Если ищете срочно курсовые на заказ в Екатеринбурге ? Сервис Work5 поможет.
.И. Карасика, В.Н. Телия, В.А. Масловой и других исследователей. Осознание теснейшей связи языка с культурой обусловило выделение нового лингвистического направления – лингвокультурологии, исследующей проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке. Концепт «запрет» является важной и неотъемлемой частью культуры любого национально-культурного сообщества и участвует в формировании культурных норм. Настоящее исследование посвящено изучению языковой репрезентации концепта «запрет» в общественных знаках, поскольку в содержательном аспекте общественных знаков центральное место отводится фиксированию запретов, отражающих ценности и нормы отдельных лингвокультурных сообществ. Таким образом, общим подходом в нашем исследовании является лингвокультурологический подход. Актуальность исследования определяется высокой значимостью общественных знаков для межкультурной коммуникации и их недостаточной изученностью в лингвокультурологических исследованиях; необходимостью систематизации языковых средств объективации концепта «запрет» в общественных знаках и выявления особенностей вербализации изучаемого концепта в различных лингвокультурах. В научном поле концепт рассмотрен с точки зрения лингвокультурологии: «Языковая репрезентация концепта «запрет» в общественных знаках». Либо запрет рассматривается как фольклорный жанр культуры определенного народа: «Запреты как фольклорный жанр в традиционной культуре башкир». Существуют и такие работы как: «Табу в фольклорных поэмах М. Цветаевой» [лингвистический аспект], «Концепт «запрета» в немецком языке» и др. Исследование посвящено изучению литературной и фольклорной репрезентации воспитательных ценностей, базирующихся на концепте «запрет». Разберемся в чем разница между «понятием», посмотрим, как себя проявляет концепт на примере школьной литературы. Объект и предмет исследования Объект исследования – концепт «запрет» в литературе и фольклоре, предмет – истоки, содержание, концепта «запрет», его влияние на русские воспитательные ценности. Цель и задачи исследования Цель исследования-выявить ресурсы литературных текстов для осмысления школьниками концепта «запрет». Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 1) раскрыть понятие «концепта» запрет в гуманитарных науках; 2) определить содержание концепта «запрет» в круге текстов школьной программы; 3) разработать подходы к изучению в 7-8 классов текстов, содержащих концепт «запрет»; 4) изучить технологию освоения концепта «запрет» в школе. Материал исследования составляют лексикографические статьи толковых словарей, материалы интернет-ресурсов, материалы литературных и фольклорных жанров. Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих лигвокультурологов [Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, В.В. Воробьев, В.А. Маслова и др.], представителей лингвоконцептологического направления [В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин, З.Д. Попова, И.А. Стернин, С.Г. Воркачев, Ю.Е. Прохоров, М.В. Пименова и др.], культурологические исследования русского менталитета [Н.А. Бенедиктов, К. Касьянова, А.В. Сергеева, В.К. Трофимов и др.], исследования запрета в гуманитарных науках в различных терминологических обозначениях [П.И. Дзыгивский, И.В. Кузин, Е.В. Астапенко, М.Ю. Роменская, О.В. Сарайкина, А.Н. Скрипаенко и др.]. Цель и задачи предопределили использование следующих методов исследования: описательный метод; метод концептуального анализа; метод сопоставительного анализа на лексико-грамматическом, композиционном, стилистическом уровнях; компонентный, контекстуальный, интроспективный анализ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.