Введение……………………………………………………………………..3
1. Речевые жанры в интернет-пространстве………………………………..5
1.1. Теория речевых жанров: основные концепты и проблемы 5
1.2 Специфика речевых жанров в интернет-пространстве 8
2. Речевой жанр похвалы в отзывах к произведениям fanfiction (на материалах сайта ficbook.net)………………………………………………..12
2.1 Общая характеристика
дискурсивного пространства сайта ficbook.net 12
2.2 Речевой жанр похвалы в отзывах
к произведениям fanfiction (на материалах сайта ficbook.net) 15
Заключение…………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………..21
Читать дальше
Рассмотренный в рамках настоящей работы материал позволяет сформулировать ряд выводов относительно перспектив использования методологического аппарата теории речевых жанров в контексте исследований специфики коммуникативного пространства в сети Интернет. Прежде всего, обзор основных положений теории речевых жанров показал, что данная теоретическая модель в равной степени применима к явлениям речевой и языковой коммуникации. Данное обстоятельство позволяет эффективно использовать концепты и методы теории речевых жанров для описания и систематизации коммуникативных явлений в виртуальном пространстве, характеризующемся смешением названных коммуникативных форм. Особенно перспективным в контексте исследований коммуникативного Интернет-пространства представляется использование «анкеты речевых жанров» Т.В. Шмелевой, предлагающей разработанную классификацию речевых жанров, в основе которой лежит гибкая система критериев жанровой принадлежности.
Анализ основных подходов к классификации речевых жанров в сети Интернет показал, что среди исследователей на данный момент нет единства относительно терминов, связанных с коммуникацией в Интернет-пространстве, а также относительно методов изучения функционирующих в нем речевых жанров и языковых структур. Исследователями было предложено несколько подходов к систематизации сетевых речевых жанров, некоторые из которых берут за основу классическую теорию речевых жанров. Во многих исследованиях, посвященных жанровой специфике Интернет-дискурсов, отмечается смешанный характер речевых жанров, продуцированных в сетевом пространстве.
Анализ дискурсивного пространства сайта ficbook.net подтверждает тезис о гибридном характере коммуникативного пространства сети Интернет. Коммуникативная цель, состоящая в стимулировании творческой деятельности авторов, произведения которых соответствуют ожиданиям посетителей сайта и релевантной в рассматриваемом дискурсе системе ценностей, реализуется в пространстве сайта ficbook.net при помощи разработанной системы невербальных и вербальных поощрений, к числу которых мы относим «оценки», «подписки», «награды», «лайки» и «отзывы». Вербальный модус данной коммуникативной цели реализуется в жанровой форме похвалы.
Рассмотренные примеры комментариев, жанровая принадлежность которых может быть квалифицирована в качестве похвалы,наглядно демонстрируют пластичность жанрово-речевой структуры в Интернет-пространстве. С точки зрения концепции Т.В. Шмелевой, данный тип коммуникативного действия представляет собой пример реактивного речевого жанра. В то же время, использование вопросительных конструкций авторами комментариев предполагают возможность реализации инициального потенциала данного типа текстов. Похвала в рассмотренных текстах комментариев реализуется при помощи комбинации признаков оценочного (перформативного), императивного и этикетного типов речевых жанров, в терминах концепции Т.В. Шмелевой. В ряде рассмотренных текстов ярко выражены позиции образа автора и образа адресата. Языковое выражение в рамках рассмотренных примеров демонстрирует смешение литературной и разговорной лексики; использование специфических терминов, выработанных в рамках данного дискурса; намеренное нарушение синтаксических правил литературного языка; выраженную эмоциональность текстов, достигаемую при помощи различных грамматических средств, междометий, экспрессивной лексики и эпитетов, выбор которых ассоциирован с заданным жанром комментируемого произведения «горизонтом ожиданий» читателя.
Читать дальше
1. Антонов В. П. К вопросу о формировании нового функционального стиля в системе стилей русского языка // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия. – 2003. – Вып. 1. – С. 7–16.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963. – 167 с.
3. Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. – Т. 5. – М., 1996. – 721 с.
4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. – 448 с.
5. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи: сб. науч. ст. – Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. – Вып. 1. – С. 99 – 111.
6. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. К построению типологии жанров социальных медиа // Жанры речи. – 2015. – №2(12). – С. 119 – 127.
7. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. — М.: Знак, 2010. — 600 с.
8. Денисова Э. С. Новые речевые Жанры виртуального дискурса // Вестник Воронежского государственного университета. – Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2014. – №1. – С. 10 – 14.
9. Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура устной речи. – М.: Азбуковник, 2000. – С. 131–147.
10. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. – Волгоград: Перемена, 2009. – 477 с.
11. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. –157 с.
12. Рогачёва Н. Б. Типы вторичных речевых жанров в интернет-коммуникации // Известия Саратовского университета. – Новая серия: Серия Филология. Журналистика. – 2011. – №11. – С. 34 – 39.
13. Розина И. Н. Коммуникация 2.0 в обучении английскому языку // Вестник Тверского государственного университета. – 2011. – № 3. – С. 200–209.
14. Усачева О. Ю. К определению понятия «Жанр Интернета» и построению модели жанра в среде Интернет // Мир русского слова. – 2010. – №1. – С. 51 – 57.
15. Шмелёва T. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. – 1990. – № 2. – С. 24–41.
16. Шмелёва Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. – Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. – Вып. 1. – С. 88–98.
17. Якунина М. Л. К вопросу о речевых жанрах интернет-коммуникации // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2014. – №7. – С. 98 – 100.
Читать дальше