ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6 1.1 Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования геометрических представлений 6 1.2 Общая характеристика методики изучения геометрического материала в начальных классах 11 1.3. Методические особенности изучения геометрических фигур и единиц как средство развития творческих способностей 15 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 17 2.1. Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников 17 2.2. Подбор и практическое использование развивающих упражнений при формировании творческих навыков 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Использование геометрического материала на уроках математики как средство развития творческих способностей у учащихся начальных классов

дипломная работа
Педагогика
40 страниц
85% уникальность
2022 год
30 просмотров
Ильина К.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 6 1.1 Возрастные особенности развития младших школьников на этапе формирования геометрических представлений 6 1.2 Общая характеристика методики изучения геометрического материала в начальных классах 11 1.3. Методические особенности изучения геометрических фигур и единиц как средство развития творческих способностей 15 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ КАК СПОСОБА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 17 2.1. Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников 17 2.2. Подбор и практическое использование развивающих упражнений при формировании творческих навыков 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 41
Читать дальше
Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики преподавания, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. Школьный курс геометрии всегда оставался одной из самых проблемных точек преподавания. Особенно это заметно при подробном методическом рассмотрении содержания математики в начальной школе. Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход к обучению, усиливающему мотивацию обучения. Становится актуальным развитие творческого мышления и интуиции учащихся, способности мыслить и нестандартно подходить к решению задач. Несмотря на то, что с геометрией учащиеся встречаются в 1 классе, геометрический материал всегда идет как дополнение к основному курсу математики.


Реферат по естествознанию на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!


Геометрии, как учебной дисциплине, в начальной школе не уделяется должное внимание. При этом полностью игнорируется богатый потенциал геометрических заданий и задач, как способа развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста. Ученые-методисты и практикующие педагоги привлекают для развития творческого потенциала развивающий и образовательный материал геометрии. Однако при этом сохраняется один из серьезнейших упущений математического школьного образования – геометрическая дисциплина практически игнорируется в начальной школе. Возникает узловая проблема методики преподавания математики для учеников младшего школьного возраста – содержание и методы изучения начального курса геометрии. У учащегося младшего школьного возраста происходит сенситивный период в развитии мышления, поэтому содержание учебного курса должно соответствовать существующим возрастным особенностям. Это позволяет сделать вывод о возможности добавления заданий, направленных не только на базовое освоение дисциплины, но и на развития творческого потенциала учащихся. Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что проблема нашей научной работы состоит в ответе на вопрос: «Действительно ли использование геометрического материала на уроках математики способствует развитию творческих способностей учащихся в начальных классах?» В качестве объекта исследования нами выделен процесс развития творческих способностей учащихся начальных классов. В виде предмета познания мы рассматриваем развитие творческих способностей учащихся начальных классов при работе с геометрическим материалом. Целю нашей научной работы является разработка рабочей тетради по математике для 4 класса, основанная на изучении геометрического материала и направленная на развитие творческих способностей учащихся. К задачам исследования «использования геометрического материала на уроках математики как средство развития творческих способностей у учащихся начальных классов» можно отнести: 1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 2. Разбор особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. 3. Изучение особенности использования геометрического материала на уроках математики в начальной школе. 4. Разработка и апробация серии уроков с использованием заданий из рабочей тетради. Однако наиболее важной задачей, на наш взгляд, является разработка творческих заданий с целью заинтересовать обучающего процессом учебы, замотивировать ребенка. Формой продукта проектной деятельности можно считать рабочую тетрадь по математике для 4 класса. Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что содержащиеся наблюдения и выводы дипломной работы могут быть использованы при дальнейшем преподавании математики в начальной школе, при проведении занятий геометрического направления. 

Читать дальше
В введении нашей дипломной работы мы задались вопросом: «Действительно ли использование геометрического материала на уроках математики способствует развитию творческих способностей, учащихся в начальных классах?» Действительно, основываясь на результатах данной работы, мы пришли к однозначному выводу о том, что геометрический материал обладает колоссальным потенциалом для создания творческих заданий и упражнений, направленных на развитие разнообразных аспектов интеллектуального и личностного воспитания ученика начальной школы. В первой главе дипломной работы мы проанализировали возрастные особенности развития школьников на этапе формирования геометрических представлений, обобщили характеристику методического материала изучения геометрии в начальной школе. Также нами были выведены особенности изучения геометрических фигур и понятий как средства развития творческих способностей учащихся. Помимо этого, в первой главе нами были проанализированы основные научные работы психологов, педагогов и ученых-методистов, касаемые изучаемой темы, к которым мы обращались при написании данной дипломной работы. Во второй главе дипломной работы нами были рассмотрены несколько упражнений, основанных на геометрическом материале. Задания можно было поделить на несколько групп: • репродуктивные задания, направленные на закрепление геометрических понятий, которые можно развить до полноценных творческих заданий («Нарисуй животное» или «Графический диктант); • комбинаторные задачи; • задания, основанные на работе с объемными геометрическими фигурами. Данные упражнения не только помогут с освоением школьной программы, но и разовьют в обучающихся младшего школьного возраста творческие способности Помимо всего вышесказанного, нами также была разработана планируемая рабочая тетрадь по математике для 4 класса, основанная на изучении геометрического материала и направленная на развитие творческого потенциала учащихся.
Читать дальше
1. Актуальные вопросы методики преподавания математики: Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; [Редкол.: Р. С. Черкасов (отв. ред.), В. И. Крупич]. – Москва : МГПИ, 1981. – 147 с. 2. Алексеева С. Кто отгадает// журнал «Начальная школа», – 2002. –№4, С. 4-5. 3. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский — М.: Педагогика, 1981. — 560 с. 4. Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 113. 5. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] // БСЭ. – 2012. Режим доступа: https://slovar.cc/enc/bse/1987436.html // (Дата обращения: 08.04.2022). 6. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. – 221 c. 7. Гусев В.А. Каким должен быть курс школьной геометрии? // Математика в школе. - 2002. - № 3. - С. 4-9. 8. Дяченко О.М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 1984. — 127 с 9. Дьяченко, О.М. Роль слова в развитии воображения дошкольника [Текст]: О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под.ред. Л.А. Венгера. – М., 2007. – С. 96. 10. Знаменская Е. В. Непрерывное изучение геометрии (П-ГХ классы) // Математика в школе,– 2002. – № 10. – С. 50-53. 11. Иванова, Е. Ю. Особенности содержания геометрического материала в курсе математики для будущих учителей начальных классов // В сборнике: Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации материалы Международной научно-практической конференции «Математическое, естественнонаучное образование и информатизация». Ответственный редактор Клековкин Г.А. – 2015. – С. 198–205. 12. Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н. Б. Истомина. – М.: Академия, 2001. – 285 с. 13. Истомина Н. Б. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах / Н. Б. Истомина, Л. Г. Латохина, Г.Г. Шмырева. – М.: Просвещение, 1986. -174 с. 14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер – М.: Педагогика, 1981. - 186 с. 15. Лернер И. Я. Теория современного процесса обучения, её значение для практики (недоступная ссылка) // Советская педагогика. — 1989. — № 11. – С. 45-59. 16. Методика преподавания математики в начальных классах: учебно- методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.2 / Сост.: Л. А. Каирова, Ю. С. Заяц. – 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул: АлтГПА, 2011. – 111 с. 17. Немов, Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с. 18. Попов В. В. Креативная педагогика. Техническое творчество: теория, методология, практика. М., 1995. С. 77–78. 19. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решениях задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 79–91. 20. Сидорова В. А. Роль геометрических понятий в формировании пространственных представлений у учащихся начальной школы // В сборнике: STUDENT RESEARCH сборник статей IV Международного научно-практического конкурса. Ответственный редактор Г. Ю. Гуляев. М. – 2018. – С. 119–123. 21. Стойлова Л. П. Математика: учебник для студентов отделений и факультетов начальных классов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 464 с. 22. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р. Л. Березина и др.; под ред. А. А. Столяр. – М.: Просвещение, 1988. – 302 с. 23. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Теплов Б.М. Избранные труды. М: Педагогика, 1985, Т.1. С. 15–41 24. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование, 2017. – 1375 с. 25. Трофименко Ю. В. Методико-математическая подготовка учителя математики к формированию ключевых компетенций младших школьников в области изучения геометрических понятий // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2015. – No 1. – С. 50–54. 26. Трофименко Ю.В. Формирование геометрических представлений и понятий младших школьников на основе принципа фузионизма // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2010. - №1. – С.54-58. 27. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Л. В. Антонова, И. Р. Григорян, Н. И. Шильнова. – М.: Славянский Дом Книги, 2017. – 960 с. 28. Шадрина И. В. Методика преподавания начального курса математики: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Шадрина. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 279 с. 29. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов / И.В. Шадрина. - М.: Шк. Пресса, 2002. – 95 с. 30. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления учащихся / И. С. Якиманская. – М.: Просвещение, 2014. – 221 с.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Последующий этап расследования похищения человека
Количество страниц:
26
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Криминалистика
реферат
Актуальные вопросы подсудности дел судам общей юрисдикции
Количество страниц:
12
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданский процесс
курсовая работа
Особенности современных российских глянцевых периодических изданий в цифровую эпоху
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image