ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬСТВА БУРЯТСКОГО УЧАСТКА БАМ 6 1.1. Процесс строительства Бурятского участка БАМ 6 1.2. Люди и проблемы строительства Бурятского участка БАМ 18 ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БУРЯТСКОГО УЧАСТКА БАМ 28 2.1. Социально-бытовое обустройство Бурятского участка БАМ 28 2.2. Повседневная жизнь строителей Бурятского участка БАМ 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Строительство БАМ на участке в Бурятии

дипломная работа
История
60 страниц
79% уникальность
2022 год
18 просмотров
Бакова Н.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬСТВА БУРЯТСКОГО УЧАСТКА БАМ 6 1.1. Процесс строительства Бурятского участка БАМ 6 1.2. Люди и проблемы строительства Бурятского участка БАМ 18 ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БУРЯТСКОГО УЧАСТКА БАМ 28 2.1. Социально-бытовое обустройство Бурятского участка БАМ 28 2.2. Повседневная жизнь строителей Бурятского участка БАМ 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Читать дальше
Возведение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали – проект, реализация которого существенным образом повлияла на социально-экономическое развитие России по причине объединения политических и социально-экономических задач двух Дальневосточного и Сибирского регионов. Проблематику и специфику возведения Байкало-Амурской магистрали изучал ряд ученых. В этой связи справедливо подвергнуть классификации их научные труды на данную тему и выделить 3 хронологических периода: 1970-1985 гг., перестроечный период с 1985 по 1991 гг.


Не тратьте свое свободное время. написание курсовой работы по культурологии на заказ в Work5 - это лучшее решение.


., постсоветский период с 1992 г. до 2010 г. Необходимость подобного разграничения продиктована, прежде всего, особенностями анализа начавшейся и законченной стройки данного проекта. Так, в середине 1970 гг. проект Байкало-Амурской железнодорожной магистрали тщательно изучил и описал А.И. Алексеев. Необходимо выделить среди его работ труд под названием ««Хождение от Байкала до Амура», в котором повествуется о поиске и освоении территории, ставшей позднее железнодорожной трассой между Байкалом и Амуром. Историк делится с читателями подробностями первых проектов Байкало-Амурской дороги и исходными данными о проектных местностях для возведения железнодорожной коммуникации. Впервые появилось крылатое название проекта: «стройка века». К концу 1970 гг. появляется все больше новых исходных проектных данных и деталей возведения Байкало-Амурской магистрали (далее – БАМ). Существенный вклад в этой связи внесен учеными: А.А. Недешевым, А.М. Котельниковым и Ф.Ф. Быбиным, – выпустившими труд под названием «БАМ и освоение Забайкалья». В настоящем исследовании всесторонне освещается крупнейший отечественный железнодорожный проект народного хозяйства БАМ. Кроме того, описываются стратегические особенности освоения северозабайкальских земель и конкретизируется проблематика промышленно-производственной площадки в Удокане. В ходе настоящего исследования были изучены материалы из трудов Н.С. Байкалова, внесшего наибольший вклад в изучение строительства БАМ на Бурятском участке. А именно, благодаря использованию его трудов, описано формирование социальной инфраструктуры, проанализированы воспоминания бамовцев, трудящихся в разные годы возведения БАМ, дан обзор производственной и непроизводственной повседневности и жилищной мобильности строителей Бурятского участка БАМ. Помимо трудов Н.С. Байкалова использован труд Д.М. Карачакова на тему индустриального развития и формирования кадрового потенциала национальных районов Сибири и Г.П. Власова о стратегии народно-хозяйственного изучения Бурятского участка БАМ. Проанализированы записки офицера силовика, на предмет воссоздания повседневных реалий строителей, составленные Мамяченковым В.Н. Объект настоящего исследования: народно-хозяйственный проект БАМ в Бурятии. Предмет настоящего исследования: специфика возведения народно-хозяйственного проекта БАМ в Бурятии и социальная проблематика, связанная с реализацией данного проекта. Актуальность данного исследования состоит в том, что Россия сменила свое геополитическое положение и теперь в большей степени планирует сотрудничать с Азиатской стороной мира. БАМ – это та самая «живая артерия», которая в дальнейшем поможет наладить и заключить отличные коммерческие и политические отношения с азиатским Востоком. Степень разработанности проблемы. Благодаря ретроспективному методу изучения данной проблемы можно отметить то, что в советский период мало уделялось внимания такой проблеме, как социально-бытовые исследования граждан, задействованных в возведении проекта БАМ. Однако, благодаря уже проведенным в современной России исследованиям с возможность опроса участников, это явилось возможным. Настоящее исследование имеет комплексный обобщающий характер и посвящено описанию этапов создания социально-экономической платформы БАМ в Бурятии. Цель настоящего исследования: подробное и всестороннее освещение проблематики подготовки и возведения народно-хозяйственного проекта БАМ в Бурятии. Задачами данной дипломной работы являются, 1) изучение процессов строительства участка БАМ на территории Бурятии; 2) изучение проблематики строительства Бурятского участка БАМ; 3) изучение и выявление фактов о социально-бытовой жизни строителей БАМ; 4) проведение анализа повседневной жизни строителей Бурятского участка БАМ. Методы настоящего исследования: историко-литературные, анализ и синтез информации из научных трудов, методы смежных социальных дисциплин для расширения фактологического инструментария. Научно-практическая значимость настоящего исследования обусловлена актуализацией данной проблематики и разработкой различных аспектов этого направления. Материалы и результаты работы могут быть использованы в обучении студентов на спецкурсах и на занятиях по истории в качестве дополнительного материала. В соответствии с поставленными задачами выстраивается и структура дипломной работы, которая включает введение, две главы и выводы по ним, заключение, список использованной литературы. Объем настоящего исследования составляет 61 страницу. 

Читать дальше
Настоящее исследование посвящено строительству БАМа в Республике Бурятия. Необходимо сделать выводы: 1. Народно-хозяйственное изучение Бурятского участка железнодорожного проекта БАМ производилось в 3 стадии: позднесоциалистическая стадия(1974-1980 гг.) , в рамках которой производилась активная пропаганда амбициозной «стройки века» с призывами участия среди комсомольцев-ударников и строительных специалистов по всей стране; перестроечная стадия (1985-1991 гг.) , в рамках которой активно критиковались планы строительства, что сопряжено с минимизацией расходов на возведение социальной инфраструктуры в Бурятии и поспешными исправлениями ошибок в части укладывания железнодорожного полотна; постсоветская стадия (1992-2010 гг.), в рамках которой производилось окончательное возведение Северо-Муйского тоннеля и реформирование Байкало-Амурского подразделения РЖД. История возведения БАМ изобилует подробностями о преодолении специфических проблем в области строительно-монтажных и дорожных работ. В проекте БАМ на территории Бурятского участка приняли участие следующие министерства и ведомства: Госстрой, Госснаб, Стройбанк Союза и Совмин и кадры всех лучших проектных и научных отечественных институтов, и союзных республик. Было задействовано 8 общестроительных трестов СССР. В общей сложности, из положений докладов ЦК ВЛКСМ значится более 250 исследовательских бюро и проектантов. Самым сложным этапом реализации проекта БАМ оказался этап подготовки территории для укладывания железнодорожной трассы и автодорог до Баргузинского тракта и ближайших сельских поселений Бурятии. Он длился около 5 лет с момента запуска проекта (с 1974 по 1979 гг.). Над проектом трудились тоннельные и мостостроительные отряды, бригады механизаторов, строительно-монтажные бригады, а также укладчики автодорог и разнорабочие. Их деятельность курировали литовские, эстонские, латвийские, азербайджанские, армянские, ленинградские и московские строительные объединения. 2. Проект БАМ приобрел статус не просто народно-хозяйственного объекта СССР, а геополитическое и геостратегическое значение. Среди главных проблем реализации железнодорожного проекта БАМ были выделены : недостаток материалов для научного обоснования изучения территории; неэффективная концепция проекта БАМ, ввиду чего генеральный план составлялся без привязки к ней и без экономического обоснования и необходимых расчетов эффективности освоения целинных земель Бурятского участка; концентрация внимания советского аппарата власти, главным образом, на производстве железнодорожного полотна и лишь в некоторой степени на социально-экономическом развитии Бурятского участка БАМ, ввиду чего расходы на социализацию строительных территорий БАМ были минимизированы в ходе бесконечных корректировок; организационно-управленческие проблемы, заключающиеся в бюрократизме и неэффективном управлении строительством по причине преследования, прежде всего , интересов министерств и ведомств. Помимо рассмотрения проблематики БАМ, следует учитывать, что реализация проекта БАМ имеет долгосрочный эффект и заключается в том, чтобы заселить регионы, расположенные вдоль зоны железнодорожного полотна. А поскольку население России год от года стремительно уменьшается, необходим поток мигрантов из бывших союзных республик, уровень жизни в которых ниже уровня жизни в России. Пока въезжающие в Россию мигранты населяют преимущественно столичные регионы. При этом необходимо учитывать, что БАМ выступает еще и стратегически важным объектом, поскольку расположена у границы. Среди проблем, выявленных в настоящей части исследования, следует отметить удовлетворенные интересы отечественных министерств и ведомств, в то время, как для улучшения благосостояния комсомольцев-ударников БАМ сделано ничего не было, как и не произведено социально-культурного улучшения условий в регионе. 3. Социально-бытовое устройство бамовцев предполагало, прежде всего, получение временного и постоянного жилья. Этот процесс протекал в 3 основные стадии: адаптационное размещение первопроходцев в палатке/вагончике после высадки на место освоения производственного участка БАМ; закрепление койко-места в строительном общежитии либо комнаты во временном ветхом жилье из расчета 1 комната на 1 человека ; регистрация прав на проживание в отдельной квартире во «времянке»/капитальном многоквартирном сооружении. На финальной стадии возведения железного пути БАМ и в период постсоветского времени, начиная с 1992 г., на Бурятском участке перестали осуществлять расходы на жилищный фонд , сравнялись условия проживания всех граждан, несмотря на то, что у каждого строительного союза имелись свои объекты инфраструктуры и рекреации (детские сады, спортзалы, дома культуры). Постепенно экономические факторы стали наиболее важными. Проживать в самовольно возведенном доме с приусадебным участком хотела каждая бамовская семья по причине того, что благоустроенные капитальные квартиры обслуживались крайне дорого, в то время как самострой имел доступ к бесплатным коммунальным услугам и электроэнергии. 4. Анализ воспоминаний о производственной и непроизводственной повседневности бамовцев позволяет резюмировать, что значимость идейной составляющей «стройки века», безусловно, была крайне сильна, но в то же самое время, ведущими мотивами служили: зарабатывание больших денег, получение комфортабельного жилья, выход на пенсию раньше традиционного срока на 5-10 лет в зависимости от занимаемой должности (тоннельщики и мостостроители, работающие на БАМ более 10 лет , могли рассчитывать на уход на высокооплачиваемую пенсию на 10 лет раньше положенного возраста), получение популярности и статуса уважаемого человека.  
Читать дальше
1. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 08.07.1974 № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=4773#036469043051779226 (дата обращения: 03.02.2022). 2. Государственный архив Республики Бурятия. Ф.П-8. Оп.7. Д.2 Л.3–4. 7 3. Архивный отдел администрации муниципального образования «Северобайкальский район». Ф.1. Оп.1. Д.800. Л.18. 4. Итоги выполнения плана экономического и социального развития БурАССР за 1988 г.: докл. Улан-Удэ: БРУС, 1988 – 87 с. 5. Аганбегян А.Г. освоение природных богатств Сибири / А.Г. Аганбегян // Общественные науки. – 1977 – № 6 – С. 45-53. 6. Аргудяева Ю.В. Труд и быт молодежи БАМа: настоящее и будущее / Ю.В. Аргудяева. – М.: Мысль, 1988. – 176 с. 7. Байкалов Н.С. Интервью. М., 54 года, в прошлом работник тоннельного отряда. – Северомуйск (Бурятия), 2004 г. – С. 5. 8. Байкалов Н.С. Интервью. Ж., 62 года, журналист, на БАМе с 1980 г. – Северобайкальск (Бурятия), 2004 г. – С. 5. 9. Байкалов Н.С. Формирование социальной инфраструктуры поселений Бурятского участка БАМа: 1974-1989: дисс. …канд. истор. наук: 07.00.02 / Николай Сергеевич Байкалов. – Улан-Удэ, 2005. – 225 с. 10. Байкалов Н.С. Интервью. Ж., 59 лет, пенсионер, в прошлом работник ЖКХ на БАМе. – Баргузин (Бурятия), 2017 г. – С. 5. 11. Байкалов Н.С. «Обживая стройку века» : пространство повседневности и жилищная мобильность строителей БАМ (1970-1980-е гг.) / Н.С. Байкалов // Новейшая история России. – 2018. – Т.8. – №4. – С. 998-1016. 12. Байкалов Н.С. Формирование городского населения Бурятии: опыт районов строительства БАМ (1970-80-е гг.) / Байкалов Н.С., О.А. Убеева // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2018. – № 2 (32). – С. 96-102. 13. Байкалов Н.С. «Заповедник советской власти»: производственная повседневность в нарративной памяти строителей БАМа / Н.С. Байкалов // Вестник Томского Государственного университета. – 2020. – № 453. – С. 124-134. 14. Власов Г.П. Регион БАМа: стратегия и опыт освоения: исторический аспект / Г.П. Власов. – Братск: БГТУ, 1999. – 140 с. 15. Власов Г.П. Исторический опыт и уроки хозяйственного освоения региона БАМ / Г.П. Власов // Западный участок (1970-1995 гг.): Иркутский историко-экономический ежегодник. – Иркутск: ИГЭА. – С. 152. 16. Власова Н.Г. Социально-экономические проблемы хозяйственного освоения региона БАМ (1970-2000 гг.) / Н.Г. Власова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2008. – № 2. – С. 118-120. 17. Карачаков Д.М. Индустриальное развитие и формирование кадрового потенциала национальных районов Сибири (исторический опыт и уроки, 1961-1985 гг.): дисс. док. истор. наук: 07.00.02 / Дмитрий Михайлович Карачаков. – М., 1996 г. – 317 с. 18. Крючков Н.И. Магистраль у Байкала (репортаж с места событий) / Н.И. Крючков. – Симферополь, 1999. – С. 19. 19. Мамяченков В.Н. Повседневная жизнь военных строителей на БАМе (записки офицера силовика) 2008 г. / В.Н. Мамяченков // В водовороте дней…: ст. в сб. тр.конф. – Киев: ЧП Фирма Гранмна, С. 56-72. 20. Павлов С.Н. БАМ – жар сердец молодых / С.Н. Павлов. – Улан-Удэ : Респ. тип., 2008. – 194 с. 21. Семенова В.В. Социальная мобильность в России: поколенческий аспект / отв. ред. В.В.Семенова. – М.: Наука, 2017. – 213 с. 22. Спиридонов Э.С. Перспективы БАМа / Э.С. Спиридонов // Путь и путевое хозяйство. – 2013. – № 7. – С. 22. 23. Федин В.М. Из опыта партийной работы на строительстве БАМ / В.М. Федин. – М.: Знание, 1987. – 64 с. 24. Власти одобрили продажу крупнейшей лесной компании на Дальнем Востоке [Электронный ресурс] // РБК, от 02.12.2021. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/02/12/2021/61a78c729a7947862b5ffa56 (дата обращения: 02.02.2022). 25. Как задумывался «проект БАМ» и почему в нем не все «срослось» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ-Огонек, от 01.07.2019. – Режим доступа: https://hi-tech.mail.ru/news/trudnosti_osvoeniya/ (дата обращения: 02.02.2022). 26. От Байкала до Амура мы продолжим магистраль [Электронный ресурс] // Выставка Государственного архива Республики Бурятия. – Режим доступа: http://gbu-garb.ru/assets/files/pdf/%D0%91%D0%90%D0%9C%20%D1%81%D0%BE%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%BE-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%20%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B6%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 03.02.2022). 27. Строительство Бурятского участка Байкало-Амурской магистрали (часть 1) [Электронный ресурс] // Золотая Орда, от 27.08.2018. – Режим доступа: https://zolord.ru/history/311 (дата обращения: 02.02.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Возможности использования слухового контроля в работе над произношением со слабослышащими школьниками
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Лексические особенности перевода текстов англоязычной социальной рекламы на экологическую тематику
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Английский
курсовая работа
Место бизнес-планирования в стратегическом менеджменте
Количество страниц:
25
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бизнес-планирование
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image