Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Эволюция отношений между Российской Федерацией и Грузией в 1997 – 2002 гг. .........................................................................................................5
1.1.Общая тенденция к ухудшению российско-грузинских отношений...........5
1.2. Проблемы российско-грузинских отношений в свете территориальных конфликтов...............................................................................................................7
Глава 2. Ограничения в торгово-экономических и политических отношениях между Российской Федерацией и Грузией в 1997 – 2002 гг.......13
2.1. Основные точки напряженности в отношениях между Российской Федерацией и Грузией..........................................................................................13
2.2. Внутренние конфликты в Грузии и их последствия...................................15
2.3. Основные пути урегулирования между Российской Федерацией и Грузией в 1997 – 2002 гг.......................................................................................21
Заключение.............................................................................................................23Список использованных источников..................................................................25
Читать дальше
Фактор российско-грузинских отношений нередко используется политическими силами для манипуляций во внутриполитической борьбе. Наглядным примером служит кризис летом 2019 г., когда оппозиция обвинила правящую партию в допуске российского депутата в грузинский парламент. Последовавшие протесты нанесли очередной репутационный урон “Грузинской мечте”, осенью партию начали покидать депутаты, не желающие ассоциировать себя с многочисленными политическими провалами. Россия, в свою очередь, отреагировала временным запретом авиасообщения между странами, посчитав создавшуюся ситуацию угрозой безопасности российских граждан. Несмотря на очевидный прозападный вектор внешней политики Грузии, исследования общественного мнения демонстрируют важность добрососедских отношений с Россией. Опрос 2016 года показал, что 52% населения Грузии поддерживают идею прозападной внешней политики при сохранении отношений с Россией, 16% опрошенных высказались в поддержку пророссийской политики с сохранением дружественных отношений с ЕС и НАТО.
Учитывая долговременные исторические связи Москвы и Тбилиси, контакты между населением двух стран, владение частью грузинского населения русским языком, представляется приоритетным развитие культурных, гуманитарных, образовательных инициатив, которые бы способствовали более позитивному восприятию РФ в регионе. Указанный аспект взаимоотношений в особенности важен в свете противостояния России и западных стран. Несмотря на разногласия по поводу статуса Абхазии и Южной Осетии России необходимо планомерно выстраивать и сохранять все существующие каналы коммуникации не только на политическом уровне, но и между населением, бизнесом, общественными организациями.
Грузия, как и другие малые государства региона, стремится выстраивать многосторонние связи. Важными для страны направлениями остаются участие в региональных энергетических проектах и взаимодействие с Азербайджаном и Турцией, развитие взаимоотношений с Китаем. Тенденция к многостороннему сотрудничеству в долгосрочной перспективе сохранит ключевое значение. При этом у власти в Грузии могут оказаться политические силы, чьи внешнеполитические приоритеты могут быть направлены как в сторону большего взаимодействия с Москвой, так и на сокращение сотрудничества. Россия занимает второе по значимости место во внешнеторговом обороте страны, сохраняется двусторонний интерес к торговле, поддержке российского бизнеса в Грузии. Несмотря на негативный политический контекст, опросы общественного мнения указывают на одобрение населением сбалансированной внешней политики. Грузия фактически является одним из главных транспортных коридоров для Армении (члена ЕАЭС). Следовательно, стабильные взаимоотношения с Грузией имеют важное значение для обеспечения беспрепятственного товаропотока внутри Союза.
ЕС ‒ основной донор широкого спектра политических реформ, в том числе в части вопросов обеспечения верховенства права, прозрачной избирательной системы, перехода к парламентской форме правления, управления государственными финансами и др. Вместе с тем актуальная корзина предложений не подразумевает членства Грузии в ЕС, а набор ощутимых выгод исчерпаем. Ключевую роль в политической ассоциации Грузии и ЕС играет разделяемая сторонами позиция по вопросам статуса Абхазии и Южной Осетии. В отсутствие взаимопонимания с Россией усиливается фрагментация региона и его конфликтный потенциал. В этом контексте важно сохранение и развитие существующих каналов диалога и взаимодействия между Тбилиси и Москвой.
Читать дальше
1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента России. http://kremlin.ru/supplement/4819. (Дата обращения: 05.04.2022)
2. Конституция Республики Южная Осетия [Электронный ресурс] / Конституции государств (стран) мира. http://worldconstitutions.ru/?p=121. (Дата обращения: 05.04.2022)
3. Указ Президента РФ от 26.08.2008 года №1261 «О признании Республики Южная Осетия» [Электронный ресурс] / Официальный сайт президента РФ. http://kremlin.ru/acts/bank/27958. (Дата обращения: 05.04.2022)
4. Аванесян А.А. Абхазия и Южная Осетия в сфере геостратегических интересов России // Теория и практика общественного развития. – 2018. – №8. – С.239-241.
5. Аванесян А.А. Влияние косовского прецедента на судьбу Абхазии и Южной Осетии // Теория и практика общественного развития. – 2018. – №9. – С.216-218.
6. Аверьянова Г.Н., Хайруллина Г.А., Рамазанов С.О. Конфликты на постсоветском пространстве: динамика и особенности // Вестник Самарского государственного университета. – 2019. – №1. – С.131-137.
7. Амелина Я. Международное признание Абхазии и Южной Осетии как фактор 10.7256/2454-0641.2018.1.25258 Международные отношения, 2018 - 1 109 (де)стабилизации на Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. – 2019. – №3. – С.7-14.
8. Дессейн Р., Чантуридзе Л. Realpolitik и война России с Грузией. Три года спустя // Центральная Азия и Кавказ. – 2020. – №1 – С.131-141.
9. Джиоева И.К. Предпосылки образования непризнанных государств на постсоветском пространстве // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2018. – №1(27) – С.285-292.
10. Иванов А.Г. Политика России на Южном Кавказе в контексте проблем международной безопасности // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2021. – №6. – С.35-39.
11. Махалкина М.А. Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия во внешней политике России в 1991-2008 гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – №6-1. – С.62.68.
12. Модебадзе В., Саин Фатих М. Политика непризнания отколовшихся регионов Грузии: проблемы и перспективы // Центральная Азия и Кавказ. – 2018. – №4. – С.108-115.
13. Петрова С.В., Сляднева Г.В. Политическая ситуация в регионе Южного Кавказа в контексте геополитических и цивилизационных процессов // Вестник Тюменского государственного педагогического университета. – 2019. – №2(155). – С.72-77.
14. Платонова М.А. Де-факто независимые государства Кавказа: переосмысление терминологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. – 2019. – №1. – С.93-101.
15. Сизов С.Г. Этнический сепаратизм в геополитическом противоборстве в конце XX – начале XXI в // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – №2(12). – С.14.-20.
16. Халифаева А.К. К вопросу о современных проблемах геополитики // Евразийская адвокатура. – 2019. – №1(20). – С.112-116.
17. Хецуриани Д. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии в контексте международного права: взгляд из Грузии // Кавказ и глобализация. – 2018. – №4. – С.26-36. 1
8. Ширяев Б.А., Дробышева Т.В. Место и роль содружества непризнанных государств в современных международных отношениях на постсоветском пространстве // Управленческое консультирование. – 2020. – №8(92). – С.25-30.
19. Штурба Е.В., Махалкина М.А. Территориальные анклавы бывшего СССР в контексте национальной безопасности современно России // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2019. – №2-1. – С.28-36.
20. OSCE Parliamentary Assembly has adopted resolution on Georgia by majority votes [Электронный ресурс] / Internet.ge. –. http://www.internet.ge/?l=EN&m=2&sm=0&ID=6841. (Дата обращения: 05.04.2022)
21. Гордиенко И. Гибридная свобода. Как Южная Осетия уже 8 лет живет под крылом России [Электронный ресурс] / Новая газета. https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/06/08/68860-gibridnaya-svoboda-kakyuzhnaya-osetiya-uzhe-8-let-zhivet-pod-krylom-rossii. (Дата обращения: 05.04.2022)
22. Девять лет после войны: как изменились Абхазия и Южная Осетия [Электронный ресурс] / РИА «Новости». https://ria.ru/world/20170808/1499995398.html. (Дата обращения: 05.04.2022)
23. Динамика социально-экономического развития РЮО [Электронный ресурс] / Государственное информационное агентство «Рес». http://cominf.org/node/1166499619. (Дата обращения: 05.04.2022)
24. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам переговоров с президентом Франции Николя Саркози 12 августа 2008 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента России. – Добавлено: 12.08.2008 года. (Дата обращения: 05.04.2022)
25. Иран – Южная Осетия? (Грузия – Россия) [Электронный ресурс] / Кавказский узел. –http://www.kavkazuzel.eu/blogs/378/posts/31104. (Дата обращения: 05.04.2022)
26. Иран намерен сотрудничать с Южной Осетией в области образования и науки [Электронный ресурс] / Государственное информационное агентство «Рес». –http://cominf.org/node/1166514056. (Дата обращения: 05.04.2022)
27. Итоги всеобщей переписи населения Республики Южная Осетия [Электронный ресурс] / Управление государственной статистики РЮО. – http://ugosstat.ru/wpcontent/uploads/2017/06/Itogi-perepisi-RYUO.pdf. (Дата обращения: 05.04.2022)
28. Козаева Д. Южная Осетия и Россия утвердили новую Инвестпрограмму [Электронный ресурс] / Sputnik. –http://sputnik-ossetia.ru/South_Ossetia/20171213/5472847.html. (Дата обращения: 05.04.2022)
29. Маркедонов С. Закавказье и Южная Осетия: итоги уходящего года [Электронный ресурс] / Sputnik. http://sputnik-ossetia.ru/analytics/20171221/5522454.html. (Дата обращения: 05.04.2022)
30. Маркедонов С. Россия – Южная Осетия: в чем главный итог встречи Путина и Бибилова [Электронный ресурс] / Sputnik.. http://sputnikossetia.ru/analytics/20171120/5304508.html. (Дата обращения: 05.04.2022)
31. Маркедонов С. Полигон этнических конфликтов [Электронный ресурс] / Агентство политических новостей. http://www.apn.ru/publications/article9744.htm. (Дата обращения: 05.04.2022)
32. Межгосударственные отношения России и Южной Осетии [Электронный ресурс] / РИА «Новости». https://ria.ru/spravka/20170321/1490442837.html. (Дата обращения: 05.04.2022)
33. Международный суд ООН решил, что декларация о провозглашении независимости Косово не противоречит международному праву [Электронный ресурс] / Центр новостей ООН. . http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=13923#.W lDjprdl_cs. (Дата обращения: 05.04.2022)
34. Население Южной Осетии [Электронный ресурс] / ETHNO-CAUCASUS. http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rnsossetia.html. (Дата обращения: 05.04.2022)
Читать дальше