ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………....……….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………..….….…….7 1.1. Характеристика представлений младших школьников об истории родного края как компоненте содержания образования……….….....…………7 1.2. Анализ опыта работы педагогов по формированию краеведческих представлений………………………………………………………….………...11 1.3. Условия формирования у младших школьников представлений об истории родного края посредством проектной деятельности ………….........19 Выводы по первой главе………………………………………………….......…26 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ...27 2.1. Выявление исходного уровня представлений об истории родного края младших школьников………………………………............................................27 2.2. Экспериментальная программа по формированию представлений об истории родного края младших школьников по средством проектной деятельности……………………………………………………………………..36 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………….41 Выводы по второй главе………………………………………….……..…....…45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………....………46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………....….48 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….……....……54

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
89% уникальность
2021 год
27 просмотров
Мелихова М.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………....……….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………..….….…….7 1.1. Характеристика представлений младших школьников об истории родного края как компоненте содержания образования……….….....…………7 1.2. Анализ опыта работы педагогов по формированию краеведческих представлений………………………………………………………….………...11 1.3. Условия формирования у младших школьников представлений об истории родного края посредством проектной деятельности ………….........19 Выводы по первой главе………………………………………………….......…26 ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ...27 2.1. Выявление исходного уровня представлений об истории родного края младших школьников………………………………............................................27 2.2. Экспериментальная программа по формированию представлений об истории родного края младших школьников по средством проектной деятельности……………………………………………………………………..36 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………………….41 Выводы по второй главе………………………………………….……..…....…45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….……………………………....………46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………....….48 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….……....……54
Читать дальше
На современном этапе развития общества и образования стало актуальным укрепление культурно-исторических связей с родным краем, развитие таких краеведческих качеств как патриотизм и гражданственность. Формирование представлений о малой родине, о месте, где живем и учимся, начинается с детства, доступного для понимания детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, класса. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования также выделяет развитие личности как главную цель современного образования.


Дипломная работа по транспорту на заказ является подходящим решением для тех, кто не хочет писать работу самостоятельно. Доверьте ваш диплом профессиональным авторам Work5!


Младшие школьники должны быть готовы к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Это знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности; знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства собственного долга и ответственности перед своей страной. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развития представлений младших школьников о родном крае обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстановке решения. Одной из причин, резко актуализирующих проблему расширения краеведческих представлений младших школьников, следует назвать разрушение системы традиционных ценностей и преемственности поколений. В связи с этим в педагогике ведется интенсивный поиск новых подходов к привитию школьникам любви к родному краю на основе краеведческих представлений о ярких событиях и фактах. В педагогической литературе широко представлены исследования, посвященные теоретико-методологическим основам проблемы организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста по изучению родного края - работы А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова. В исследованиях Е.П. Суворовой, М.П. Воюшиной представлен обширный материал по вопросам организации проектной деятельности младших школьников. Методические и психолого-педагогические основы организации проектной деятельности по изучению родного края в начальных классах изучали Н.И. Яковлева, Е.А. Петрова, Н.Г. Дайри. Несмотря на исследование данной проблемы в педагогической практике сложилось явное противоречие между необходимостью изучать родной край и недостаточной разработанностью условий организации проектной деятельности младших школьников по изучению родного края. Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования «Организация проектной деятельности младших школьников по изучению родного края». Проблема исследования: На основе выявленного противоречия нами сформулирована следующая проблема исследования: Каковы условия организации проектной деятельности младших школьников по изучению родного края? Цель исследования - изучить условия формирования у обучающихся начальной школы представлений об истории родного края в проектной деятельности. Объект исследования – представления младших школьников об истории родного края. Предмет исследования - условия организации проектной деятельности младших школьников по изучению истории родного края. Гипотеза исследования – предполагается, что изучение учащимися своего края через исследовательскую и проектную деятельность позволит: - повысить уровень образования и патриотического воспитания; - развить учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.); - повысить коммуникативный потенциал обучающихся; - развить навыки поиска информации; - организовать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая родителей и привлечённых к реализации проекта лиц; - создать комфортные условия обучения и воспитания; - активизировать мыслительную деятельность обучающихся; - понизить нервную и учебную нагрузку на детей. Задачи исследования: 1) определить сущность проектной деятельности младших школьников; 2) рассмотреть особенности организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста по изучению родного края; 3) проанализировать педагогический опыт по организации проектной деятельности младших школьников по изучению родного края; 4) выделить и апробировать условия формирования у младших школьников представлений об истории родного края посредством проектной деятельности. Теоретико-методологическую основу исследования составили: - идеи проектного обучения и краеведения в школе. Разработан четкий алгоритм проектной деятельности. Разработки данного направления посвящено множество научных работ (М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, П.С. Лернер, И.Д. Чечель); - идеи развития познавательной активности при изучении истории родного края, создания курса краеведения в начальной школе, что позволяет вызвать наибольший интерес к Родному краю. Становление краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения. (Н.Х. Вессель, К.Д. Ушинский, А.А. Тихомиров, В.Я. Уланов); Сроки и этапы исследования: На подготовительном этапе исследования (сентябрь – октябрь 2019 г.) был определен методологический аппарат исследования, проведено теоретическое изучение проблемы. На основном этапе исследования (октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.) подобран диагностический инструментарий и проведена диагностика обучающихся, разработана и реализована опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников по изучению родного края. На заключительном этапе (апрель 2020 г.) повторно проведена диагностика обучающихся, выполнена обработка и проанализированы полученные результаты, выявлена динамика уровня работы в проектной деятельности, выполнено содержательное и техническое оформление работы. Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение передового педагогического опыта и методической литературы по проблеме исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теоретических представлений по вопросу организации проектной деятельности младших школьников по изучению родного края и уточнении условий организации работы педагога по данному направлению. Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения полученных результатов и выводов исследования в педагогической практике: в организации проектной деятельности в начальных классах, в консультировании педагогов, в образовательных программах курсов профессиональной подготовки и переподготовки педагогов. Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения. База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ г.Иркутска СОШ № 22, 2 класса «а» в количестве 14 человек.

Читать дальше
Приоритетной целью современного образования в условиях реализации ФГОС НОО становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Сформированность гражданской позиции, воспитание патриотизма и любви к своей стране. Знание прошлого и настоящего своего народа, осознание своей принадлежности, знание языка и истории, основ культурного наследия. В исследовательской работе раскрывалась актуальность комплексных проблем краеведения: фрагментарное использование краеведческого материала педагогами, отсутствие систематической, целенаправленной краеведческой работы. В связи с этим возникла потребность разработки и экспериментального внедрения комплекса мероприятий с использованием современных технологий в целях обеспечения благоприятных условий существования настоящих и будущих поколений. В теоретической части были рассмотрены такие понятия, как краеведение. Краеведение – это всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Школьное краеведение интегрируется со всеми предметами. Его изучение на региональном уровне может проходить не только в классе, но и во внеурочное время. В связи с этим автор исследования описал сущность, виды и методы внеурочной деятельности. На современном этапе образования продуктивным, деятельностным, ориентированным на личность обучающегося считается проектный метод. Он реализуется и на уроках и в свободной деятельности. Была изучена и описана методика работы по организации проектной деятельности. В практической части велась работа над расширением представлений о родном крае через реализацию проектной деятельности. В проекте «Какого цвета Родина?» участвовали школьники МБОУ г.Иркутска СОШ № 22. Работа велась в 3 направлениях. На констатирующем этапе был определен реальный уровень представлений о малой родине. На формирующем этапе исследовали 4 направления: • «Природа Иркутской области»; • «Мой город»; • «Иркутск – какой ты?» • «Иркутск на страже родины». В ходе проектной деятельности школьники ответили на множество проблемных вопросов, приготовили презентации, оформили дидактические альбомы, стенгазеты, разгадывали кроссворды, участвовали в экскурсиях. На этапе контроля был предложен тест из 20 вопросов. Итоговый тест показал высокий и средний уровень краеведческих представлений, что позволило увидеть динамику при сравнении констатирующего и контрольного этапов. Таким образом, поставленная вначале исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи реализованы, цель достигнута. В ходе исследовательской работы над проектом пришли к следующему выводу: современные методы исследования интересны младшим школьникам. Они стали успешными не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Развитие исследовательской деятельности у обучающихся процесс управляемый. Но работа стала качественной при личной заинтересованности педагога и младших школьников. Обучающимся предоставлялась возможность выбирать разные роли, от руководителя проекта, до исполнителя, учили выступать и высказывать свое мнение. Поэтому и самый неинтересный предмет превратился в любимый.
Читать дальше
1. Aлиевa, Л.В. Туристскo-крaеведческaя деятельнoсть кaк средствo рaзвития личнoсти ребенкa / Л.В. Aлиевa. − Л.: Пoдрaзделение oперaтивнoй печaти, 2013. 128 с. 2. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурков. – М.: Просвещение, 2000. 154 с. 3. Баранова, А.В Моделируем внеурочную деятельность обучающихся / А. В. Баранова, А.В. Кисляков. – М.: Просвещение, 2013. 96 с. 4. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В.И. Петрова. – Москва, 2008. 207 с. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности //Психология/ под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Воронеж, 2013. 455 с. 6. Бондарь, Е.Е. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь / Е.В. Гребнева, Е.Е. Бондарь, М.В. Панина. – Челябинск: «Край Ра», 2014. 82 с. 7. Бондарь, Е.Е. Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина». 2-4 класс: методические рекомендации к учебному комплекту «Окружающий мир. 2-4 класс»/ Е.Е. Бондарь, С.Н. Петрушин. – Челябинск: «Край Ра», 2014. 102 с. 8. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – М.: Питер, 2000. 304 с. 9. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. 224 с. 10. Бурлакова И.В. Семинар-практикум по составлению и использованию организационной модели проектно-исследовательской деятельности обучающихся // Методист. 2016. № 3. С. 25–28. 11. Веденяпина В.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям // Начальная школа. 2011. №2. С. 34-36 12. Виноградов, Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учебник для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей / Н.Б. Виноградов. – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 2007. 207 с. 13. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. — М. Педагогическое общество России, 2012. 128 с. 14. Воюшина М.П., Суворова Е.Л. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образовательных результатов//Начальная школа. 2015. № 8. С.37-39. 15. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). М.:Балас, 2010. 34с. 16. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2013. 214 с. 17. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для учеников пед. вузов. 2 изд., испр. и доп. Челябинск: Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 283 с. 18. Григорьева, Е.В. Природа Южного Урала: Учебное пособие для учащихся / Е.В. Григорьева. – Челябинск, 2012. 178 с. 19. Громова Р.С. Приобщение детей к ценностям родной природы на уроках окружающего мира в начальной школе // Духовно-ценностное развитие личности детей: теория и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Васильевские чтения-2». Краснодар, 2015. С. 71– 75. 20. Данилова, А.М. Формирование краеведческих знаний у учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / А.М. Данилова; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова]. – Москва, 2010. – 262 с. 21. Данилюк А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 24 с 22. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода//Начальная школа плюс До и После. 2010. №1, С.19-22. 23. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е.Б. Евладова // Теоретичекий и научно-методический журнал «Воспитание школьников». 2012. - №3. С. 15-26 24. Захарчук А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у младших школьников // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 2. С. 25-27. 25. Зосимовский, A.B. Краеведение и туризм во внеклассной работе / A.B. Зосимовский. – М.: Академия, 2002. 109 с. 26. Зюльганова О.А. Инновационная модель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования как условие формирования компетенции выбора и самоопределения обучающихся // Управление качеством образования. 2017. № 2. С.11-27. 27. Иванов, П.В. Краеведение / П.В. Иванов, И.С. Матрусов, А.Е. Сейненский, В.В. Давыдов // Большая Российская энциклопедия. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. Т. 1. 476 c. 28. Иванова А.В. Изучение родного края во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2014. № 12. С. 51-54. 29. Казаручик, Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Г. Н. Казаручик // Дошкольная педагогика. – 2009. - № 1. – С. 33-37. 30. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 152 с. 31. Кикоин, Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития / Е.И. Кикоин. – М.: Просвещение, 2009. 89 с. 32. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007. 334 с. 33. Кошелева Л.А. Приобщение школьников к культурно-художественному наследию родного края // Начальная школа. 2014. № 8. С. 79-84. 34. Крылова Н.Б. Гражданское образование как новое и хорошо забытое старое // Народное образование. 2012. №1. С. 48 -55. 35. Кузнецова Т.С. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности при изучении естественно-научных дисциплин // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2015. Вып.2. С.35-41. 36. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. 176 с. 37. Лазарев В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка // Народное образование. 2016. № 4-5. С.133-142. 38. Лакоценина Т.П., Современный урок. Часть 5. Инновационные уроки. М.: Учитель. 2013. 208с. 39. Лярский, П.А. Пособие по краеведению / П.А. Лярский. — Минск: Высшая школа, 2006. 76 с. 40. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград: Учитель. 2013. 158 с. 41. Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение / Г.Н. Матюшин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2011. 223 с. 42. Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. 2015. 185 с. 43. Маханева, М.Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России / М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 2015. 75 с. 44. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира / А.В. Миронов. – М.: Педагогическое общество России, 2018. 360 с. 45. Михайлова, Л. Краеведение во внеурочное время: Школьное 28. творческое объединение «Турист-историк, геоэколог» / Л. Михайлова. – М.: Просвещение, 2003. 115 с. 46. Морозова Н.Н. Формирование патриотического отношения к малой Родине: литературное краеведение //Начальная школа. 2010. № 11. С. 45–48. 47. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. – М.: Академия, 2017. 452 с. 48. Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников // Начальная школа. 2012. №7. С. 24-29. 49. Новикова О.В. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием внешних ресурсов школы // Методист. 2015. № 8. С.61-63. 50. Новожилова М.М. "Думай глобально – действуй локально": конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России // Завуч. 2017. № 4. С.31-59. 51. Попова Т.В. Исторический краеведческий материал в начальной школе // Начальная школа. 2013. №2. С.74–76. 52. Поташник М.М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС (суть, сходство и различие, профанация и грамотная реализация) // Завуч. 2016. № 1. С.4-25. 53. Поташник М.М. Школьное исследование и проектирование: требования ФГОС // Народное образование. 2015. № 8. С.45-51. 54. Рязанова Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы) // Одаренный ребенок. 2015. № 2. С.62-71. 55. Савинова Л.Ю. Педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине: дис. СПб, 2003. 198c. 56. Саллехи М.З. «Окружающий мир» как основа гражданского воспитания младших школьников // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии / Сб. ст. по материалам LIХ междунар. науч.-практ. конф. № 12 (57). Новосибирск: АНС «СибАК», 2015. 196 с. 57. Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию граждан в ЗАТО Звездный/сост.: О.А. Левкович, М.П. Шорохова, М.А. Дружинина, М.А. Волкова и др. п. Звездный, 2015. 126 с. 58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [электронный ресурс]. URL:http:// mon.gov.ru/dok/fgos/7195/. (дата обращения: 18.10.2020) 59. Шустова И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия // Завуч. 2016. № 7. С.110-127. 60. Янушевский В.Н. Учебное проектирование школьников: первые шаги в новой образовательной реальности // Журнал руководителя управления образованием. 2015. № 3. С.67-71.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Пределы вмешательства работодателя в личную (частную) жизнь работника.
Количество страниц:
26
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Трудовое право
курсовая работа
Внешняя политика ОАЭ. Новый этап (2020-2021)
Количество страниц:
35
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Международные отношения
курсовая работа
Политкорректность в английском языке
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Языкознание
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image