Введение 3 Глава 1.Формирование экологических знаний у старших дошкольников в процессе организации наблюдений 5 1.1.Сущность наблюдений за природой и научные требования к методу наблюдений в ДОУ 5 1.2. Методики организации групповых наблюдений в ДОУ 9 Глава 2. Календарь наблюдений в жизни детей 13 2.1. Календарь природы как средство формирования дошкольников знаний об особенностях объектов явлений природы 13 2.2. Заполнение календаря погоды как важный эколого-педагогический процесс 16 Глава 3. Изучение особенностей формирования умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы 19 3.1.Диагностика уровня развития наблюдательности у старших дошкольников на начальном этапе исследования 19 2.2. Анализ результатов опытно-поисковой работы по использованию календаря природы для развития наблюдательности за природой у старших дошкольников 22 Заключение 29 Список литературы 30 Приложение 1 32 Приложение 2 34 Приложение 3 35 Приложение 4 36 Приложение 5

Формирование умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы.

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
92% уникальность
2021 год
36 просмотров
Щитонов М.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1.Формирование экологических знаний у старших дошкольников в процессе организации наблюдений 5 1.1.Сущность наблюдений за природой и научные требования к методу наблюдений в ДОУ 5 1.2. Методики организации групповых наблюдений в ДОУ 9 Глава 2. Календарь наблюдений в жизни детей 13 2.1. Календарь природы как средство формирования дошкольников знаний об особенностях объектов явлений природы 13 2.2. Заполнение календаря погоды как важный эколого-педагогический процесс 16 Глава 3. Изучение особенностей формирования умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы 19 3.1.Диагностика уровня развития наблюдательности у старших дошкольников на начальном этапе исследования 19 2.2. Анализ результатов опытно-поисковой работы по использованию календаря природы для развития наблюдательности за природой у старших дошкольников 22 Заключение 29 Список литературы 30 Приложение 1 32 Приложение 2 34 Приложение 3 35 Приложение 4 36 Приложение 5
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема экологического воспитания продолжает оставаться актуальной, особенно в настоящее время, когда человечество стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому большое внимание в экологическом воспитании уделяется этапу дошкольного обучения, во время которого дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Как известно, все природные явления происходят в определенной последовательности. Ежегодно одно за другим, меняются времена года.


Оформить написание дипломной на нашем сайте просто.


В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки и в определенном порядке. Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. Однако не всегда это представляется возможным, так как пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для их восприятия дошкольниками. Решить эту проблему позволяет моделирующая деятельность с детьми, в которой воспроизводятся разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Для фиксации меняющихся природных объектов могут быть разработаны различные типы графических моделей. В педагогической интерпретации — это календари наблюдений за явлениями природы. Цель данного исследования – выявить значимость и обосновать целесообразность использования календаря природы в целях развития наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Объект – процесс формирования наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - формирование умения старших дошкольников вести наблюдения в природе посредством календаря природы. Задачи: 1.Определить сущность наблюдений за природой и научные требования к методу наблюдений в ДОУ. 2.Охарактеризовать методики организации групповых наблюдений в ДОУ. 3.Рассмотреть календарь природы как средство формирования дошкольников знаний об особенностях объектов явлений природы. 4.Изучить процесс заполнения календаря погоды старшими дошкольниками как важный эколого-педагогический процесс. 5.Провести диагностику уровня развития наблюдательности у старших дошкольников на начальном этапе исследования. 6.Проанализировать результаты опытно-поисковой работы по использованию календаря природы для развития наблюдательности за природой у старших дошкольников. Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, программирование образовательной деятельности, моделирование, проектирование и др. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей, поскольку именно наблюдательность способствует формированию более сложных и развитых форм мыслительной деятельности. Любое познание начинается с живого созерцания, то есть с непосредственного восприятия окружающего мира. Природа играет большую роль в познавательной деятельности дошкольника и создает основу его умственного развития. Поэтому важным средством развития наблюдательности выступает окружающий мир, благодаря которому ребенок понимает как все устроено, его основные признаки и свойства, процессы и закономерности. Использование календарей природы оказывает интенсивное воздействие на формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксации наблюдений. Календарь, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.
Читать дальше
1.ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru (дата обращения 28.10.2021). 2.Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника : учебное пособие / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. — М.: Прометей, 2013. — 138 c. 3.Актуальные проблемы дошкольного образования: учебное пособие / Л.Н. Волошина [и др.]. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 312 c. 4.Ветрова В.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Питер, 2016. – 210 с. 5.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: пособие для воспитателей детей / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2018. – 103 с. 6.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / О.Ф. Горбатенко. – М.: Юнити, 2017. – 346 с. 7.Иванова А. И. Сезонные наблюдения в детском саду: метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с. 8.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 113 с. 9.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: Сфера, 2018. – 130 с. 10.Иванова В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. – 2018. – № 4. – С. 17-19. 11.Кошелева О.А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 48-53. 12.Немов Р. С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 640 с. 13.Николаева С.Н. Становление экологической культуры и развитие ребенка старшего дошкольного возраста: монография / С.Н. Николаева. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 198 с. 14.Николаева С.Н. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов / С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1. – С. 4-12. 15.Никонова Н.К. Талызина М.К. Экологический дневник дошкольника.- СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 32 с. 16.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2017. – 248 с. 17.Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с. 18.Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа / П.Г. Федосеева. – М.: Корифей, 2018. – 165 с. 19.Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / О.М. Газина, В.Г. Фокина – М.: Прометей, 2020. – 201 с. 20.Шаронова Е.Г. Современные педагогические технологии и их использование в экологическом воспитании // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. – С.77-79.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Анализ социальной проблемы Легализация однополых браков в России
Количество страниц:
10
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Глобализация мирового хозяйства как один из факторов возникновения международной логистики
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Логистика, управление запасами
курсовая работа
Курсовая на тему Правовая характеристика Уголовного кодекса Франции 1810 г.
Количество страниц:
24
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image