Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Творческий потенциал подростка как основополагающий элемент благоприятного развития общества…………...………………………………9 1.1. Подростковый возраст как социальная общность, его особенности, характеристики и значение…………...………………………..………………9 1.2. Культурно-досуговая деятельность как ключевой элемент здорового духовно-нравственного благополучия общества……………..…………….12 1.3. Культурно-досуговые организации как среда развития творческого потенциала подрастающего поколения………………………..…………….18 Выводы по первой главе………………………………………..…………….26 Глава 2. Изучение развития творческого потенциала подрастающего поколения посредством привлечения в социально-досуговую деятельность…………………………………………………………………27 2.1. Выявление значения творчества в развитии и самореализации личности подростков…………………………………………………………27 2.2. Основные направления и принципы культурно-воспитательной досуговой деятельности подростков...………………………………………33 2.3. Культурно-досуговая среда глазами подрастающего поколения……..42 Выводы по второй главе...……………………………………………………49 Заключение…………….....……………………………………………………50 Список литературы...…………….....…………………………………………53 Понятийный аппарат (глоссарий) ..…………….....…………………………59

Развитие творческого потенциала подростков средствами культурно-досуговой деятельности»

курсовая работа
Социология
60 страниц
90% уникальность
2021 год
20 просмотров
Москалев Д.
Эксперт по предмету «Социально-культурная деятельность»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Творческий потенциал подростка как основополагающий элемент благоприятного развития общества…………...………………………………9 1.1. Подростковый возраст как социальная общность, его особенности, характеристики и значение…………...………………………..………………9 1.2. Культурно-досуговая деятельность как ключевой элемент здорового духовно-нравственного благополучия общества……………..…………….12 1.3. Культурно-досуговые организации как среда развития творческого потенциала подрастающего поколения………………………..…………….18 Выводы по первой главе………………………………………..…………….26 Глава 2. Изучение развития творческого потенциала подрастающего поколения посредством привлечения в социально-досуговую деятельность…………………………………………………………………27 2.1. Выявление значения творчества в развитии и самореализации личности подростков…………………………………………………………27 2.2. Основные направления и принципы культурно-воспитательной досуговой деятельности подростков...………………………………………33 2.3. Культурно-досуговая среда глазами подрастающего поколения……..42 Выводы по второй главе...……………………………………………………49 Заключение…………….....……………………………………………………50 Список литературы...…………….....…………………………………………53 Понятийный аппарат (глоссарий) ..…………….....…………………………59
Читать дальше
Современные реалии жизни таковы, что содержание общего образования не может ограничиться только школьным обучением, необходимо также, чтобы оно включало в себя еще и дополнительное образование, самообразование, социальное образование, духовное развитие и культурное просвещение. Только совместная работа этих видов образования сможет удовлетворять растущую потребность учащихся и воспитать из него свободную, самостоятельную, саморазвивающуюся, творческую личность. Тема развития творческого потенциала не теряла и не теряет своей актуальности во все времена, так как молодое поколение является основным элементом любого общества, и то, какие ориентиры заложены в своих последователей представителями этого общества на определенном этапе, играет решающую роль в его дальнейшей судьбе. В процессе творческой деятельности формируются важнейшие личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей и подростков, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского и подросткового восприятия и мышления. Общество призвано создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подростков. Стимулом для творческого развития подрастающего поколения, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, мыслей, чувств и поступков, созидательной активности, развития творческого потенциала является досуг и, в частности, досуговые объединения, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе потребностей и мотивов поведения. Основная задача учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.


Хотите знать, где купить хороший реферат скорее заходите на Work5.


. Актуальность данного исследования заключается в необходимости поиска новых форм развития творческого потенциала подростков средствами культурно-досуговых учреждений. Досуг – это необходимая часть жизни любого человека, а особенно ребенка, который находится в активном процессе развития. Досуг – для современных подростков является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности детей. Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается как альтернатива подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий. Степень разработанности проблемы: изучение теоретических источников показало, что к настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с организацией социально-культурной деятельности детей и подростков в учреждениях культурно-досугового типа. Однако все они носят теоретический характер, а вот указаний по усовершенствованию практической деятельности и применению современных технологий в работе с подростками в учреждениях культурно-досугового типа практически нет. Объект исследования: подростковый возраст как период развития личности Предмет исследования: процесс развития творческого потенциала подростков средствами культурно-досуговой деятельности Цель: доказать, что культурно-досуговая деятельность оказывает влияние на творческую самореализации детей и подростков. Гипотеза исследования: формы и методы работы культурно-досуговых учреждений не отвечают запросам современных подростков и требуют модернизации. Задачи исследования: 1. Рассмотреть базовые характеристики и особенности возрастной категории «подросток»; 2. Определить роль культурно-досуговой сферы в развитии подрастающего поколения и общества в целом; 3. Рассмотреть значимость культурно-досуговых организаций в вопросе развития творческого потенциала подростков; 4. Определить степень значимость творческого самовыражения для подростков; 5. Определить основные направления и принципы культурно-воспитательной досуговой деятельности подростков; 6. Выявить основные аспекты заинтересованности подрастающего поколения в участии в культурно-досуговой деятельности с целью реализации своего творческого потенциала; 7. Сформулировать рекомендации по усовершенствованию работы учреждений культуры при работе с подростами. Теоретико-методологическим основанием работы стали труды по социологии культуры и культурологии отечественных и зарубежных исследователей: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, Г.Л. Рошаль и других. Эмпирическую базу исследования составили: общенаучные методики (анализ информации и научной литературы) и социологические (анкетирование). Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации научной литературы по вопросам творческого развития подростков с помощью средств и форм работы культурно-досуговых учреждений. В дальнейшем полученные результаты могут быть применены сотрудниками культурно-досуговых учреждений, психологами и педагогами в настоящий момент или в перспективе. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения наиболее эффективных форм и способов культурно-досуговой деятельности, выявленных в ходе проведения работы, для всестороннего развития личности, создания условий для более полного раскрытия творческих способностей подростков. Решение вопроса социализации подростков и приобщения их к общепринятым культурным нормам имеет большое значение не только представителей молодежного поколения, но и для развития культуры и общества в целом. Этапы исследования: выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, цели и задач; разработка гипотезы; составление плана исследования; работа с научной литературой; выбор, организация и обработка результатов исследования; формулирование выводов. Структура работы: введение, основная часть, представленная двумя главами, заключение, приложения, глоссарий, список литературы.

Читать дальше
Подростковый возраст является тем периодом в жизни человека, когда формируются весь его внутренний мир и вся система взаимодействия с внешней средой. На данном этапе человек уже имеет возможность делать самостоятельный выбор, формировать отношение и оценку явлений окружающей действительности. С одной стороны, это возраст становления самостоятельности, с другой - это этап, который должен непременно сопровождаться старшими более опытными соратниками, так как эта самостоятельность должна приводить к личностному прогрессу и реализации молодого человека. Задача старшего поколения создавать благоприятные условия для развития, направлять, просвещать, заинтересовывать, вести за собой подрастающее поколение, создавая культурное пространство и приобщая к нему это поколение. Помимо образования, которое дает человеку необходимые навыки и знания, делает его способным использовать все возможности взаимодействия, коммуникации, технологий и природных процессов, подростки должны и проявлять, и реализовывать свой творческий потенциал, заниматься деятельностью, которая будет помогать и давать им возможность раскрыться, наполнять их внутренний мир, учить видеть и создавать красоту. Культурно-досуговая среда позволяет человеку получать не менее важные для жизни навыки в понятной, интересной, эмоциональной атмосфере. Также она способствует коммуникации подростков со сверстниками и взрослыми, открывает другие, отличные от семьи и школы, уровни и формы взаимодействия, тем самым способствуя духовно-нравственному благополучию как отдельной единицы, то есть самого молодого человека, так и общества. Огромное значение культурно-досуговая деятельность имеет для реализации непосредственно задатков подростков, для реализации их творческого потенциала, так как образование, предлагаемое в школе, в основном направлен на освоение конкретных навыков и усвоение точной информации. В нем нет столько возможностей для творческого самовыражения ребенка и молодого человека. Творческая самореализация имеет большое значение как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом, так как является одним из основных движущих сил прогресса. В этот период диапазон возможностей и форм взаимодействия с подростками значительным образом расширяется. Увеличивается количество реализуемых методик и ролей, исполняемых воспитанниками в процессе этих реализаций. Для достижения всех целей и решения всех задач, которые ставятся работниками культурно-досуговых организаций для реализации творческого потенциала, необходимо анализировать потребности и интересы современного подрастающего поколения, отслеживать тенденции современных досуговых мероприятий и культурных процессов и внедрять новшества для добровольной осознанной включенности молодежи в деятельность подобного рода. Постоянная работа в направлении повышения уровня культуры и развития творческого потенциала подрастающего поколения посредством досуговой деятельности поможет создавать здоровое в духовно-нравственном и культурном плане современное общество, которое будет в свою очередь нести свои ценности последующим поколениям. Дети и молодежь как особая социально-возрастная группа населения имеют в настоящее время иную структуру ценностей, определяемую условиями жизни. На первый план выходят проблемы достижения экономической независимости, решение которых требует принесения в жертву других, традиционных для старшего поколения ценностей. Происходит неосознаваемый в полной мере обществом разрыв поколений, негативные последствия которого непредсказуемы. Поэтому одной из главных задач создания культурно-образовательных центров является решение проблемы воспитания путем включения детей в социально-значимую деятельность. Совместное творчество детей и взрослых, проявленное в организации здорового досуга, благоустройства и охраны природы, профессиональная ориентация подростков, помощь в адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, смогут сформировать положительный социальный опыт ребёнка и создадут условия для гармоничного, всестороннего развития подрастающего поколения, повышения роли семьи в гражданском и патриотическом воспитании детей, сохранения нравственного и физического здоровья детского и взрослого населения. Поскольку современным детям и подросткам характерны такие качества как мобильность, поисковая активность, смена социальных ролей, разноплановость, инициативность, добровольчество, используемые формы работы должны быть нацелены на вариативность, результативность, креативность и доступность.
Читать дальше
1. Асфаров О.Г. Современные научные психолого-педагогические подходы к пониманию творческой личности /О.Г. Асфаров//Вестник Ставропольского гос. ун-та. – Вып.64, 2009. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. - С. 23- 34 2. Белинская О. Н. Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. – Тамбов, 2006. – 24 с. 3. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития / В.А.Березина - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2002 . – 219 с. 4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для вузов / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с. 5. Брундов, А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей. // Директор школы. / А.К. Брундов - 1995. № 2. - С. 56-59. . 6. Бохвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А.Бохвалов - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 119 с. 7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994- С.41-86. 8. Вапилова, С.Ф. Организационно-педагогическое основы формирования социально-психологической самозащиты подростков в СКС: Автореф. дис. канд. пед. наук /Моск. гос. ун-т культуры и иск-в./ С.Ф. Вапилова - М., 2000. - 21 с. . 9. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984. – 342 с. 10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. - 3-е изд. / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1997. - 93 с. 11. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избр.психол. тр. - М., Воронеж: ин-т практ. психологии: НПО «Модэк», 1996. – 275 с. 12. Гаганов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации / Ю.Б. Гаганов - М., 1998. – 216 с. 13. Гликман, И.З. Вопросы обучения и воспитания. //Педагогика /И.З. Гликман. - 1999. - № 5. – С. 15-21 14. Горева Л.В. Социально-культурные условия развития творческой активности детей в процессе этнохудожественной деятельности: Автореф. дис. на соиск. канд. пед. наук (13.00.05). - М., 2001. - 28с. 15. Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. - 2006. - № 2. - С. 6 - 11. 16. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. И экспер. психологич. исслед. /АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 240с. 17. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. /Рос. акад. образования, Психологич. ин-т Междунар. Ассоц. «Развивающее обучение». - М.: ОПЦ ИНТОР, 1996. - 541 с. 18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль ; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. - 700 с. 19. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред.О.Е.Лебедева. М., 2000. – 132 с. 20. Дроздова В. П., Матис В. И. Досуг сельской молодежной и подростковой аудитории на современном этапе развития общества // Вестн. науки: междунар. научн. журн. – Тольятти. – 2020. – № 1(22). – Т. 3. – С. 33–40. 21. Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного образования в школе. - М.:ВЛАДОС, 2001. – 216с. 22. Ерошенков, И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. / И.И. Ерошенков - М.: Просвещение, 1986. - 326 с. 23. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. / А.Д. Жарков - М.: Изд-во МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2002. - 288 с. 24. Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 1994. - 110 с. 25. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социол. анализ. М., 2002. – 35 с. 26. Иванова, И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. Псков. 1998. – 321 с. 27. Иконникова С.Н. Молодежь (соц. и соц.-психол. анализ). Л., 1974. – 38 с. 28. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского гос. университета культуры, 1995. - 136 с. 29. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998. - 208 с. 30. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М., 1996. – 132 с. 31. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. – 387 с. 32. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с. 33. Коршунова А. В. Общественный бал как форма социально-культурной деятельности // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения): мат-лы Междунар. научн. конф., 26–27 апреля 2019 г., Екатеринбург. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 368 с. 34. Краковский, А.П. О подростках. - М.: Просвещение, 2000. - 198 с. 35. Куприянов, Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебно-метод. пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 216 с. 36. Курганова Н.Ю. Культурно-досуговая деятельность на практике / Н.Ю. Курганова. В сборнике: Взаимодействие науки и бизнеса сборник материалов международной научно-практической конференции. Московская гуманитарно-техническая академия. 2016. С. 48-51. 37. Лукьянова Н. А., Кравчук Т. А. Экскурсия с элементами инновации как перспективная форма организации культурно-досуговой деятельности молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2020. – № 50. – С. 253–259. 38. Любимова Л. А. Развитие творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. – Тамбов, 2006. – 25 с. 39. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учеб. пособие. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 48 с. 40. Мельничук Л. Р. Теоретические основы исследования развлекательных форм молодежи // Наука в XXI веке: современное состояние, проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (25 мая 2019 г., г. Пермь): в 2 ч. – Уфа: Аэтерна, 2019. – Ч. 2. – 263 с. 41. Михайлов, Н.Н. О потребности личности в самореализации. // Философские науки, 1982. - № 4. - стр. 24-32. 42. Моляков, В.А. Психология творческой деятельности. К., 1978. – 265 с. 43. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с. 44. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 416 с. 45. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. – 2018. – № 19 (205). – С. 411–413. 46. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 456 с. 47. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 298 с. 48. Паньков Е. В. Специфика социально-культурной технологии организации досуга работающей молодёжи малого сибирского города // Инновационные технологии в гуманитарной сфере: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2020 г.). – Барнаул: Изд-во АГИК, 2020. – С. 47-50. 49. Первый А. О. Технологии развития социально-культурного потенциала участников творческих проектов в учреждениях культуры // Гуманитарное пространство: междунар. альманах. – 2019. – № 3. – С. 315-325. 50. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 416с. 51. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления /Под ред. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с. 52. Селевко, Г., Тихомирова Н. Подросток: Сам себе воспитатель: Советы психолога // Домашнее воспитание. - 2002. - № 2. - С. 26-30. 53. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. 0 М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1999. - 272 с. 54. Скачков, А. В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема. Ростов-н/Д,1996. – 125 с. 55. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 335-337. 56. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 423 с. 57. Стукалова О. В., Мусалимова А. Р., Шайдуллина А. Р. Психолого-педагогические особенности социализации современной молодежи: средовой компонент // Казан. педагог. журн. – 2019. – № 6. – С. 103–107. 58. Сулейманова, С. Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Пермь, 2004 - 231 c. 59. Тараторин Е. В., Курапина Е. В. Организация и проведение массовых форм социально-культурной деятельности: учеб. пособ. – Орел: Горизонт, 2019. – 206 с. 60. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. – 867 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Статистическая оценка миграционных процессов в России»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
49%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономическая статистика
курсовая работа
Соотношение основного содержания и рекламы в СМИ. Редакторский аспект.
Количество страниц:
27
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
УПОТРЕБИТЕЛЬНОСТЬ ЛЕКСЕМ АМЕРИКАНСКОГО И БРИТАНСКОГО ВАРИАНТОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: СРАВНЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КОРПУСОВ
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Лексикология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image