ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….............…………….3 ГЛАВА 1. Теоретические и психолого-педагогические основы технологии критического мышления......................................................................................6 1.1. Понятие «критическое мышление»..............................................................6 1.2. Стадии формирования критического мышления …...................................9 1.3. Методы и приемы технологии развития критического мышления.............................................................................................................11 ГЛАВА 2. Практическое исследование развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения..............................14 2.1. Диагностика критического мышления у младших школьников….........14 2.2. Комплекс уроков по дисциплине «Литературное чтение» с применением технологии развития критического мышления..…...………............................20 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы........................................25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30 Приложение 1. Диагностическая работа №1....................................................32 Приложение 2. Диагностическая работа №2.....................................................35 Приложение 3. Диагностическая работа №3.....................................................39

Развитие критического мышления в обучении

курсовая работа
Психология
30 страниц
21% уникальность
2022 год
32 просмотров
Кочнев А.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….............…………….3 ГЛАВА 1. Теоретические и психолого-педагогические основы технологии критического мышления......................................................................................6 1.1. Понятие «критическое мышление»..............................................................6 1.2. Стадии формирования критического мышления …...................................9 1.3. Методы и приемы технологии развития критического мышления.............................................................................................................11 ГЛАВА 2. Практическое исследование развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения..............................14 2.1. Диагностика критического мышления у младших школьников….........14 2.2. Комплекс уроков по дисциплине «Литературное чтение» с применением технологии развития критического мышления..…...………............................20 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы........................................25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30 Приложение 1. Диагностическая работа №1....................................................32 Приложение 2. Диагностическая работа №2.....................................................35 Приложение 3. Диагностическая работа №3.....................................................39
Читать дальше
В настоящее время учащихся очень сложно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства современности. С одной стороны, это обусловлено недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. С другой стороны, под рукой у школьника, как правило, есть телефон планшет, компьютер, только протяни руку, нажми на кнопку и сразу получишь любую запрашиваемую информацию.


На Work5 выполнение контрольных работ на заказ в Томске не занимает много времени.


На источник информации, на его достоверность в большинстве случаев внимание не акцентируется. А для современного общества, которое входит в новый век с бурным развитием науки, техники, появлением нанотехнологий уже сегодня требуется подрастающее поколение «будущего». Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)[7] является фундаментом школьного образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС определяют цель образования, которая требует воспитать высоконравственного, активного, инициативного, творческого, критически мыслящего, компетентного гражданина. Критичность ума – это способность объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно анализировать все идеи и предположения. Человек, обладающий критическим складом ума, никогда не станет думать, что его мнение, убеждение является аксиомой. Критическое мышление, т. е. творческое, помогает человеку определить направление в жизни, в котором ему хотелось бы заниматься в профессиональном плане, а также принять решение в личной жизни, и нести за это ответственность, прогнозировать последствия своих поступков, отвечать за последствия своих решений и позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности[3, с.10]. Критическое мышление – одна из ключевых компетенций человека будущего. Умение подвергать сомнению и анализу любую информацию это отличный способ защитить себя от обмана и манипуляций[10, с.3], возможность анализировать все и везде: на работе, в учебе и повседневной жизни, находить признаки, по которым можно распознать неправду и отличить настоящие аргументы от ложных. Критическое мышление помогает разрабатывать поведенческие и мыслительные стратегии в любых ситуациях, развивает навыки независимого мышления[2, с.120]. Цель исследования – изучить психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления» и выявить элементы, методы и приёмы, которые наиболее целесообразно использовать в процессе обучения. Задачи исследования: 1. Выявить особенности «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии; 2. Изучить формирование критического мышления; 3. Разобрать методы и приемы технологии развития критического мышления; 4. Экспериментально проверить эффективность технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения; 5. Проанализировать результаты экспериментальной работы. Методы исследования: теоретические: анализ и синтез научной педагогической и психологической литературы; обобщение полученной информации; классификация понятий и терминов, аналогия, моделирование педагогических ситуаций; экспериментальные: тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся; математические: качественная и количественная обработка данных. Объект исследования: критическое мышление. Предмет исследования: являются ли приёмы и методы критического мышления творческим началом для формирования интеллекта у учащихся. Гипотеза: предположение, что элементы критического мышления помогут учащимся при работе с текстом на уроках. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав: в первой главе мы рассматриваем понятие «педагогическая технология» и технологию развития критического мышления в целом; во второй главе – описание проблемы, диагностика, эксперимент; заключения, библиографического списка из 10 источников и 3 приложений. Преподаватели российских ВУЗов отмечают, что студенты I курса часто не умеют выделить главную и второстепенную информацию, систематизировать и обобщить материал, логично его выстроить. Способность к анализу и синтезу не развита[2, с. 121]. Следовательно, развитие критического мышления важно начинать с детства, с самого начала обучения в школе, чтобы избежать этих проблем в будущем, подготовить подрастающее поколение для дальнейшего продуктивного обучения и профессиональной деятельности . Этим и обусловлена актуальность темы предлагаемой курсовой работы.

Читать дальше
В ходе проведённого исследования, целью, которого было изучить теоретические аспекты развития критического мышления у младших школьников и разработать комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления, были сформулированы следующие выводы. ТРКМ – это технология организации учебно-воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Мы изучили методические аспекты применения этапов и приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе. Алгоритм технологии развития критического мышления имеет трёхфазную структуру: фазу вызова, фазу осмысления (реализации), фазу рефлексии. Функции трёх фаз на уроках литературного чтения реализуются следующим образом: фаза вызова служит для актуализации имеющихся знаний, пробуждения интереса к получению новой информации, постановки учеником собственных целей обучения; фаза осмысления (реализации) имеет функции получения новой информации, самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, использования активных методов (пометки, записи, графическое представление информации), корректировки учеником поставленных целей обучения; фаза рефлексии служит для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции, оценки процесса, постановки учащимся новых целей обучения. Мы выявили педагогические условия применения технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения. Методика проведения уроков литературного чтения посредством применения ТРКМ имеет особенности, заключающиеся в приёмах их проведения и формируемых речевых умениях четвероклассников: рассуждать, строить связный текст, пересказывать и оценивать сюжет произведения, выражать своё мнение о прочитанном и др. Эффективность технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет развивать умственные и интеллектуальные способности учащихся, способствует созданию условий для формирования мыслящих людей, способных компетентно оценивать мнения своих собеседников, сопоставляя их со своей точкой зрения и собственным жизненным опытом. Во 2 главе было проведено практическое исследование развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения. В педагогическом эксперименте участвовало 20 учеников 4-го класса. На первом этапе мы определили критерии и показатели критического мышления младших школьников. После чего разработали и провели с учащимися 2 диагностические работы. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что при работе с бытовым материалом у младших школьников критическое мышление развито на высоком уровне. Однако при работе с литературным материалом большинство младших школьников показали средние результаты. Вследствие чего мы сделали вывод, что критическое мышление младших школьников на уроках литературного чтения развито недостаточно. Наименее сформированными являются умение осуществлять анализ и сравнение объектов, умение сравнивать и выделять главное, умение выдвигать гипотезы и доказывать свою точку зрения, умения осуществлять классификацию. Исходя из полученных результатов, был разработан и апробирован комплекс уроков литературного чтения с применением ТРКМ. Данные уроки включали в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Нами были использованы различные приёмы ТРКМ, такие как «Ассоциативный куст», «Кластер», «Мозговой штурм», «Верные или неверные утверждения», диспут, круглый стол, «Анаграмма», «Чтение INSERT с выделением новых знаний», самооценивание, «Синквейн», «Ромашка Блума». Применение ТРКМ на уроках литературного чтения формирует умение задавать вопросы, уточнять то, что им непонятно. В ходе проведённых уроков обучающиеся активно отвечали, проявляли инициативу и интерес к новому литературному материалу. Они находились в постоянном поиске ответов на заданные вопросы и обсуждаемые темы. У учащихся развивались умения классифицировать, обобщать и систематизировать, делать обоснованные выводы. После апробации данного комплекса уроков литературного чтения была проведена контрольная диагностическая работа, которая позволила нам выявить динамику развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения. Высокий уровень развития критического мышления повысился на 40%, так как многие младшие школьники перешли со среднего уровня на высокий, средний уровень снизился на 15% за счёт детей, которые перешли на высокий уровень, на низком уровне только 5% обучающихся, тогда как на констатирующем этапе было 20%. Данная динамика связана с тем, что большинство детей перешли с низкого на средний уровень. Таким образом, апробированный в 4 классе комплекс уроков по дисциплине «Литературное чтение» с применением технологии развития критического мышления является эффективным и способствует развитию критического мышления младших школьников. Следовательно, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.
Читать дальше
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. -(Образование в документах и комментариях).- ISBN 5-17-011270-Х 2. Астахова Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева /Под научн. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2012. – 136 с. - ISBN 5-93208-043-4. 3. Воевода, Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. – С. 120-126. 4. Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке / И.В., Муштавинская, Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. 5. Корнилова В.Ф. Развитие критического мышления третьеклассников на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2017. – №8. – С.93-99. 6. Кубасова О.В. Литературное чтение. 4 класс. Часть 1//Учебник. — В 4-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 186 с.- ISBN 978-5-418- 00561-8 7. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://noelrt.com/?p=266// (дата обращения: 13.03.2022). 8. Федорова Т.Д. Критическое мышление в младшем школьном возрасте и диагностика его развития/Т.Д. Федорова//Теория и практика современной наука. – 2016. -№ 5. – С.979-984 9. Ярушева О. А. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения/О.А. Ярушева//Молодой ученый. - Казань: Молодой учёный. — 220 с. — ISSN 2072-0297. 10. Чатфилд Т. Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. – Альпина Паблишер, 2021. – 328 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Реализация экскурсионной программы в спортивном туризме
Количество страниц:
35
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экскурсоведение
курсовая работа
Необычные экскурсии по Московской области.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экскурсоведение
курсовая работа
Учет и анализ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image