ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ 8 1.1. Основные характеристики креативности личности. Подходы к исследованию креативности в психологии 8 1.2. Ситуативные и личностные факторы креативности личности 15 1.3 Причины конфликтности студентов 20 Выводы по первой главе 43

Связь креативности и конфликтности студентов

курсовая работа
Психология
47 страниц
75% уникальность
2021 год
24 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ СТУДЕНТОВ 8 1.1. Основные характеристики креативности личности. Подходы к исследованию креативности в психологии 8 1.2. Ситуативные и личностные факторы креативности личности 15 1.3 Причины конфликтности студентов 20 Выводы по первой главе 43
Читать дальше
В последние несколько десятилетий наблюдается тенденция к развитию творческих навыков на всех уровнях образования. Учебные материалы по различным специальностям и дисциплинам, как гуманитарным, так и техническим, включают задания, стимулирующие творчество. В своей работе С. Саид-Метвали и его соавторы описывают 4 подхода к изучению творчества - исследование творческого процесса, творческой личности, творческой среды и инновационного конечного продукта [2]. Ученые приходят к выводу, что необходим универсальный подход, учитывающий все аспекты креативности. К личным качествам Э. де Манзано можно отнести открытость к новому опыту [3], Е. М. Павлова подчеркивает терпимость и умение полагаться на интуицию [4], а А. А.


Ищете написание курсовых работ на заказ? отзывы о Work5 помогут сделать правильный выбор.


Федорова относит независимость и ориентацию на достижения к присущим творческой личности качествам [5]. В 2011 году креативные решения и инновации в нашей стране были названы ключевыми факторами долгосрочного успешного развития страны, которые должны обеспечить высокий уровень благосостояния населения и укрепить геополитические позиции России в мире. Студенческий возраст - это этап жизни, который описывает переход от зависимого детства к независимой взрослой жизни, что подразумевает, с одной стороны, завершение физического, особенно полового созревания, а с другой стороны, достижение социальной зрелости. Студенческая среда не свободна от конфликтных ситуаций, здесь возникает много разных проблем. Они могут проходить непосредственно в учебном заведении или за его пределами. Проблемы, с которыми сталкиваются студенты, очень разнообразны и обширны. Однако стоит отметить, что они больше всего связаны с учебными и личными причинами психологического и социального характера. Люди не реагируют на все ситуации, каждый руководствуется своими принципами, идеалами и убеждениями. Это связано с тем, что движущей силой мировоззрения студентов являются их идеалы, качественно отличные от идеалов молодежи. Эта фаза личностного развития известна как формирование обобщенного идеала. У человека есть идеалы и убеждения, и он требует от других их соблюдения - это феномен юношеского максимализма. В то же время в студенческой среде существует потребность испытать новые впечатления, получить новый опыт, создать образ для успешного общения с другими и потребность в самовыражении. Чтобы удовлетворить все эти потребности, ученик должен пройти уровни глубокого внутреннего опыта. Молодые люди ищут благоприятные психологические условия для общения, ждут от окружающих искренности, сочувствия и сочувствия, ищут единомышленников - людей, которые могут разделить с ними проблемы студенческой жизни. Однако такое общение среди молодежи часто бывает эгоистичным, потому что желание выразить себя, донести свои проблемы перевешивает интересы и чувства другого. Это приводит к напряженности во взаимоотношениях и, как следствие, к возникновению межличностных конфликтов в студенческой среде. Изучение этого возрастного периода проводили такие ученые, как: Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, З.Ф. Исаева, В.Т. Лисовский, И.С. Кон и другие. Несмотря на разнообразие исследований, проблема креативности в психологии еще далека от строгого научного описания. Чаще всего под творчеством понимается способность человека создавать продукты, которые отличаются новизной, вписываются в контекст и адаптированы к потребностям или запросам общества. Еще одна важная характеристика творчества человека - продвижение собственных идей в обществе. Также важно отметить разные формы креативности. Р. Штернберг, например, выделяет 8 уровней выражения творческих способностей посредством простой оптимизации и в среднем 4 уровня, противоположных изобретению принципиально нового продукта. В.Д. Шадриков также отмечает, что хотя результат креативного мышления реализуется, его механизмы бессознательны. Он показывает, что настоящая творческая деятельность возможна благодаря «единению сознания и подсознания через духовность», что в конечном итоге позволяет достичь сверхинтеллектуальной активности. Т. Леонтьев выделяет различные типы креативности и креативных решений сложных ситуаций или дилемм, например, в научной или социальной сфере, и «креативность» как общую стратегию личности. Он также упоминает устранение изначального противоречия между конфликтующими сторонами как творческое решение проблемы. Существует множество подходов к изучению креативности в отечественной и зарубежной психологии: психометрический, психофизиологический, когнитивно-эмоциональный, личностный, экономико-прагматический, атрибутивный и системный. С точки зрения психометрического подхода одним из способов определения концепции творчества является концепция дивергентного мышления, предложенная Д. Гилфордом (1950) в середине 20 века. Он исследует ряд характеристик креативной личности: широту мышления, гибкость как способность принимать во внимание различные и даже противоречивые решения, а также оригинальность этих решений. С точки зрения Д. Гилфорда, креативность - это сочетание этих качеств, и любой человек, в котором оно выражается, признается творческим. Таким образом, подход Д.Гилфорда позволяет измерить креативность личности с помощью психометрических процедур. В гуманистической традиции, в рамках личностного подхода, креативность связывается с самоактуализацией и определяется как некое спонтанное и естественное поведение, которое предполагает активность личности и достаточную мотивацию для завершения начатого. С этой точки зрения, творчество является частью человеческой природы и важным аспектом жизни личности. Следовательно, все люди обладают креативностью, а степень ее выраженности проявляется в широком многообразии форм и контекстов. Таким образом, была выдвинута следующая гипотеза исследования: Существует связь между уровнем креативности и конфликтности студентов: чем выше уровень креативности, тем чаще студент вовлекается в конфликтную ситуацию. Целью работы является изучение связи креативности и конфликтности студентов. В соответствии с целью и гипотезами в работе были поставлены следующие задачи: 1. Систематизировать накопленные в отечественной и зарубежной психологии данные о состоянии проблемы изучения креативности и конфликтности. 2. Рассмотреть основные исследования, посвященные взаимосвязи креативности и конфликтного поведения. 3. Выявить связь между уровнем креативности студентов и конфликтностью. 4. Выявить связь между креативностью студента и выбором стратегий совладающего поведения в ситуации конфликта. Предмет: связь креативности и конфликтности студентов. Объект: креативность и конфликтность. Методы и методики, использованные в исследовании: 1. Методика «Тест вербальной креативности» Д.Гилфорда. 2. Шкала «Креативность» методики «Самоактуализационный тест» А.Маслоу [30]. 3. Методика «Способы совладающего поведения» Р.Лазаруса [25]. 4. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Значительный вклад в развитие проблемы креативности внесли как отечественные (С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, В. Н. Дунчев, В. Н. Дружинин, В. Н. Козленко, Л. Б. Ермолаева-Томина, Н. В. Гнатко, Д. Б. Богоявленская, Е. Л. Яковлева, А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский и др.), так и зарубежные исследователи (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, С. Медник, Де Боно, К. Роджерс, Н. Роджерс, Ф. Дж. Раштон, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхъюзен, А. Танненбаум, Р. Стернберг, К. Хеллер и др.). Исследование было проведено среди студентов 2 и 4 курсов университетов Москвы. Всего приняло участие 140 студентов. Из них 60 студентов – 2 курса (25 юношей, 35 девушек), 80 студентов 4 курса (29 юношей, 51 девушек). Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. Впервые теоретически и эмпирически обосновано исследование креативности как сложного явления, которое понимается в связи с дивергентным мышлением и частью самореализации в связи с конфликтным поведением. 2. Описана связь между креативностью и конфликтом у студентов, как с точки зрения использования методов опроса, так и с точки зрения наблюдения за поведением в смоделированной конфликтной ситуации. 3. Степень креативности впервые послужила предиктором частоты возникновения конфликтов и количества попыток решения. Достоверность и достоверность результатов исследования обеспечивалась тщательным анализом рассмотренных категорий; использование надежных и валидных психодиагностических методов, соответствующих цели, предмету и гипотезе исследования; правильное использование статистических методов для проверки полученных данных. Теоретическая и практическая актуальность исследования определяется результатами и выводами, полученными для выявления взаимосвязи между креативностью и конфликтом между студентами; материалы исследования могут быть использованы в руководствах для педагогических психологов в университетах по развитию творческих способностей, эффективному управлению конфликтами, оптимизации межличностного взаимодействия. Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы, раскрыта проблема исследования, ее объект и предмет, поставлены цели и задачи. Первая глава раскрывает теоретические аспекты взаимосвязи креативности и конфликтности студентов. Во второй главе приведено эмпирическое исследование по теме работы. В заключении сделаны основные выводы. Список литературы представлен 54 источниками.  

Читать дальше
В этом разделе были проанализированы исследования взаимосвязи между креативностью и конфликтным поведением. Однако большая часть представленных исследований не посвящена поведению креативной личности в условиях конфликтного взаимодействия, а скорее исследует влияние различных типов конфликтных ситуаций на творческую личность или группу. Сущность креативности составляет совокупность качественных характеристик мыслительного процесса (дивергентность, конвергентность, беглость, гибкость, оригинальность мышления, широта категоризации, чувствительность к проблеме, умение абстрагироваться, синтезировать, перегруппировывать идеи), воображения, фантазии и личностных свойств (динамизм, творческая направленность, творческая активность, самостоятельность), которые реализуются в творческой деятельности личности. Креативность трактуется как универсальная способность к творчеству, необходимая в любой сфере деятельности личности. Креативность проявляется и развивается в процессе творческой деятельности человека, особенно если такая деятельность становится профессиональной, как, например, в профессии арт-менеджера. Существенное влияние на формирование креативности оказывают социальная среда и окружение, которые проявляют, актуализируют, развивают способность человека к творчеству. Развитие креативности осуществляется в процессе контакта со средой обитания человека в широком смысле, когда направленная активность личности носит творческий, преобразовательный характер. Традиционно выделяют объективные и субъективные причины, способствующие возникновению конфликта. К числу объективных факторов можно отнести характеристики, не зависящие от человека, в то время как субъективные факторы - личностные характеристики (особенности характера, стремление к первенству, доминированию и т.д.). Вместе с тем, необходимо отметить, что в реальной конфликтной ситуации практически всегда имеются и объективные, и субъективные причины. Среди объективных причин возникновения конфликтного взаимодействия можно выделить факторы, затрагивающие процесс управления, организацию деятельности, уровень профессионализма, нарушения санитарно-гигиенических норм, недостаточность материально-технической базы, экономические причины.
Читать дальше
Список использованной литературы 1. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2016. – 144 с. 2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М.: Просвещение, 2018. – 296 с. 3. Александрова, Е. В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения / Е. В. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 403 с. 4. Андреев, В. И. Конфликтология; Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В. И. Андреев. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 236 с. 5. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2020. - 376 с. 6. Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика: /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. -5-е изд., перераб. и доп. -М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2018. – 234 с. 7. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. №1. С. 3-18. 8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002. 9. Белинская, Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2017. - 301 с. 10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И Фельдштейна. - М.: Просвещение, 2015. - 352 с. 11. Вересов, Н. Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе / Н. Н. Вересов. - М.: Флинта, 2016. - 112 с. 12. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология / Н. Ф. Вишнякова. - Мн.: Университетское, 2012. - 318 с. 13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для высших учебных заведений. -2-е изд. испр.и доп./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. -М.: Академический Проект; Альма Матер, 2019., - 423 с. 14. Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: ТОО «Респекс», 1996. 15. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : ПИТЕР, 2017. - 464 с. 16. Гуськова Е.А. Связь креативности и агрессии в подростковом возрасте // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции. Спб., 2001. С. 297- 298. 17. Дерманова И.Б. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. С. 142-146. 18. Дмитриев А.В. Конфликтология: / А.В. Дмитриев - Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с. 19. Жердева М.М. Особенности развития креативных способностей в старшем школьном возрасте // Ананьевские чтения, 2005: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2005. С. 462-464 20. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Зравомыслов. - М.: Флинта, 2014. - 563 с. 21. Изард, К. Е. Эмоции человека. / К. Е. Изард. – М.: Директ-Медиа, 2018. - 954 с 22. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев. – М. ВЛАДОС, 2019. – 154 с. 23. Кордуэлл, М. Психология А-Я: словарь справочник. / пер. с англ. К. С Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС. 2013. – 448 с. 24. Крогиус, Н. В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности / Н.В. Крогиус. - Саратов, 2014. – 110 с. 25. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112. 26. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – СПб.: Питер, 2016. - №1. – С. 44-48. 27. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение / Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2015. – 240 с. 28. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С.Выготского: четвертая международная конференция. М.: РГГУ, 2004. С. 214-223. 29. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. / Г.Ю. Любимова - М.: Педагогическое общество России, 2014. – 342 с. 30. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? М.: Академический проспект, 2006. 31. Маслоу А. Мотивация и личность СПб.: Питер, 2016. 32. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов – М.: Владос, 2013. – 1 т. 33. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология: учеб. пособие / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2018. – 442 с. 34. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. - СПб.: Питер, 2019. – 464 с. 35. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии: учебное пособие / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 528 с. 36. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение - 2002. – 253 с. 37. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – СПб.: Питер, 1998. - № 2. – С. 22-27. 38. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 2018 — 494 с 39. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Просвещение., 2002. – 258 с. 40. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. — 384 с. 41. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2019. – 350 с. 42. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. – М.: Наука, 2014. – 348 с. 43. Социальная психология личности. / отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова - М.: Наука, 2000. – 274 с 44. Теплов Б. М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значения для психологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин // Вопросы психологии. 1963. - №5 45. Уткин Э.А. Конфликтология /Э. А. Уткин. - М.: Экмос, 2003. – 273 с. 46. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с. 47. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2002. – 390 с. 48. Фром Э. Бегство от свободы / Э. Фром ; пер. с англ. А. Лактионова —М. : АСТ:АСТ МОСКВА, 2009. - 284 с. 49. Фром Э. Иметь или быть / Э. Фром ; пер. с англ. Э. Телятниковой. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 300с. 50. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2002. - 224 с. 51. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности. Психологический журнал, 2019, Т. 40, No 1, с. 5–15. 52. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М.: ИД ГУВШЭ, 2007
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ комплекса маркетинга на предприятии (агентство по созданию контента для социальных сетей
Количество страниц:
60
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Методы построения «дерева целей» в менеджменте: эффективность использования и альтернативы применения
Количество страниц:
40
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Английский
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image