Исследование институциональных изменений в социально-экономической эволюции в соответствии с поставленными целями и задачами позволило получить следующие основные результаты:
1) категория «изменение» выступает в качестве фундаментальной, отражающей многообразие перемен в отношениях между различными объектами и явлениями сложной системы, определяющей ее неравновесное состояние. Как понятие «изменение» представляет собой способ познания совокупности процессов, характеризующих неравновесные состояния исследуемых объектов, включая их количественные и качественные, устойчивые и неустойчивые, спонтанные и детерминированные, самоорганизованные и организованные перевоплощения в пространстве и времени;
2) совокупность различных подходов к пониманию сущности институтов предопределила их современное понятийное содержание, согласно которому «институты» – это совокупность правил и норм поведения, установленных как законодательно, так и действующих в форме социальных договоренностей, характер взаимосвязей и взаимодействий между которыми лежит в основе формирования системы общественных отношений и определяет механизм социально-экономической эволюции;
3) сущность институциональных изменений экономики сводится к расширенному толкованию их понятийного содержания с позиции процессуального подхода, согласно которому «институциональные изменения», воплощающие процессы возникновения, становления, формирования, трансформации и разрушения совокупности формальных и неформальных общественных правил и норм поведения, представляют собой совокупность процессов качественного отбора институтов, определяющих самоорганизацию экономики на основе метаконкуренции;
4) синергетическая интерпретация институциональных изменений в социально-экономической эволюции дает возможность представить их совокупность в качестве самоорганизации экономической динамики, ключевыми фазами которой являются кризис (хаос) и рост (порядок). Представление институциональных изменений в социально-экономической эволюции в качестве процесса самоорганизации экономики основывается на наличии общей характеристики для институтов и экономики – циклическом движении во времени. Совокупность институциональных изменений выступает одним из источников нелинейности экономических взаимосвязей и взаимодействий, определяя институциональную зависимость циклической траектории социально-экономической эволюции, выражающуюся в фазовых переходах качественного состояния экономики от кризиса к росту, от хаоса к порядку;
5) потенциальные возможности для построения теоретической модели институциональных изменений экономики заложены в синтезе трех основных подходов, среди которых: - эволюционный подход позволяет исследовать институциональные изменения в долгосрочном периоде экономического развития; акцентировать внимание на институциональном механизме изменений, формирующем перманентное неравновесное состояние экономики; выявить логику институциональной самоорганизации экономики исходя из неоднородной структуры институтов; - системный подход позволяет рассмотреть качественное своеобразие и функциональную роль определенной стадии экономического развития с позиции институциональных изменений; представить структурную организацию экономической деятельности субъектов в виде системы потребностей, социально-экономические условия удовлетворения которой определяются институциональной структурой и др.; - синергетический подход, вбирая эволюционные и общесистемные принципы исследования, позволяет рассматривать универсальные процессы институциональной самоорганизации на любых уровнях экономической системы: от жизнедеятельности отдельного человека до глобальных социальных структур, на основе универсального параметра движения – времени; - в качестве методологической основы исследования институциональных изменений в процессе самоорганизации экономики выступает принцип методологического институционализма, позволяющий представить экономику как самоорганизующуюся систему институциональных изменений, где базовым элементом выступают формальные и неформальные правила, определяющие поведение индивидов при осуществлении экономической деятельности;
6) согласно авторской трактовке «институциональная самоорганизация экономики» – это процесс изменения институциональной структуры, определяющий неравновесное состояние экономики исходя из неоднородного соотношения формальных и неформальных институтов, обусловливающего изменения в уровне трансакционных издержек и поведении экономических агентов. В данной трактовке определяющее положение принадлежит институциональной структуре. Уровень соответствия формальных общественных норм, конституирующих тот или иной вид деятельности в законодательстве, особенностям неформальных социальных норм, сложившихся в конкретных экономических, социальных, исторических условиях, определяет неравновесное состояние экономики и направление ее самоорганизации;
7) в основу исследования диалектики институциональной самоорганизации экономики положены следующие теоретические предпосылки: - в основе экономической самоорганизации лежит процесс институциональных изменений, основной причиной которых выступает несоответствие между скоростью изменений формальных и неформальных институтов; - изменения формальных и неформальных институтов взаимообусловлены и порождают различные типы институциональной структуры; - типы институциональной структуры влияют на степень согласованности поведения агентов в их стремлении к удовлетворению потребностей, обусловливают величину трансакционных и трансформационных издержек, определяют уровень экономической эффективности и обеспечивают нелинейный и колебательный процесс экономической самоорганизации;
8) синергетический подход к исследованию институциональных изменений экономики, суть которого заключается в выделении формального или неформального типов институциональной структуры на основе различного соотношения во времени изменений формальных и неформальных институтов, позволяет обосновать институциональную природу социально-экономической эволюции и выявить диалектику ее ключевого процесса – институциональной самоорганизации экономики, демонстрирующей многовариантность векторов экономического развития и нелинейность межэлементных связей, определяющих глобальную детерминированность системы;
9) диалектика институциональной самоорганизации экономики раскрывается посредством следующей цепочки связей: - формальные и неформальные правила изменяются с разной скоростью, что и является причиной социальной, макроэкономической, политической, экологической нестабильности и формирования различных типов институциональных структур; - исходя из формального и неформального типов институциональной структуры потенциально возможно формирование двух видов поведения экономических агентов: согласованное и рассогласованное. Согласованность действий в поведении различных экономических агентов предполагает, что формальным или неформальным институтам следует большинство агентов; - различная степень согласованности поведения экономических агентов обусловлена неоднозначностью в изменении величины трансакционных и трансформационных издержек; - противоречивые варианты в изменении издержек приводят к различному уровню экономической эффективности, что, в конечном итоге, определяет качественное состояние экономической системы и фазу институциональной самоорганизации экономики: хаос или порядок, кризис или экономический рост;
10) по итогам моделирования институциональной самоорганизации экономики получены следующие результаты: - экономика представляет собой сложную систему, самоорганизация которой осуществляется в результате институциональных изменений. В основе институциональных изменений лежит противоречие между скоростью протекания формальной и неформальной составляющих институциональной структуры. Различное соотношение темпов изменений формальных и неформальных форм институциональной структуры выступает в качестве основной предпосылки моделирования процесса институциональной самоорганизации экономики; - модель институциональной самоорганизации экономики относится к базовым моделям, поскольку включает наименьшее число переменных, отражающих различное соотношение в темпах изменений формальных и неформальных институтов.
Предложенная модель институциональной самоорганизации экономики позволяет получить общее качественное представление о закономерностях самоорганизации экономической системы в результате институциональных изменений и выявить, каким образом структурные институциональные изменения определяют устойчивость/неустойчивость системы. Таким образом, преимущества данной базовой модели заключается в том, что, во-первых, она не требует знания точных значений параметров институциональных изменений и их количественных расчетов, и, во-вторых, – позволяет выявить основные закономерности институциональной самоорганизации экономической системы; - институциональные изменения выступают источником двух взаимодополняющих закономерных процессов самоорганизации, осуществляющихся посредством действия положительных и отрицательных связей между формальными и неформальными институтами: внешнего целенаправленного воздействия формальных институтов и естественной внутренней эволюции неформальных институтов. Первый процесс заключается в стремлении государства изменить неформальные нормы социального поведения экономических агентов посредством закрепления определенных формальных правил институциональной структуры. Формируется формальный тип институциональной структуры, который складывается благодаря превышению темпов изменений формальных институтов над неформальными и усилению отрицательных обратных связей между ними. Последние приводят экономическую систему к устойчивому состоянию, то есть к области странного аттрактора, в качестве которого выступают неформальные нормы. Вторая тенденция проявляется в ускоренном изменении структуры и порядка взаимодействия хозяйствующих субъектов экономики в ходе непрерывных процессов возникновения, адаптации и отбора неформальных норм поведения, рефлексирующих в ответ на воздействия формальных правил. Для стран с переходной экономикой уровень институционального развития оказывает большее влияние на экономический рост, чем для развитых стран. Об этом говорит более высокое значение коэффициента при объясняющей переменной: так, если для развивающихся стран изменение объясняющей переменной на 1 балл влечет за собой изменение объясняемой переменной на 17%, то для развитых – только на 9%;
Формируется неформальный тип институциональной структуры, для которого характерно интенсивное усиление положительной обратной связи со стороны неформальных институтов. Без целенаправленных мер на ограничение роста положительной обратной связи экономическая система погружается в неустойчивое состояние.