Проведенное исследование насущных проблем обстоятельств, исключающих преступность деяния, позволяет сформулировать ряд обобщающих выводов:
1. Мы поддерживаем мнения исследователей Е.Г. Веселова, А.В. Никуленко и других, касательно значения «принуждения» в уголовном праве, тем более что посредством насилия совершается большинство преступлений против личности и других общественно опасных посягательств, тем не менее, позволим усомниться в практической значимости законодательного шага, позволившего смешать устоявшиеся в науке понятия.
Сказанное выше дает основание поддержать высказанные мнения о переносе нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 40 в статью УК РФ о непреодолимой силе, с включением ее в гл. 3 после понятия преступления или перемещении её в гл. 5 – «Вина». Роль нормы, предусмотренной ныне частью второй указанной статьи, вполне может заменить статья «Крайняя необходимость», в соответствии с правилами которой и разрешается вопрос о правомерности причинения вреда при преодолимом принуждении.
2. Говоря о достаточности предпринимаемых мер при обоснованном риске, необходимо, на наш взгляд исходить из субъективной оценки рискующего лица о мерах, способных, по его мнению, устранить возможный вред. Однако, термин «достаточности» следует заменить словами «достаточные, по мнению рискующего лица, меры» или «возможные меры», о чем указывают в своих исследованиях С.Г. Мухин, Т.С. Таранова. Таким образом, будет учтена как раз внутренняя оценка субъектом предпринимаемых мер. Если же требовать соблюдения объективно достаточных мер, то теряется смысл риска, действия должны будут полностью исключать возможный вред.
3. Положения уголовного законодательства о причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление или иное общественно опасное посягательство, должны распространяться на специально уполномоченных должностных лиц (в т. ч., сотрудников полиции и других правоохранительных органов) без каких-либо изъятий и дополнительной уголовно-правовой регламентации. В связи с этим требуется глубокая реконструкция норм, содержащихся в УИК РФ, Законе РФ «О полиции» и других базовых для «силовых» министерств и ведомств законодательных и подзаконных актов, которые выполняют свои обязанности исполнения приказы или распоряжения.
4. Определяя правовую природу обстоятельств, исключающих преступность деяния, следует констатировать, что они, в настоящее время, исключают общественную опасность и/или противоправность деяния, а соответственно и состав преступления, являются правомерными и социально-полезными либо социально допустимыми.
Сущность обстоятельств, исключающих преступность деяния, заключается в правомерном причинении вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям. «Обстоятельства, исключающие преступность деяния – это предусмотренные уголовным законом, основания правомерного причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам, совершаемые для защиты иных более значимых правоохраняемых интересов или достижения общественно полезных целей». Научно-практическая значимость как такового понятия обстоятельства, исключающего преступность деяния, определяется тем, что оно, получив законодательное закрепление и/или научное признание сможет служить родовым понятием для всей системы таких обстоятельств и положит конец спору об их юридической природе. Наконец, обстоятельства, содержащиеся в ином (не уголовном) законодательстве, получат должный правовой статус и механизм уголовно-правового регулирования.