ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ КАК СПОСОБА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДООЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 6 1.1. Тревожность как объект научного исследования 6 1.2. Психологические особенности подростков 1.3. Аутогенная тренировка как метод психокоррекции 10 18 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ КАК СПОСОБА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 25 2.1. Организация и описание методик исследования 25 2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Аутогенная тренировка как способ предупреждения и преодоления тревожности

курсовая работа
Психология
40 страниц
85% уникальность
2022 год
68 просмотров
Непеина Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ КАК СПОСОБА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДООЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 6 1.1. Тревожность как объект научного исследования 6 1.2. Психологические особенности подростков 1.3. Аутогенная тренировка как метод психокоррекции 10 18 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ КАК СПОСОБА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 25 2.1. Организация и описание методик исследования 25 2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Читать дальше
Актуальность исследования. В последнее время тревожность является одной из актуальных и фундаментальных проблем в психологии. Она занимает особое место среди негативных переживаний человека. Тревожность приводит к снижению трудовой деятельности, мотивации, работоспособности и приводит к возникновению психосоматических заболеваний.


Онлайн-калькулятор поможет рассчитать стоимость выполнения чертежей в Томске для вашей студенческой работы.


. Учебная деятельность учащихся старших классов состоит из напряженных и стрессовых ситуаций, в результате которых подростки постоянно испытывают тревожность. Неопределённость, страх перед неизведанным будущим, сомнение в своих способностях и недостаточность практических знаний формируют у подростков повышенную тревожность, за своё будущее. В любой деятельности, в том числе и учебной, оказывают решающее значение психические состояния. Под воздействием нагрузок, стресса, нередко эффективность учебной деятельности снижается, и подростки испытывают состояние неопределённости, и постоянно повышающейся тревожности. Значительный вклад в раскрытие проблемы тревожности внесли Л.И. Божович, В.В. Белоуса, В.Ф. Березина, П.Г. Вельского, О.В. Дорониной, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, В.Р. Кисловской, A.M. Прихожан, Л.С. Славиной, Ю.Л. Ханина, A.M. Прихожан. Снизить уровень тревожности и повысить эффективность своей деятельности можно с помощью аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка является одной из наиболее действенных методов саморегуляции своего психического состояния. Аутогенная тренировка – это специальная методика психотерапевтического характера, основная задача которой заключается в восстановлении психологического и физиологического здоровья. Исследованиями в области аутогенной тренировки были написаны А.Г. Пановым, Г.С. Беляевым, В.С. Лобзиным, И.А. Копыловой. Особое место аутогенной тренировки среди других методов психотерапии обусловливается также тем, что применяющий ее сам активно включается в психотерапевтическую работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Важно учесть и тот факт, что приобретенные навыки самовоздействия при периодических поддерживающих курсах сохраняются на протяжении всей жизни. Активный характер аутогенной тренировки выгодно отличает метод от гипнотерапии, при которой пациент выступает в качестве пассивного объекта воздействия, а лечебный эффект довольно часто сопровождается чувством зависимости от врача и необходимости повторных курсов. Цель исследования – выявить эффективность аутогенной тренировки как способа предупреждения и преодоления тревожности. Объект исследования – тревожность в подростковом возрасте. Предмет исследования – аутогенная тренировка как способ предупреждения и преодоления тревожности. Гипотеза исследования: предположение о том, что аутогенная тренировка является эффективном способом в предупреждении и преодолении тревожности подростков. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию аутогенной тренировки как способа предупреждения и преодоления тревожности. 3. Подвести итоги проведенного экспериментального исследования. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, эксперимент, тестирование, методы обработки и интерпретации результатов исследования. Выборка: ученики 9-го класса в количестве 40 человек: контрольная группа – 20 человек; экспериментальная группа – 20 человек. Возраст испытуемых – 15 лет. Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов, также они могут быть полезны родителям подростков. Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Читать дальше
Проведенный анализ литературы позволяет сказать, что тревожность – это состояние психики, которое может быть спровоцировано возможными или вероятными событиями с негативной окраской, внезапностью, переменами в деятельности или окружающей обстановке, невозможностью получить желаемые результаты, и которое выражается в волнении, переживании. Также в результате анализа источников было выявлено, что тревожное состояние может проявляться в качестве защитной реакции на раздражитель сиюминутно, также тревожные состояния могут носить личностный характер, независимо от ситуаций. Каждый человек в разных жизненных ситуациях проявляет тревогу индивидуально, реакции разных людей на одно и то же событие могут кардинально отличаться. В подростковый период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде даёт ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Психолог И. Шульц в 1932 году разработал метод аутогенной тренировки, с помощью которого можно осуществлять саморегуляцию своего организма для подготовки к предстоящему стрессовому событию. Этот метод активно развивается и применяется и сегодня. В соответствии с гуманистической психологией каждый человек является индивидуальностью, отдельной личностью, он неповторим и не похож на других людей. В процессе воспитания и обучения подростков важно применять личностный подход, в котором учитываются все особенности подростков, включая психофизиологические, также следует обращать внимание на их системы ценностей и убеждений. Зачастую нежелание преподавателя учитывать личностные характеристики школьников приводит к непониманию, растерянности и как следствие – тревожным состояниям обучающихся. Исследование нашей работы осуществлялось следующим образом: Первый этап – поисково-аналитический, включал теоретический анализ психолого-педагогической, психофизиологической литературы по проблеме тревожности. На этом этапе был проведен первичный сбор эмпирических данных и начат анализ состояния проблемы в теории и практике высшего профессионального-психологического образования. Это позволило сформировать исходные параметры исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу. Второй этап – опытно-экспериментальный – был посвящен разработке программы коррекции тревожности при помощи аутогенной тренировки. На данном этапе были организованы и проведены констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы. Третий этап – заключительно-обобщающий был посвящен систематизации, обобщению и описанию опытно-экспериментальной работы и её материалов. На этом этапе определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты, осуществлялся сравнительный анализ качественных и количественных результатов эксперимента. После систематизации полученных данных и исходя из результатов проведенной работы, можно с уверенностью заявить, что управление своим эмоциональным состоянием с помощью аутогенной тренировки, является не только лечебно-профилактическим мероприятием по устранению и предупреждению серьезных психологических проблем, но и острой жизненной необходимостью даже для тех, кто не имеет серьезных нарушений в эмоционально-психологической сфере, но желает повысить качество своей жизни, качество отношений с ближними, повысить продуктивность выполняемой работы, обрести гармонию. Итак, проведя занятия по групповой аутогенной тренировке и проанализировав полученные в ходе исследования количественные данные, можно сделать выводы о действенности методики, а также об успешности проведенной аутогенной тренировки. Таким образом, как мы видим из исследования, аутогенная тренировка это действенный способ предупреждения и преодоления тревожности, он хорош еще и тем, что затрагивает как телесную, так и эмоциональную сферу. С его помощью можно расслабиться, снять состояние тревожности или подготовить себя к таковому, снять агрессивность, улучшить сон, быстро отдохнуть за короткое время, избавиться от вредных привычек и многое другое.
Читать дальше
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Изд-во Директ-Медиа Паблишинг, 2018. – 224 с. 2. Артюхова Т.Ю. Тревожность современных подростков // Источник Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2009. – №4 (23): в 2-х ч. Ч. I. с. 15–19. 3. Большой психологический словарь / под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова / АСТ-Москва; Прайм-Еврознак. – Москва; СПб; 2008. – 190 с. 4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1. – М.: Генезис, 2001. – 155 с. 5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Питер, 2017. – 90 с. 6. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. – 2014. – № 6. – С. 87–95. 7. Корепанова Н.Л. и др. Тревожность. Её причины и следствия: статья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - Т. 28. – С. 35-37. URL: http://e-koncept.ru/2016/56462.htm (дата обращения 18.04.2022). 8. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Питер, 2007. – 198 с. 9. Кузнецова Л.А, Косинова Д.В. Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче государственного экзамена // Современная психология: Материалы V Международной научной конференции (Казань, 2017) – Казань, 2017. – С. 37-42. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12957/ (дата обращения 18.04.2022). 10. Курпатов А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с. 11. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. – 2009. – №1. – С.24 – 28. 12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – 5-е изд., стер. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 509 с. 13. Малыгина А.С. Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации: статья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3346-3350. URL: http://e-koncept.ru/2017/970996.htm (дата обращения 18.04.2022). 14. Микляева А.В. Тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Изд. «Речь», 2014. – 341с. 15. Ноговицына Н.М. Исследование уровня тревожности у подростков // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 338 – 341. 16. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 10 – 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiches (дата обращения: 19.04.2022). 17. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2020. – 109 с. 18. Решетников М.М. Аутогенная тренировка: практическое пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 238 с. 19. Сапольски Р. Психология стресса. – СПб.: Питер, 2015. – 480 с. 20. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. – М.: Юрайт, 2017. – 240 с. 21. Фрейд З. Психология бессознательного. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 400 с. 22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с. 23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Айрис-пресс, 2014. – 480 с. 24. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 146 с. URL: http://elibrary.rsl.ru/ (дата обращения 05.04.2022). 25. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – М.: Когито-центр, 2016. – 16 с. URL: http://elibrary.rsl.ru/ (дата обращения 19.04.2022). 26. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2017. – 384 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Исследование дизайна и физических характеристик упаковки йогурта разных производителей
Количество страниц:
25
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Количество страниц:
57
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
реферат
Организация и деятельность губернской прокуратуры по Своду губернских учреждений (1 половина 19 века)
Количество страниц:
20
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image