Введение 3 Глава 1. Теоретические основы влияния предметно- пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 5 1.1. Понятие, структура предметно-пространственной среды 5 1.2. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 11 1.3. Особенности построения предметно-пространственной среды в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста 17 Выводы по первой главе 23 Глава 2. Экспериментальное исследование влияния предметно- пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 24 2.1. Исследование предметно-пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 24 2.2. Рекомендации педагогам по созданию предметно-пространственной среды для эстетического воспитания детей дошкольного возраста 31 Выводы по второй главе 37 Заключение 38 Список литературы 40 Приложения 44

Влияние предметно- пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
80% уникальность
2021 год
29 просмотров
Мелешенко С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы влияния предметно- пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 5 1.1. Понятие, структура предметно-пространственной среды 5 1.2. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 11 1.3. Особенности построения предметно-пространственной среды в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста 17 Выводы по первой главе 23 Глава 2. Экспериментальное исследование влияния предметно- пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 24 2.1. Исследование предметно-пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 24 2.2. Рекомендации педагогам по созданию предметно-пространственной среды для эстетического воспитания детей дошкольного возраста 31 Выводы по второй главе 37 Заключение 38 Список литературы 40 Приложения 44
Читать дальше
Актуальность темы. Одной из основных задач воспитания дошкольников является гармоническое развитие личности, которое не может быть осуществлено без решения проблем эстетического воспитания, художественного образования и создания благоприятной эстетически развивающей среды. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) одним из направлений развития дошкольников является «Художественно–эстетическое развитие», частью которого в том числе является и эстетическое воспитание. Для эстетического воспитания детей используется большой спектр форм, методов, приемов и средств, но одним из важнейших условий эстетического воспитания детей в дошкольной образовательной организации является правильно организованная предметная среда. Анализ существующих противоречий в рамках исследования заключается между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды в ДОО и недостаточностью методических материалов для педагогов этого вида деятельности. Объект: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.


Не готова магистерская диссертация? на заказ оформи в Work5.


. Предмет исследования: влияние предметно- пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Цель исследования: изучить влияние предметно- пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Задачи исследования: – раскрыть понятие, структуру развивающей предметно-пространственной среды; – обосновать особенности построения предметно-пространственной среды в эстетическом воспитании детей; – провести исследование предметно-пространственной среды в эстетическом воспитании детей; – подобрать рекомендации педагогам по созданию предметно-пространственной среды в эстетическом воспитании детей в средней группе детского сада. Гипотеза исследования: влияние предметно- пространственной среды на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективно, эффективно при условиях: – эстетика оформления групповых помещений, – эстетичный интерьер помещений, – зонирование группового помещения, динамичность предметной среды. Теоретико-методологическая основа исследования: огромное влияние среды, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, на его развитие и формирование, отмечали такие педагоги как В.Н. Дружинин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Методы исследования: – теоретические: анализ научно–методической и психолого–педагогической литературы конспектирование, обощение. – эмпирические: анализ предметно-пространственной среды, беседа, анализ продуктов деятельности. Оценка степени теоретической разработанности проблемы: на важность проблемы создания предметно-пространственной среды указывают современные исследователи и педагоги Т.Н. Доронова, В.И. Ляскало, С. Л. Новоселов. Практическая значимость: разработанные рекомендации по созданию и оформлению предметно-пространственной среды могут использоваться педагогами ДОУ в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. База исследования: дошкольное образовательное учреждения №34, средняя группа, 14 детей среднего дошкольного возраста, воспитатель Петрова Мария Сергеевна. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Таким образом, на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы в работе уточнено понятие «предметно-пространственная среда дошкольной образовательный организации», которая позиционируется как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Систематизированы в существующие в программах и методических пособиях подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации на основании которых можно считать, что в условиях обновления дошкольного образования важнейшей задачей любого педагогического коллектива в части реализации основной образовательной программы дошкольного образования становится проектирование развивающей предметно-пространственной среды, которая является эффективным средством формирования личности дошкольника, первоисточником его знаний и социального опыта. Рассматривая эстетическое воспитание, следует отметить, что воспитание  это процесс и измерить его уровень практически невозможно. В качестве результата эстетического воспитания можно оценить эстетическую воспитанность детей, которая является качеством личности. Анализ предметно-пространственной среды средней группы ДОУ, показал, что среда не в полной мере соответствует критериям для осуществления эстетического воспитания дошкольников по нескольким критериям: сохранение и иногда доминирование традиционного или формального подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов; некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов; недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании) для эстетического воспитания дошкольников; непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, направленного на эстетическое воспитание дошкольников, а как механической суммы зон и уголков. По итогам опытно-экспериментальной работы подобраны рекомендации педагогами по созданию развивающей предметно–пространственной среды эстетического воспитания детей в средней группе детского сада. Организация предметно-пространственной среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками. В дальнейшем педагогам можно порекомендовать в качестве средства эстетического воспитания использование народного декоративно-прикладного искусства, оказывающее мощное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а также обладает огромными познавательными, развивающими воспитательными возможностями. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Читать дальше
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. 2. Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности / О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 2-27. 3. Алексеева, В.Ю. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации как условие развития детей дошкольного возраста / В.Ю. Алексеева // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2016. С. 74-77. 4. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2015. – 496 с. 5. Бабаева, В. В. Эстетическое воспитание дошкольников / В. В. Бабаева. – М.: Просвещение, 2012. – 250 с. 6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2015 – 240 с. 7. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. 2013. № 6 С. 7–47. 8. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 2016. – 167 с. 9. Гогоберидзе, А.Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада / А.Г.Гогоберидзе // Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2018 – № 4 С.4–40. 10. Гайказова, Р.Т. Оформление детских дошкольных учреждений / Р.Т. Гайказов. М., Просвещение, 2014. – 178 с. 11. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Дыбина. М. Просвещение, 2018. – 150 с. 12. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / И.Д. Запорожец. М. 2015. – 186 с. 13. Ефремова, Л.И. Эстетическая среда как фактор развития личности / Л. И. Ефремова // Начальная школа. 2016. №11. С.2–56. 14. Ильенков, Э. В. Школа должна учить мыслить / Э. В. Ильенков. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 112 с. 15. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева. – М.: Учитель. – 2012. –143 с. 16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 176 с. 17. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Д. Б. Лихачев. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с. 18. Марецкая, Н.Н. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях / Н.Н. Марецкая // Дошкольная педагогика. – № 5. – 2017. – С.6–66. 19. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2017. – С.3–66. 20. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду / Н.В. Нищева – Санкт-Петербург : ЭКСМО, 2012. – 292 с. 21. Новикова, Л.И. Школа и среда / Л.И. Новикова. – М.: Знание, 2017. – 130 с. 22. Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении / М.Н. Полякова. СПб.- Детство-пресс, 2015. – 150 с. 23. Полякова, М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ / М.Н. Полякова,– М.. Центр педагогического образования, 2018. – 160 с. 24. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. СПб.: Питер, 2012. – 121 с. 25. Петровский, В.А. Построение развивающей среды дошкольном учреждении / В.А. Петровский. – Москва: Наука, 2017. – 211 с. 26. Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика – 2013. – №1. – С.4–46. 27. Прейс, Р. Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении / Р. Прейс // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 5. – С.56–89. 28. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 1. С.4–33. 29. Пантелеев, Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. / Г.Н. Пантелеев –М.: Просвещение, 2012. – 130 с. 30. Пантелеев, Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения: Книга для работников дошкольных учреждений / Г.Н. Пантелеев. – М.: Просвещение, 2017. – 150 с. 31. Психологический словарь / Н. З. Богозов, И. Г. Гозман, К. К. Сахаров / под ред. Н. Ф. Добрынина, С. Е. Советова. – Магадан, 2015. – 291 с. 32. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы) / Н.А. Рыжова – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2015. – 192 с. 33. Смирнова, Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник: методические рекомендации / Е.О. Смирнова. – Москва : МГППУ, 2013. – 140 с. 34. Симонов, В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе / В.П. Симонов// Педагогика. 2015. – №4. – С.4–44. 35. Смирнова, Е.О. Организация предметной игровой среды в детском саду / Е.О. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. – №2. – С.2–44. 36. Ушакова, О.А. Среда как средство социализации развития личности дошкольника / О.А. Ушакова, Е.М. Емельяненко, И.И. Конина // Старший воспитатель. – 2017. – №1. – С.6–50. 37. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников / Е.А. Флерина. М.: Просвещение, 2019. – 334 с. 38. Шацкая, В. И. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. И. Шацкая. – М.: Знание, 2015. – 183 с. 39. Шепилова, Н.А. Технология ценностного развития детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шепилова. Магнитогорск 2016. – 170 с. 40. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2016. – 365 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Диагностика особенностей агрессивного поведения у современной молодёжи
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Методика оценки уровня комфорта городской среды
Количество страниц:
25
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика городского хозяйства
курсовая работа
Классификация и поведение доходов в управленческом учёте
Количество страниц:
35
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image