ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ_____________7 1.1. Психологические особенности младшего школьника_____7 1.2. Понятие творческой деятельности в научной литературе____________________________________________________13 1.3. Характеристика различных приемов развития творческих способностей младших школьников_______________________________20 1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте_____________________________________________24 1.5. Методы диагностики и развития творческих способностей у младших школьников___________________________________________31 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ______36 2.1. Организация исследования. Описание методик исследования____36 2.2 Анализ результатов исследования____________________________37 2.3 Методические рекомендации_______________________________40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_________________49 ПРИЛОЖЕНИЯ_____________________________________________52

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

курсовая работа
Психология
50 страниц
65% уникальность
2022 год
47 просмотров
Свалухина А.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ_____________7 1.1. Психологические особенности младшего школьника_____7 1.2. Понятие творческой деятельности в научной литературе____________________________________________________13 1.3. Характеристика различных приемов развития творческих способностей младших школьников_______________________________20 1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте_____________________________________________24 1.5. Методы диагностики и развития творческих способностей у младших школьников___________________________________________31 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ______36 2.1. Организация исследования. Описание методик исследования____36 2.2 Анализ результатов исследования____________________________37 2.3 Методические рекомендации_______________________________40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_________________49 ПРИЛОЖЕНИЯ_____________________________________________52
Читать дальше
Сегодня многие учителя уже понимают, что истинной целью обучения является не только приобретение определенных знаний и навыков, но и развитие воображения, наблюдательности, изобретательности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, недостаток креативности часто становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна быть таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, необходимо учить творчеству. Ученые-методисты (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.


На Work5 выполнение контрольных работ на заказ в спб не занимает много времени.


.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) является: "что главная задача учителя начальных классов заключается в Пробуждении творческой активности ребенка и дать ему возможность самостоятельно выражать эмоции и чувства, которые рождаются в процессе обучения и воспитания". В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий. Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но она по-прежнему актуальна. Ни для кого не секрет, что школа и родители озабочены развитием способностей учащихся. Каковы бы ни были индивидуальные способности ученика, но если у него не было желания учиться, то успеха не будет. Правда, позитивное отношение к учебе также тесно связано со способностями. В психолого-педагогической литературе много раз отмечалось, что желание учиться возрастает, когда обучение проходит успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи можно объяснить не только отсутствием знаний, которые следовало бы приобрести на предыдущих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка. Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка являются два вида деятельности Во-первых, любой ребенок развивается по мере того, как он осваивает прошлый опыт человечества через знакомство с современной культурой. В основе этого процесса лежит образовательная деятельность, которая направлена на овладение знаниями и навыками, необходимыми ребенку для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не направлена на овладение уже известными знаниями. Это способствует проявлению самостоятельной активности ребенка, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Выполняя эти виды деятельности, дети решают разные задачи и преследуют разные цели. Итак, в образовательной деятельности решаются воспитательные и обучающие задачи для того, чтобы овладеть каким-то навыком, овладеть тем или иным правилом. В творческой деятельности решаются поисковые и творческие задачи с целью развития способностей ребенка. Следовательно, если в процессе учебной деятельности формируется общая способность к обучению, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность к поиску и нахождению новых решений, необычных способов достижения желаемого результата, новых подходов к рассмотрению предлагаемой ситуации. Поэтому выбранная тема "Особенности развития творческих способностей младших школьников" является актуальной. А.Г. Алейников, автор термина и концепции креативной педагогики, утверждает: «Что творчеству можно и нужно учить с детства». Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке. Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников. Задачи: 1. Сделать теоретический анализ литературы по заявленной проблеме. 2. Выявить психологические особенности младшего школьника 3. Рассмотреть понятие творческой деятельности в научной литературе 4. Дать характеристику различных приемов развития творческих способностей младших школьников 5. Обозначить особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте 6. Провести эмпирическое исследование особенностей развития творческих способностей в младшем школьном возрасте Объект исследования – младшие школьники. Предмет исследования — творческие способности младших школьников. Практическая значимость исследования в том что, результаты исследования могут быть полезны педагогам для работы развития творческих способностей у младших школьников. База исследования: Практическая работа проводилась на базе МБОУ «Сростинская средняя общеобразовательная школа». Гипотеза исследования: применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
В курсовой работе были раскрыты понятия "творчество", "творческие способности", рассмотрены вопросы развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения. С этой целью была проанализирована разнообразная психолого-педагогическая литература. В аспекте стоящей проблемы главным был вопрос о том, каковы признаки, на основе которых исследователи выявили специфику творческого мышления, отразили ли они и в какой степени его репродуктивную и продуктивную стороны. Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь заходила о творчестве, речь шла о появлении нового. Таким образом, творческое мышление - это создание новых образов на основе накопленных знаний. Младший школьный возраст отличается вступлением в образовательную деятельность. Психологическая сторона учебной деятельности - это процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности, а также процесс усвоения способов использования этих знаний. Процесс усвоения знаний детьми не ограничивается запоминанием отдельных фактов, он связан со слиянием социального опыта с личным опытом, нахождением частички субъективного и практического в каждом новом факте. Таким образом, в процессе обучения происходит постоянное обогащение собственного опыта. Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребенок постепенно начинает оперировать по-новому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, и умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к быстрому развитию их умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления – оно характеризуется активностью, правда, несколько спонтанной и бессистемной, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни, легко переносят знания из одной области в другую, занимаются образным и предметным моделированием. Творческое мышление получает мощный толчок в операциональном и предметно-содержательном аспектах. Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризация средств учебной деятельности, т.е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все свое внимание и все усилия вокруг письма, чтения, предметного счета. Эти операции становятся повседневными и «погружаются» внутрь психики, что дает им возможность оперировать абстрактными понятиями. Обучение творчеству возможно только в совместной деятельности учителя и ребёнка, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог не только демонстрирует различные творческие способы внеурочной деятельности, но организует её так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений. От того, насколько добросовестно и профессионально учитель начальных классов отнесётся к своему делу, насколько интересно разработана программа внеурочной деятельности, зависит уровень развития творческого потенциала детей и, в конечном итоге, весь человеческий потенциал государства. Исходя из этого можно заключить, что в младшем школьном возрасте творческое мышление приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью, чему способствует и возрастающая самостоятельность детей. В практической части исследования мы провели диагностику творческих способностей младших школьников. Проведенные методы позволили выявить недостатки и наметить пути повышения творческого потенциала детей. Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого способствует создание необходимых условий и использование эффективных методов. И сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, независимо от того, являются ли они даже не в нужный момент или просто кажутся нам глупыми. Именно учитель должен уметь вовремя увидеть их, ободрить и дать им возможность снова проявить себя.
Читать дальше
1. Альманах психологических тестов. – М.: Изд.-во «КПС», 2004. – 400 с. 2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2010. -45-70с. 3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2020. -23с. 4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С- Пб.: Союз, 1997. – 93с. 5. Гафитулин М. С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 2018. – 428 с. 6. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- М.: Просвещение. - 2005 г.- 280 с. 7. Гин С. И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2010. – 860 с. 8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 2015. – 560 с. 9. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 2015. – 192 с. 10. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006.- 940с. 11. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2019. -543с. 12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 2013. – 120 с. 13. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 2017. -32 с. 14. ЛернерИ.Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 2013. — 64 с. 15. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988. – 126 с. 16. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 2021. -43-45с. 17. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 257 с. 18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 512 с. 19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 2002. – 160 с. 20. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 192 с. 21. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л. В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001. – 81 с. 22. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448с. 23. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 2016. – 192 с. 24. Ушачев В. П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск: 2011. – 287 с. 25. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 2017. – 432 с. 26. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. – 544 с. 27. Чудинова, Е. В. Естествознание: методич. пособие по экспериментальному курсу/ Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева — М.: Стелс, 2018. — 51 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Президент Российской Федерации и исполнительная власть
Количество страниц:
26
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Административное право
дипломная работа
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОУ
Количество страниц:
60
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Психолого-педагогическая поддержка одареного ребенка в ДОО
Количество страниц:
27
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дошкольная педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image