ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА ЗАПРЕТА 6 1.1 Концепт «запрет» в историко-культурном контексте 6 1.2. Изученность вопроса в гуманитарных науках 10 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЗАПРЕТ» В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ И ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ 15 2.1. Запрет в системе литературных и фольклорных жанров 15 2.2. Ценностная составляющая концепта «запрет» 20 3. ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕПТА «ЗАПРЕТ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ 25 3.1. Работа с концептом «запрет» на уроке литературы как средством достижения понимания идеи произведения 25 3.2. Технология освоения концепта «запрет» 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Литературная и фольклорная репрезентация концепта «запрет»

курсовая работа
Литература
40 страниц
45% уникальность
2021 год
29 просмотров
Скрябина М.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА ЗАПРЕТА 6 1.1 Концепт «запрет» в историко-культурном контексте 6 1.2. Изученность вопроса в гуманитарных науках 10 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЗАПРЕТ» В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ И ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ 15 2.1. Запрет в системе литературных и фольклорных жанров 15 2.2. Ценностная составляющая концепта «запрет» 20 3. ИЗУЧЕНИЕ КОНЦЕПТА «ЗАПРЕТ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ 25 3.1. Работа с концептом «запрет» на уроке литературы как средством достижения понимания идеи произведения 25 3.2. Технология освоения концепта «запрет» 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Читать дальше
Современная лингвистика развивается в рамках антропоцентрической парадигмы, анализирующей языковую личность и диктующей функциональный подход к фактам языка. Лингвистический антропоцентризм, восходящий к идее немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта о языке как духе народа, с 90-х гг. ХХ в. плодотворно развивается в работах Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой, Ю.С. Степанова, В.


Если ищете срочно курсовые на заказ в Екатеринбурге ? Сервис Work5 поможет.


.И. Карасика, В.Н. Телия, В.А. Масловой и других исследователей. Осознание теснейшей связи языка с культурой обусловило выделение нового лингвистического направления – лингвокультурологии, исследующей проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке. Концепт «запрет» является важной и неотъемлемой частью культуры любого национально-культурного сообщества и участвует в формировании культурных норм. Настоящее исследование посвящено изучению языковой репрезентации концепта «запрет» в общественных знаках, поскольку в содержательном аспекте общественных знаков центральное место отводится фиксированию запретов, отражающих ценности и нормы отдельных лингвокультурных сообществ. Таким образом, общим подходом в нашем исследовании является лингвокультурологический подход. Актуальность исследования определяется высокой значимостью общественных знаков для межкультурной коммуникации и их недостаточной изученностью в лингвокультурологических исследованиях; необходимостью систематизации языковых средств объективации концепта «запрет» в общественных знаках и выявления особенностей вербализации изучаемого концепта в различных лингвокультурах. В научном поле концепт рассмотрен с точки зрения лингвокультурологии: «Языковая репрезентация концепта «запрет» в общественных знаках». Либо запрет рассматривается как фольклорный жанр культуры определенного народа: «Запреты как фольклорный жанр в традиционной культуре башкир». Существуют и такие работы как: «Табу в фольклорных поэмах М. Цветаевой» [лингвистический аспект], «Концепт «запрета» в немецком языке» и др. Исследование посвящено изучению литературной и фольклорной репрезентации воспитательных ценностей, базирующихся на концепте «запрет». Разберемся в чем разница между «понятием», посмотрим, как себя проявляет концепт на примере школьной литературы. Объект и предмет исследования Объект исследования – концепт «запрет» в литературе и фольклоре, предмет – истоки, содержание, концепта «запрет», его влияние на русские воспитательные ценности. Цель и задачи исследования Цель исследования-выявить ресурсы литературных текстов для осмысления школьниками концепта «запрет». Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 1) раскрыть понятие «концепта» запрет в гуманитарных науках; 2) определить содержание концепта «запрет» в круге текстов школьной программы; 3) разработать подходы к изучению в 7-8 классов текстов, содержащих концепт «запрет»; 4) изучить технологию освоения концепта «запрет» в школе. Материал исследования составляют лексикографические статьи толковых словарей, материалы интернет-ресурсов, материалы литературных и фольклорных жанров. Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих лигвокультурологов [Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, В.В. Воробьев, В.А. Маслова и др.], представителей лингвоконцептологического направления [В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин, З.Д. Попова, И.А. Стернин, С.Г. Воркачев, Ю.Е. Прохоров, М.В. Пименова и др.], культурологические исследования русского менталитета [Н.А. Бенедиктов, К. Касьянова, А.В. Сергеева, В.К. Трофимов и др.], исследования запрета в гуманитарных науках в различных терминологических обозначениях [П.И. Дзыгивский, И.В. Кузин, Е.В. Астапенко, М.Ю. Роменская, О.В. Сарайкина, А.Н. Скрипаенко и др.]. Цель и задачи предопределили использование следующих методов исследования: описательный метод; метод концептуального анализа; метод сопоставительного анализа на лексико-грамматическом, композиционном, стилистическом уровнях; компонентный, контекстуальный, интроспективный анализ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Задачи исследования выполнены. В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы: 1. На основании анализа проблемы концептологии в системе гуманитарного знания выявлена необходимость изучения художественных концепта «Запрет» на уроках литературы в школе. 2. Разработан метаконцептный подход в изучении художественных концептов на уроках литературы, предполагающий смысловое развертывание концепта на различных уровнях – интегрированном, литературном и исследовательском. 3. Система заданий комплексного типа (лингвокультурологических и литературных), нацеленных на моделирование культурных и художественных концепта «Запрет» как варианта индивидуального знания, которое происходит по трем направлениям: 1) концепты как базовые общечеловеческие ценности, 2) национальная специфика концептов, 3) различное понимание и различные пути постижения истины, добра и красоты. 4. Предложена технология по изучению художественных концептов, рассмотрены концепты в художественной картине мира Ф.М. Достоевского, М. Горького и М.А.Булгакова на основе метаконцептного анализа произведения, направленные на расширение ценностной сферы и обогащение процесса литературного развития старшеклассников.
Читать дальше
1. Алексеев М.П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг.». Проблемы изучения. // Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. СПб.: Издательство «Наука», 1987. С. 5-265. 2. Артеменко Е. Б. Концептосфера и язык фольклора: характер и формы взаимодействия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vantit.ru/narodnaja-kultura-4/567-kontseptosfera.html (дата обращения: 22.10.2021). 3. Бетеа Д. Воплощение метафоры: Пушкин, жизнь поэта. Пер с англ. Неклюдовой М.С. М.: ОГИ, 2003. 256 с. 4. Боктуг-Кириш, Бора-Шээлей: тувинские героические сказания // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока: в 60-ти т. / сост. С. М. Орус-оол. Новосибирск: Наука, 1997. Т. 12. С. 298-527. 5. Булгаков С. Жребий Пушкина // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX первая половина XX в. - М.: Книга, 1990. С. 270 - 294. 6. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с. 7. Воркачев С. Г. Studia selеcta: избранные работы по теории лингвокультурного концепта: монография. М.: Флинта, 2015. 169 с. 8. Гребнев Л. В. Тувинский героический эпос (опыт историко-этнографического анализа). М.: Восточная литература, 1960. 145 с. 9. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. Методологические очерки о методике. - М-Л.:Просвещение, 1966, 264 с. 10. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М.: «Художественная литература, 1977, 312 с. 11. Дружинин А. В. А. С. Пушкин и последнее издание его сочинений // Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1983.-283 с. 12. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 476 с. 13. Кенин-Лопсан М. Б. Тыва улустун бурунгу ужурлары. Кызыл: Тыванын ном ундурер чери, 1994. 174 с. 14. Кудияров А. В. Перевод текстов, комментарии к переводу. Тувинские героические сказания // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока: в 60-ти т. / сост. С. М. Орус-оол. Новосибирск: Наука, 1997. Т. 12. С. 55-527. 15. Маннай-оол М. Х. Тувинцы. Происхождение и формирование этноса. Новосибирск: Наука, 2004. 166 с. 16. Медведева Д.И. Контрастивный анализ способов выражения идеи запрета в предписывающих знаках (на материале русского, английского и немецкого языков) // Язык и межкультурная коммуникация: Материалы 1-й межвуз. науч.-практ. конф., СанктПетербург, 19-20 апреля 2004 г. – СПб., 2004. – С. 62–64. 17. Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцен-трический подход: монография. СПб.: Наука; Сага, 2009.- 264 с. 18. Моге Шагаан-Тоолай: тувинские героические сказания // Памятники устного народного творчества: в 6-ти т. / сост. С. М. Орус-оол. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1990. Т. 1. С. 13-100. 19. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 402 с. 20. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. 416 с. 21. Руссинова Т. В. Особенности функционирования запрета (на материале русского и английского языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2006.- 21 с. 22. Сидорова М. Б. Роль эпических формул в объективации фрейма-сценария «сражение» в дискурсе якутского олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 5 (23). Ч. 1. С. 155-159. 23. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с. 24. Толстая С. М. Семантические категории языка культуры : Очерки по славянской этнолингвистике. М. : Либроком, 2010.- 368 с. 25. Хроленко А. Т. Введение в лингвофольклористику: учеб. пособие. М.: Флинта, 2010. 192 с. 26. Хунан-Кара: тувинские героические сказания // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока: в 60-ти т. / сост. С. М. Орус-оол. Новосибирск: Наука, 1997. Т. 12. С. 54-297. 27. Черноусова И. П. Фольклорно-языковая картина мира, представленная в диалоговой модели (на материале русской волшебной сказки) // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305). Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 114-120.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Формирование резерва кадров на государственной службе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
реферат
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными гражданами
Количество страниц:
10
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image