклассников......13 1.4 Мотивы учения............................................................................................... 14 Вывод из первой главы.........................................................................................15 ГЛАВА 2. Организация исследования 2.1 Этапы исследования: проведение анкетирования с целью выявления типов учебной мотивации, анализ результатов................................................. .........16 2.2 Выбор анкеты для эмпирического исследования....................................16 2.3 Обработка и анализ результатов анкетирования....................................... 17 2.4 Определение причин демотивации в школьном классе..............................19 Выводы из второй главы................................................................................22 Заключение.............................................................................................................24Список литературы................................................................................................27 Приложение 1........................................................................................................ 30 Приложение 2........................................................................................................ 31
Читать дальше
Ученые сходятся в мнении, что для плодотворного обучения школьников важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он желает овладеть знаниями и умениями. Из этого постулата вытекает проблема способов формирования мотивов учебной деятельности. Известно, что негативное или безразличное отношение школьников к учению является причиной неуспеваемости или низкой успеваемости. Между тем, в современном обществе есть серьезный запрос на реализацию потенциала личности, его интеллектуальных, творческих ресурсов. Школьники и студенты, успешно реализующие свою учебную деятельность, являются будущей основой общества и способны создать конкурентоспособный контингент в масштабах мировой общественности. Необходимость эмпирических исследований мотивационной сферы студентов и старших школьников обусловлена влиянием переменных мотивов на процесс обучения и возможностью влияния на эффективность усвоения знаний. Стимулируя определенные мотивационные составляющие и не допуская формирование так называемой амотивации, есть вероятность повысить академическую успеваемость школьников старших классов и поднять их учебный потенциал.


Диссертация по менеджменту на заказ - один из наиболее успешных способов получить качественно написанную работу. Доверьте вашу диссертацию экспертам из Work5.


. Следует учитывать, что надежного методического инструментария для исследования учебной мотивации в отечественной практике не так много. Значительное число экспериментов западных исследователей в области мотивации достижения доказывают социокультурную обусловленность. Это доказывает необходимость практического и теоретического изучения структур и условий, обеспечивающих формирование и повышение мотивации учения. Недостаток мотивации в электронном образовании играет такую же серьезную роль, как и в традиционном. Современное онлайн образование построено с внедрением элементов геймификации или игрофикации – игровых сценариев, что увеличивает вовлечение в обучающий процесс. Геймификация позволяет усилить мотивацию достижения, самоуважения, саморазвития, за счет создаваемой атмосферы соперничества. К элементам игрофикации относятся: подсчёт количества очков, создание разноуровневой структуры обучения в зависимости от уровня приобретенных знаний и навыков, создание внутриигровой системы поощрения и наказания, внутриигровой доски почета или рейтинговой шкалы, внедрение виртуальных валют, отображение шкалы прогресса и др. Внедрение геймификации в традиционное образование имеет ряд сложностей, к основным из них относится нежелание преподавателя тратить свое личное время на подготовку геймификации и внедрения ее. Интернет изменил все и не поменял ничего. Взять, к примеру массовые онлайн-курсы (MOOC): лекции читают одни из лучших преподавателей, курсы разрабатывают самые престижные университеты, обучение предоставляется совершенно бесплатно, да и слушать лекции можно в удобное время. Данные курсы вызвали бурю энтузиазма, но согласно проведенному в 2013г. исследованию пенсильванского университета (Penn GSE) - энтузиазм длился недолго. Согласно полученным данным, предоставленным онлайн-ресурсом Coursera, из общего количества зарегистрированных человек около 60% прослушали минимум одну лекцию и всего около 14% полностью завершили обучение по какому-либо курсу или завершили его хотя бы на половину (Bato, 2016, p. 40). Актуальность данной темы в том, что, определив причины учебной мотивации, возможно, целенаправленно влиять воспитательными воздействиями на ее становление и развитие. Целью работы является исследование причин возникновения мотивации и демотивации учеников старших школьников. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: - изучить сущность мотивации и ее структуру на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы; - выявить особенности мотивационной сферы старших школьников на основе теоретического и экспериментального материала; - изучить влияния мотивации на школьную успеваемость; - найти способы развития мотивационной сферы старшеклассников. Объект исследования: школьная мотивация учащихся старших классов. Предмет исследования: причины школьной мотивации и демотивации у школьников 10–11 классов. Гипотеза исследования заключается в том, что внутренняя мотивация ученика является более важной чем внешняя и должна поддерживаться со стороны учителей и родителей. Методы исследования включают обзор литературных источников, выполнение анкетирования, с подробным анализом полученных данных. Теоретическая и практическая значимость заключается в следующем: понимание принципов внутренний и внешний мотивации учеников, определения ведущих типов мотивации, позволит использовать полученные данные для разработки правильных техник взаимодействия с учениками, направленных на увеличение мотивации, а не её снижение. Структура курсовой работы: Курсовая работы состоит из вводной части, в которой обозначена проблема исследования, двух глав: первая - теоретическая, вторая - экспериментальная и завершает работу заключение, в которой делается вывод по проведённой работе. Работа дополняется восьмью рисунками, двумя приложениями.  

Читать дальше
По результатам проведенного опроса среди старшеклассников можно сделать вывод, что юношеский возраст, когда школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, ставит его в ситуацию социального развития. Общество ставит перед молодым человеком необходимую, жизненно важную задачу сомоопределиться с профессией, причём не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Этот выбор осуществляется дважды: первый раз в 9-ом классе, когда школьник выбирает форму завершения школьного образования; второй в 11-ом классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Эта проблема вызывает внешнее давление, из-за которого часть старшеклассников вынуждены учиться. Вместе с тем это удивительный возраст, когда можно сознательно управлять своими потребностями и стремлениями, овладеть своим внутренним миром, формировать жизненных планов и перспектив, что должно означать достаточно высокий уровень личностного развития. Согласно проведенному анкетированию амотивация среди школьников старшей школы крайне высока и составляет 28%, что в очередной раз доказывает высокий уровень демотивации у обучающихся школьников. Вероятно, это связано с неудовлетворенностью школьниками качеством образования, подачи материала либо педагогами. Связано это может быть с активно изменяющимися условиями внешнего мира, при которых информация, получаемая в школе, не воспринимается учениками как что-то необходимое для дальнейшей жизни. Согласно полученным данным, у большинства респондентов мотивация самоуважения располагается в числе ведущих типов учебной мотивации на одном уровне с познавательной мотивацией, мотивацией саморазвития и заметно превосходя по величине мотивацию достижения. Следовательно, мотивация самоуважения у старшеклассников относится к числу основных побудителей учебной деятельности. Мотивация уважения родителями значительно ниже, следовательно, значительная часть респондентов не придает значения внешним мотивам при организации учебной деятельности. Самоопределение старшеклассника отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиняя осваивать выбранную им профессию, он вступает в новый этап своей жизни. Половина респондентов не руководствуется внешними стимулами, они понимают, что учеба нужна им для саморазвития и самосовершенствования. Современная система образования, к сожалению, часто ограничивается лишь формированием у человека знаний, навыков и умений, не придавая большого значения личностным мотивам. Для увеличения учебной мотивации в ходе учебного процесса должны применяться следующие принципы: необходимо аккуратно воздействовать на внутреннюю мотивацию, познавательную мотивацию, прививать принципы, при которых ученик будет получать удовольствие от самосовершенствования, получение новых навыков. Это не лёгкий процесс, однако есть несколько принципов, которая позволит добиться вышеупомянутых результатов повышение внутренней мотивации. К таким принципом относятся: отказ от жёсткого и ограничивающего контроля со стороны учителя, поощрение и не учеников а достигнутых ими результатов, даже небольших, предоставление ученикам обучающих материалов соответствующих их уровне подготовки и др. Неправильной тактикой и считается стремление повышать только лишь внешнюю мотивацию такими приёмами как: пристыживание, манипулирование оценками, наградами, сравнение между учениками и угрозы. Более того упомянутые стратегия не только не повышают мотивацию, но и сильно и е снижают. Такой подход отбивает всякое стремление и желание учиться. Поэтому принципиально важным является повышение внутренней мотивации, за счёт правильных способов вовлечения учеников в обучающий процесс. В противном случае ученик потеряет всякие интерес к обучению, а постоянный стресс от необходимости обучаться в школе, может приводить в том числе и психическим нарушениям. В долговременной перспективе страдает и академическая успешность, так как ребёнок не может долгое время работать на непродуктивных формах мотивации, его ресурсы личности истощаются, а интеллектуальные запросы вскоре перестают проявляться.
Читать дальше
1. Альфи Кон «Наказание наградой» Что не так с школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками. Перевод с английского Наталии Брагиной, Елены Лалаян Москва «Манн, Иванов и Фербер» 2017 2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2007. 3. Артемова, Л. Профиль обучения диктует рынок труда / Л. Артёмова // Народное образование. - 2008. 4. Артюхов, М.В. Теоретические и практические подходы к формированию идеала выпускника образовательного учреждения в условиях инновационных процессов в образовании / М.В. Артюхов // Формирование модели выпускника в условиях инновационных процессов в образовании / под ред. М.В. Артюхова. - Новокузнецк: ИПК, 2008. 5. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологических исследований / АГ. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2004. 6. Гижицкий В.В. Учебный обман как стратегия псевдоадаптивного поведения у старшеклассников // Ученые записки Орловского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2 (58). С. 293–299. 7. Гордеева Т.О, Сычев О.А, Гижицкий В.В, Гавриченкова Т.К, психологический журнал, 2014, том 35, № 4, с. 96 8. Гордеева Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 3. С. 63–78. 9. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24, № 3. С. 32−42. doi:10.17 759/pse.2 019 240 303. 10. Гордеева, Т., & Осин, Е. (2012). Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость). Психологические исследования, 5(24). https://doi.org/10.54359/ps.v5i24.759 11. Данилова, Т. В. Вох¬мянина; Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 1998. -160 с. 12. Дубовицкая, Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. 13. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации / В. К. Вилюнас. – Москва : МГУ, 1990. – 283 с. 14. Загорная, Е. В. Справочник школьного психолога / Е. В. Загорная. – 2-е издание. – М. : Издательство «Наука и техника», 2017. 15. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебник / О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2004. – 432 с. 16. Зимняя, А. А. Педагогическая психология / А. А. Зимняя. – М., 2007. 17. Иванников, В., & Монроз, А. (2014). Волевая саморегуляция процесса мотивации. Психологические исследования, https://doi.org/10.54359/ps.v7i35.617 18. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2006. – 512 с. 19. Капкаев Ю. Ш., Лешинина В. В., Бенц Д. С. Геймификация образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 213-216. 20. Коваль Н. Н. Геймификация в образовании // Педагогическая наука и практика. 2016. № 2(12). С. 25-29. 21. Кон И. С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с. — (Серия «Высшее профессиональное образование»). — ISBN 5-7695-1420-5. 22. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл ; Академия, 2004. – 346 с. 23. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 2004. – 457 с. 24. Макеева, Е. А. Особенности мотивации младших школьников / Е. А. Макеева. – Нижний Новгород, 2004. 25. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 1990. – 192 с. 26. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей : учеб.-метод. пособие / Т. Д. Марцинковская. – М. : Просвещение, 1997. – 372 с. 27. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999 28. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 29. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В.Матюхина. - М.: Педагогика, 2009. 30. Машбиц, Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью: дис..доктора психол. наук. / Е.И. Машбиц. - Киев, 2008. 31. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М.: Наука, 2010. 32. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. 33. Руденко В.А Технология конструирования педагогической анкеты / В.А. Руденко // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 102 - 107. 34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. 35. Bato J. A. P., Marcial D. E. Students' attitudes towards the development of an online guidance counseling system// Information Technologies and Learning Tools. 2016. Vol 56. No. 6. pp. 40-50. DOI: https://doi.org/10.33407/itlt. v56i6.1498
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Квалификация преступлений: понятие, виды и значение.
Количество страниц:
26
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
Видеоигры в аудиовизуальной аналитике: актуальные творческие практики
Количество страниц:
65
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория и практика СМИ
дипломная работа
Анализ преимуществ и недостатков национальной системы платёжных карт "МИР"
Количество страниц:
63
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Банковское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image