Введение……………………………………….…………………………………3
1 Особенности федеративного устройства России. Конституционные принципы федеративного устройства РФ…………………………………………………………...……………………..5
1.1 Государственная целостность РФ ………………………………………..….7
1.2 Единство системы государственной власти………………………………...8
1.3 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации………………………………………………………………………....9
1.4 Равноправие и самоопределение народов РФ……………………………....10
1.5 Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти…………………………………………….....11
2 Виды субъектов Российской Федерации………………………………………….…………………………….12
3 Конституционно-правовой статус субъектов РФ…………………………………………………..…………………………….15
4 Особенности правового статуса автономий………………………………………………………………………...20
5 Асимметрия в структуре российского федерализма…………………………………………………………………..….23
Вывод…………………………………………………………..…………………27
Список источников и литературы………………………………………………29
Читать дальше
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть возможности практической апробации федеративных особенностей и основ территориального устройства с точки зрения сложившейся системы управления на уровне субъектов федерации;
– охарактеризовать существующее территориальное видообразие устройства субъектов федерации;
– проанализировать путем анализа конституционности статуса отдельные особенности функционирования субъектов.
Читать дальше
Основой российского федеративного устройства является его территориальные единицы, которые несмотря на наличие своих устоев и обычаев тесным образом взаимодействуют с федеральным центром. Решить все существующие сегодня проблемы раз и навсегда одним законом или даже принятием новой конституции не удастся. Во избежание крайностей и нестабильности в обществе важно установить правильный баланс двух федеральных начал - единства и многообразия. Понятно, что организация и ее члены должны строить свои отношения, только обращая внимание на необходимость сохранения стабильности интересов. Создание полностью организованной организации сегодня является одной из ключевых функций национальной и региональной политики. Однако совершенствование международных и федеративных отношений не может быть достигнуто никакими средствами, такими как независимость республик или, наоборот, республиканизация краев и краев, потому что происхождение федерализма России в значительной степени опирается на региональную интеграцию.
Говоря о правовом положении республик в составе Российской Федерации, хотелось бы сказать следующее: сегодня Россия в целом и главы Федерации в соответствии со своими принципами и законами имеют свой правовой статус. Это означает, что проблема состоит в том, чтобы правильно интегрировать юридические дела Федерации с общей правовой территорией России и эффективно перераспределить власть.
Нынешнее состояние российского федерализма вызывает споры, начиная с его решение во многом будет зависеть от возможностей его развития.
В новых условиях государственно-территориальные дела Федерации, с одной стороны, равноправны в отношениях с федеральными и иными учреждениями, а с другой стороны, сохраняют различия в своих политико-дипломатических отношениях, государственно-правовое состояние. Понятно, что в этом случае успех такой модели федерализма будет зависеть от успешности разрешения противоречий, возникающих между равноправием республик и другими вопросами федерации, и своеобразием их политико-правового статуса.
Реализация принципа равноправия глав федерации должна осуществляться с учетом права республик с такой позиции их политического статуса, которая находит отражение в национальных особенностях (песня, дресс-код, флаг) и языки второго мира, а также национальный язык.
На самом деле асимметрия формы и положения статей не служит показателем какой-либо «плохости» или низкого качества Российской Федерации в силу очень серьезных аспектов ее национального устройства. Однако при прочих равных условиях конституционные возможности измерения статуса государства (при сохранении всех остальных компонентов) не должны быть упущены на этапе разработки.
Одним из важнейших ориентиров современного состояния национального развития России является реализация политической системы и политики страны в виде современного, новейшего федеративного устройства, интегрирующегося с российским историческим миром. традиции и современные факты.
Читать дальше
1 Нормативные правовые акты и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
2. Федеративный договор от 31 марта 1993 года
3. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ от 31 марта 1992 г.
4. ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 4 июня 1999 года
5. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 22 сентября 1999 года
6. ФЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г.
7. ФЗ «О национально-культурной автономии» от 22 мая 1996 года
8. ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ
9. ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 г
10. Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 года
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №15-П. «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ».
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 года № 12-П по делу о толковании содержащегося в ч.4 ст. 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
14. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации.
2 Научная литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т 2. М: Юристъ 2007г
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е изд. М., 2001.
3. Бускунов А. В. // «Казанский федералист» / 2004 / № 4(12) 2004 / Теория федерализма / Правовой статус субъектов РФ в условиях трансформации общества и власти
4. Денисова Г. Д. О субъектах государственного управления в Российской Федерации // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2008. №1.
5. Зеленцова С. Ю. Реализация национальных проектов в части цифровизации государственного управления в субъектах РФ / С. Ю. Зеленцова, О. Н. Галюта // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – Т. 231. – № 5
6. Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М: 2002.
7. Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1999.Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М: 2004.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 4-е изд. М., 2006.
9. Кутафин О.Е. Российская автономия. М: 2006.
10. Лазарев А.В. Конституционное право России. М: 1999
11. Лексин В.Н. Россия как реальность. // Мир России - 2005 № 1
12. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. Спб, 2002.
13. Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
14. Петрова В. С. Управление устойчивым развитием региона / В. С. Петрова, Е. Е. Щербик. Москва: Издательство «Знание-М», 2021.
15. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. – 1996. - № 10
16. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: 2000.
17. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М: 1997.
Читать дальше