Введение 3 Глава 1. Теоретические основы сказки в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста 5 1.1. Сущность понятия «сказка» 5 1.2. Понятие самооценка в психолого–педагогической литературе 7 Глава 2. Анализ роли сказки в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста 11 2.1. Психолого–педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 11 2.2. Анализ опыта использования сказки в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста 15 Глава 3. Эмпирическое исследование формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста 19 3.1. Организация, методы и результаты исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста 19 3.2. Рекомендации педагогам по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 24 Заключение 28 Список литературы 30

Роль сказки в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
79% уникальность
2022 год
23 просмотров
Колобков А.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы сказки в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста 5 1.1. Сущность понятия «сказка» 5 1.2. Понятие самооценка в психолого–педагогической литературе 7 Глава 2. Анализ роли сказки в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста 11 2.1. Психолого–педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 11 2.2. Анализ опыта использования сказки в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста 15 Глава 3. Эмпирическое исследование формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста 19 3.1. Организация, методы и результаты исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста 19 3.2. Рекомендации педагогам по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 24 Заключение 28 Список литературы 30
Читать дальше
Актуальность. Положительная самооценка дошкольника очень важна для его уверенности в себе, овладения новыми умениями, общения с другими детьми. Важность формирования положительной самооценки ребенка объясняется тем, что в современном мире увеличивается роль общественно значимой активности личности, которая предполагает ее высокую сознательность и требовательность к себе и к людям.


На Work5 вы можете заказать диссертацию в Екатеринбурге и быть уверенны в качестве.


Исследование самооценки старших дошкольников является актуальной в современном образовании, т.к. самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направления и уровень активности ребенка, его отношение к самому себе, миру, к людям. Федеральный государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрены ряд психолого–педагогических условий успешной реализации образовательной, среди которых важнейшее значение отведено формированию и поддержке положительной самооценки детей, их уверенности в собственных возможностях и способностях. Самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно–мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора. Формирование адекватной самооценки крайне значимо, поскольку от нее зависит саморегуляция и самоконтроль, что очень важно для подготовки детей к школьному обучению. В связи с этим личностно–ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать и регулировать процесс формирования самооценки, саморазвития и самоутверждения личности. В настоящее время в психолого–педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности. Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на самооценку ребенка. В психологической литературе развитию самооценки у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание. Вопросы развития самооценки, структуры, функции, раскрываются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эрикосона, К. Роджерса и др. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.И. Савонькой и др. Цель: изучение возможности сказки в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста. Задачи: – раскрыть сущность понятия «сказка». Виды и методики. – раскрыть сущность понятия «самооценка». Влияющие факторы. – изучить опыт использования сказки в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической, методической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, тестирование, количественный и качественный анализ данных. Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, Сказка, как форма организации детского опыта, предполагает интеграцию и обобщение ряда функций, сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его восприятие, мышление, память, воображение, т.е. психические процессы, оперирующие единицами опыта. Согласно данной точке зрения, сказка для ребенка является своеобразной матрицей, с помощью которой ребенок организует свой внутренний мир, заполняя ее ячейки элементами опыта, упорядочивает аффективную сферу, формирует стройную систему смыслов, структурирует и оформляет познавательные процессы. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Многочисленные исследования самооценки позволяют утверждать, что сегодня не существует четкого определения данного понятия, хотя данный феномен освещается в литературе довольно подробно. В психологической литературе понятие «самооценка» в общих чертах обозначает сложную систему, которая включает общую и частные самооценки, определяющие характер самоотношения личности. Общая самооценка отражает целостное восприятие себя (принятие или непринятие), определяя уровень самоуважения. Частные самооценки определяют отношение личности к отдельным ее сторонам или проявлениям (физическим, социальным, поведенческим, психологическим). Самооценка выступает компонентом самосознания личности, включающим наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. К особенностям самооценки подростков следует отнести ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Проведена педагогическая диагностика самооценки у старших дошкольников. В исследовании самооценки участвовала группа дошкольников из 15 дошкольников. Как показала проведенная диагностика 40% – дошкольников имеют неадекватно заниженную самооценку, что вероятно является следствием их повышенной тревожности. По результатам исследования были подобраны рекомендации педагогам по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. – М.: Академия, 2015. – 344 с. 2. Бернс, Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2012. – 307 с. 3. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я–концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. – Вып. № 1. – С. 4 – 46. 4. Бородко, И.М. Сказки, способствующие достижению успеха и повышению самооценки / И.М. Бородко // Дошкольное воспитание. 2018. №4. С.4–25. 5. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 390 с. 6. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. – 312 с. 7. Джемс, У. Психология / У. Джеймс. – М.: Педагогика, 2011. – 368 с. 8. Деркач, А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач // Мир психологии. 2018.С. 2–54. 9. Зинько, Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук./ Е.В. Зинько. М.: Наука, 2017. – 185 с. 10. Куперсмит, С. Предпосылки самооценки / С. Куперсмит. – Москва: Просвещение, 2009. – 129 с. 11. Ляпунова, Н.Н. Использование сказки в интегрированной деятельности в формировании самооценки / Н.Н.Ляпунова // Дошкольное воспитание. 2019. №5. С.2–44. 12. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2014. ‒ 206 с. 13. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22–е изд. – Москва: Рус. яз., 2010. – 853 с. 14. Померанцева, Э.В. Происхождение образа / Э.В. Померанцева – М.: Лабиринт, 2011. – 87 с. 15. Пискунова, М.С. Сказки в непосредственной образовательной деятельности детей / М.С.Пискунова // Дошкольное воспитание. 2018. №7. С.4–39. 16. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 2006. – 176 с. 17. Соколов, Ю.М. Русский фольклор / Ю.М. Соколов – М.: Луч, 2018 – 292 с. 18. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров //Вопросы психологии. 2017. №3. С.6–39. 19. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова – М.: Издательство Института Психотерапии, 2011. – 256 с. 20. Филиппова, Л.В. Сказка как источник творчества детей / Л.В. Филиппова, Ю.В. Филлипов, И.Н. Кольцова, А.М. Фирсова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 288 с. 21. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – Москва : Педагогика, 2009. – 148 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Сестринский уход при хронической сердечной недостаточности
Количество страниц:
35
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Медицина
курсовая работа
Государственная служба субъекта Российской Федерации: правовые и организационные проблемы (на примере конкретного субъекта РФ)
Количество страниц:
26
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Административное право
курсовая работа
Правовые основы законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности
Количество страниц:
35
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image