1. Деятельность в сфере железнодорожного транспорта в РФ – это деятельность органов железнодорожного транспорта, направленная на перевозку грузов и пассажиров, обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также на другие виды деятельности железнодорожного транспорта, предусмотренные в Российской Федерации.
Сущность деятельности в сфере железнодорожного транспорта в РФ заключается в том, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации
К видам деятельности в сфере железнодорожного транспорта в РФ относятся:
А) перевозка грузов и пассажиров;
Б) производство, ремонт, строительство;
В) обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта;
Г) проектирование и конструкторская деятельность;
Д) информация и связь;
Е) торговля;
Ж) социальная сфера;
З) внешнеэкономическая деятельность;
И) другие виды деятельности.
Организации, осуществляющие деятельность в сфере железнодорожного транспорта в РФ, подразделяются на следующие виды по осуществляемой деятельности как филиалы ОАО «РЖД»:
А) на филиалы — железные дороги;
Б) функциональные филиалы;
В) филиалы — перевозочные компании;
Г) филиалы в области технико-экономического и финансового;
Д) филиалы в области капитального строительства;
Е) филиалы в области ремонта подвижного состава;
Ж) филиалы в области путевого хозяйства;
З) филиалы в области информатизации и связи;
И) филиалы в области социальной сферы;
К) филиалы — проектные бюро;
Л) иные филиалы.
2. Состояние сферы железнодорожного транспорта в современной России обусловлено негативным влиянием COVID-19 при снижении потребительского и инвестиционного спроса.
Динамика за последние 5 лет показывает, что показатели пассажирооборота и грузооборота к 2019 стабилизировались и выросли, но пандемия резко негативно сказалась на пассажирообороте не только на железнодорожном транспорте, но на всем транспорте в целом. Из положительной динамики можно отметить только увеличение грузооборота через морской транспорт, железнодорожный в свою очередь находится в убытке.
Тенденция развития в сфере железнодорожного транспорта показывает, что в ближайшие несколько лет показатели будут сохранять отрицательный рост.
3. Система федеральных органов государственной исполнительной власти в Российской Федерации состоит из: Президента РФ, Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министерств, федеральных служб, управлений, федеральных агентств.
Государственное управление деятельностью в сфере железнодорожного транспорта в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), который в свою очередь является подведомственным органом исполнительной власти Министерства транспорта Российской Федерации.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
По таблице 1 можно сделать следующие выводы: до 2019 года был прирост по большинству показателям. В 2020 году из-за негативного воздействия пандемии произошло кратное снижение по всем показателям. Показатели пассажирооборота железнодорожного транспорта снизились на 41,2%, в том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» на 41,4%. Самое минимальное снижение пассажирооборота у автомобильного транспорта, что составляет -29,1%. А максимальное снижение пассажирооборота у внутреннего водного транспорта -59% и воздушного транспорта -52,5%. Что свидетельствует о том, что пассажиры во период пандемии отдавали предпочтение автомобильному и железнодорожному транспорту больше, чем воздушному.
По таблице 2, в сравнении с таблицей 1, изменения произошли менее значимые, что свидетельствует о том, что пандемия и экономическая обстановка в России не в такой степени повлияла на грузооборот, как на пассажирооборот. Больший спад выпал на трубопроводный грузооборот и внутренний водный грузооборот. В то время, как морской грузооборот получилось увеличить на 16,2%.
По таблице 3 можно сделать вывод о том, что погрузка и грузооборот снизились в 2020 году, в сравнении с 2018 и 2019 годами. Это связано с экономической обстановкой в стране. Можно предположить, что в 2021-2023 году, данные показатели также ожидает спад.
4. Министерство транспорта РФ состоит из 5 подведомственных служб и агентств:
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное дорожное агентство;
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В приложении 2 представлена подробная организационная структура федерального агентства железнодорожного транспорта, а в приложении 3 биографические данные руководства федерального агентства железнодорожного транспорта. Их анализ представлен в пункте 2.2.
В рамках ключевых целей и задач, Министерство транспорта Российской Федерации реализует национальные проекты, на основе одного из них мы проверили эффективность деятельности Министерства транспорта. Срок реализации направлений до 31.12.2024. На март 2022 года многие направления еще не вступили в работу. Это говорит о смещении приоритетных задач в Министерстве транспорта.