ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАИКАНИЯ В ДЕФЕКТОЛОГИИ……………….…………….5 1.1. Заикание и его характеристика. Виды и симптоматика заикания…..……….5 1.2. Методика обследования заикания и комплексная лечебно-оздоровительная работа……………………………………………………..…………………………11 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………...……......17 2.1. Диагностика заикания у детей старшего дошкольного …………………….17 2.2. Разработка и апробация методических рекомендаций по комплексной коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста…………….……22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………..………..…….28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….………..……..…....31 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………..……………34

Комплексный подход к преодолению заикания у детей

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
74% уникальность
2021 год
32 просмотров
Алексеева А.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАИКАНИЯ В ДЕФЕКТОЛОГИИ……………….…………….5 1.1. Заикание и его характеристика. Виды и симптоматика заикания…..……….5 1.2. Методика обследования заикания и комплексная лечебно-оздоровительная работа……………………………………………………..…………………………11 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………...……......17 2.1. Диагностика заикания у детей старшего дошкольного …………………….17 2.2. Разработка и апробация методических рекомендаций по комплексной коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста…………….……22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………..………..…….28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….………..……..…....31 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………..……………34
Читать дальше
Актуальность темы. Заикание является достаточно распространённым речевым расстройством, которое возникает из-за ряда причин: наследственность; энцефалопатические последствия; внутриутробные или родовые травмы; переутомление или истощение нервной системы, сильный испуг. Как правило, заикание возникает у детей раннего возраста, в период когда у них начинает формироваться речь. По мнению многих учёных, заикание является не только расстройством речевой функции, при выявлении заикания могут наблюдаться расстройства физического здоровья заикающихся, их нервной системы, общей моторики, наличие психологических особенностей. У заикающегося ребенка психофизическое состояние проявляется по-своему, однако, оно тесно связано с данным речевым расстройством, они могут усложнять и усугублять степень тяжести заикания.


Студентам интересна цена курсовой работы по метрологии. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


Пользуясь учениями о высшей нервной деятельности индивидуума, заикание можно назвать заболеванием центральной нервной системы в целом. В настоящее время данной формой нарушения речи страдает по разным данным 2 - 3% населения. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3. С возрастом заикание может уменьшиться или исчезнуть совсем, однако у ряда больных оно не проходит, причем соотношение у женщин и мужчин, несколько отличается от детской статистики, и составляет 1 к 4. Несмотря на большое число научных работ по исследуемой теме, проблема эффективной коррекции заикания продолжает оставаться наиболее актуальной. Особенно стоит уделить повышенное внимание эффективности коррекции заикания у детей дошкольного возраста, когда «стаж» заикания ещё небольшой, а компенсаторные возможности организма велики. В настоящее время для коррекции заикания наиболее эффективным считается комплексный подход, предусматривающий логопедическое, психологическое, психотерапевтическое и медикаментозное воздействия. Данный метод хорошо освещен в литературе и успешно реализуется применительно к подросткам и взрослым, подход, направленный на коррекцию заикания у дошкольников, мало изучен. В связи с этим проблема эффективной комплексной коррекции заикания у дошкольников является актуальной. Цель данной работы заключается в исследование комплексного подхода в коррекции заикания. Для достижения цели следует решить задачи: - определить понятие и описать характеристику заикание как расстройства речевой функции; - рассмотреть виды и симптоматику заикания; - описать методики обследования заикания в дефектологии; - изучить современные методы комплексной работы по коррекции заикания; - провести обследование заикания у детей старшего дошкольного возраста; - подобрать комплекс мероприятий по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста и провести его апробацию на испытуемых. Объект исследования – заикание у детей дошкольного возраста. Предмет исследования – комплексное исследование заикания у детей дошкольного возраста. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, диагностические мероприятия по обследованию и коррекции заикания у детей дошкольного возраста, педагогический эксперимент, качественно-количественный результатов. Теоретической базой нашего исследования являются труды: Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой, С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой, Н.А. Власовой и Е.Ю. Рау. Экспериментальная база исследования – МДОУ «Центр развития ребенка «Детский сад № 14», д. Демихово. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Читать дальше
По итогам рассмотрения теоретического аспекта изучаемой проблемы нами сделан вывод о том, что заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, то есть в момент становления речи. Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). С учетом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют его невротическую и неврозоподобную формы. Чтобы начинать борьбу с данным недугом, стоит хорошо разобраться в проблеме заикания, изучить литературу, собрать необходимые методики. Только соблюдая все эти условия, возможна эффективная коррекция рассмотренного расстройства речи. По мере изучения проблемы логопеды всего мира предлагали разные схемы лечения. На данный момент известно несколько направлений лечения: медикаментозное лечение, лечебная физкультура, логопедические упражнения, применение аппаратов, корректирующих речь, творческое развитие. При лечении желательно сочетать разные виды терапии, так можно будет добиться наиболее выраженного эффекта. Кроме этого, рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога, а также необходим контроль логопеда. Лечение заикания по методикам от разных специалистов может значительно отличаться. Наиболее известными методиками по исправлению заикания являются схема Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау, методика С.А. Мироновой, схема Н.А. Чевелевой, схема Селиверстова. Для развития речевого дыхания можно использовать дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. В практической части была проведена экспериментальная работа по диагностики и коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностики, проводимой по методики Е.Ф. Архиповой, было выявлено, что у трех испытуемых наблюдается тяжелая форма заикания, а у остальных детей – средняя и легкая форма заикания, при которой речь понятная для окружающих. Трудности в речи обследуемых дошкольников возрастают в зависимости задания, которые предполагали сопряженную и отраженную речь, ответы на заданные вопросы, пересказ и рассказ. Лучше всего дети справились с первыми двумя испытаниями, средний балл по данным испытаниям составляет 1,4 (сопряженная речь) и 1,67 (отраженная речи). Это объясняется тем, что данные формы речи являются наиболее доступными для всех заикающихся детей форма речи. Поэтому только трое детей имеют частичные затруднения на уровне 3-4 баллов. Сложнее детям было давать развернутые ответы на вопросы. Четверо детей имели трудности в произношении на уроне 5- 6 баллов, остальные дети испытывают трудности на уровне 1-4 баллов. Средний балл по третьему упражнению составил 3,2. Наибольшие затруднения вызвали пересказ и спонтанная речь. В ходе данных заданий дошкольники испытывали трудности, и только у восьми заикающихся оценка была 3-4 балла. У остальных детей речь была затруднена, смысл понятен для окружающих только в общих чертах. Средний балл по данным упражнениям 4,67 и 4,93 соответственно. Для коррекции заикания у детей была использована методика С.А.Мироновой. Данная методика направлена на преодоление заикания у детей дошкольного возраста в процессе прохождения программы коррекции. Сама методика была разбита на четыре этапы. Большую помощь в работе логопеда оказала работа воспитателей, которые продолжали коррекционную работу в течение дня, музыкальные руководители, проводящие занятия по логоритмике, которые в свою очередь обеспечивают нормализацию двигательных функций и речи. Была проведена работа инструктором по физической культуре, направленная на развитие моторики, координации движений, на регулирование мышечного тонуса детей. На занятиях с психологом дети учились чувствовать себя более уверенными и спокойными, настраиваться на сотрудничество, снимались эмоциональные барьеры. После проведения коррекционной работы нами было проведено повторное обследование заикание у испытуемых по тем же методикам. С первыми двумя заданиями полностью смогли справиться 9 и 10 детей соответственно, остальные дети испытывали затруднения на уровне 1-2 балла. При выполнении третьего задания детям гораздо легче было давать развернутые ответы на вопросы. Сложности остались только у троих детей: Таисии Д. (4 балла), Романа Н. и Егора В. (по 3 балла), 9 детей испытывали трудности на уровне 1-2 баллов, полностью положительная тенденция отмечена у двоих детей: Василисы С. и Милены Ш. Положительная динамика у детей наблюдается и при выполнении последних двух заданий. Однако, данные упражнения по-прежнему остались достаточно сложными для испытуемых. Только у двоих детей речь была затруднена, но понятная для окружающих. У остальных детей оценка стала от 1-3 балла, речь была свободная, понятная для окружающих, интонационно окрашенная. По результатам обследования видно, что дети смогли справиться с большей частью предложенных заданий. У всех дошкольников речь значительно улучшилась, степень заикания стала меньше. Средний балл по всем заданиям – вдвое меньше среднего балла набранного испытуемыми при констатирующем эксперименте. Это подтверждает, что комплексная работа по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста, проводимая по предложенной выше системе оказала положительное влияние на расширение речевых навыков детей. Практическая значимость работы заключается в разработке и использовании коррекционного комплекса упражнений, направленного на преодоление заикания у детей, посещающих старшую группу МДОУ «Центр развития ребенка «Детский сад № 14», д. Демихово, и принявших участие в экспериментальной работе. Результаты исследования также могут применяться логопедами других дошкольных образовательных учреждениях в процессе коррекции заикания у детей 6-7 лет.
Читать дальше
1. Андронова, Л.З., Яхно, В.П. Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании. Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации. [Текст] / Л.З. Андронова, В.П. Яхно. – М.: 2019 –156 с. 2. Асатиани, Н.М., Драпкин, Б.З., Казаков, В.Г., Белякова, Л.И., Итар, Ли., Диффенбах. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской [Текст] / Н.М. Асатиани, Б.3. Драпкин, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова, Итар Ли, Диффенбах – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016 – 680 с. 3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. [Текст] / Е.Ф.Архипова .– М.: АСТ: Астрель, 2017 – 224 с. 4. Белякова, Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. [Текст] / Л.И.Белякова, В. Секачев – М.: 2016. -No4. – 280 с. 5. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков. [Текст] / А.И. Богомолова. – М.: Просвещение, 1977. – 96 с. 6. Боскис, Р.М. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста. Лечение душевнобольных [Текст] / Р.М. Боскис. – М., 1940. – 330 с. 7. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2017. - 304 c. 8. Буянов, М.И. Заикание у подростков. [Текст] / М.И. Буянов – М.: Просвещение, 1989. –173 с. 9. Власова, Н.А., Рау, Е.Ф Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками [Текст] / Н.А. Власова Е.Ф.Рау –М., 2018. –624 с. 10. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. [Текст] / Г.А. Волкова – СПб: Детство – Пресс, 2013. – 240 с. 11. Дубровская, С.В., Стрельникова, А.Н. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой [Текст] / С.В. Дубровская, А.Н. Стрельникова – М.: РИПОЛ классик, 2019. – 25 с. 12. Лапшин, В. А. Основы дефектологии. Учебное пособие [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Просвещение, 2017. - 144 c. 13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст] / Р.Е. Левина - М.: Педагогика, 1967. – 240 с. 14. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 [Текст] / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c. 15. Лохов, М.И., Фесенко, Ю.А., Рубина, Л.П. Основные подходы к лечению заикания и логоневроза в контексте общей терапии моносимптоматических пограничных психических расстройств детского возраста. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева [Текст] / М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина –2015. –Т.02, No1. –90 с. 16. Лохов М.И., Миссуловин Л.Я., Фесенко Ю.А. Заикание: возможности педагогической коррекции [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. - №3. - С. 113 – 116. 17. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е.М.Мастюкова –М.: Владос, 2018. –304 с. 18. Миронова, С.А. и воспитание заикающихся дошкольных учреждений [Текст] / С.А.Миронова - М.:, 1983.–187 с. 19. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Селиверстов -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 223 с. 20. Сикорский, И.А. О заикании [Текст] / А.И. Сикорский –М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2017 –152 с. 21. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. - М.: Владос, 2016. - 144 c. 22. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие. [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина –М.: Просвещение, 1989.–223 с. 23. Фесенко, Ю.А., Лохов, М.И. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы [Текст] // Вестник СПбГУ. Серия 11. Медицина. - 2018. - №3. – С. 93 – 107. 24. Чевелева, Н.А. Исправление речи у заикающихся школьников [Текст] / Н.А. Чевелева. - М.: Просвещение, 1966. –96 с. 25. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. [Текст] / М.Н. Щетинин - М., 2018. –110 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Развитие гостеприимства в Удмуртии на современном этапе.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
Анализ рынка рекрутинговых услуг
Количество страниц:
35
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Изменение и расторжение договора
Количество страниц:
35
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image