Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды 7 1.1. Особенности формирования знаний о растительном мире у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Понятие развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, принципы и требования к ее организации 11 1.3. Возможности развивающей предметно-пространственной среды для формирования знаний о растительном мире у детей 5-6 лет 16 Выводы по первой главе 21 Глава 2. Определение уровня сформированности знаний о растительном мире у детей старшей группы ГБДОУ № 5 г. Приозерска Ленинградской области 22 2.1. Цель, задачи, характеристика методов исследования 22 2.2. Результаты констатирующего эксперимента 23 Выводы по второй главе. 32 Глава 3. Формирование знаний о растительном мире у детей 5-6 лет посредством развивающей предметно-пространственной среды 33 3.1. Цель, задачи, методика формирующего эксперимента 33 3.2. Результаты констатирующего эксперимента 36 Выводы по третьей главе 39 Заключение 41 Список литературы 44 Приложение 1 48

Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа
Педагогика
45 страниц
96% уникальность
2021 год
40 просмотров
.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды 7 1.1. Особенности формирования знаний о растительном мире у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Понятие развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, принципы и требования к ее организации 11 1.3. Возможности развивающей предметно-пространственной среды для формирования знаний о растительном мире у детей 5-6 лет 16 Выводы по первой главе 21 Глава 2. Определение уровня сформированности знаний о растительном мире у детей старшей группы ГБДОУ № 5 г. Приозерска Ленинградской области 22 2.1. Цель, задачи, характеристика методов исследования 22 2.2. Результаты констатирующего эксперимента 23 Выводы по второй главе. 32 Глава 3. Формирование знаний о растительном мире у детей 5-6 лет посредством развивающей предметно-пространственной среды 33 3.1. Цель, задачи, методика формирующего эксперимента 33 3.2. Результаты констатирующего эксперимента 36 Выводы по третьей главе 39 Заключение 41 Список литературы 44 Приложение 1 48
Читать дальше
Актуальность темы. Дошкольный период имеет решающее значение в формировании и развитии познавательных процессов человека. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений общего познавательного развития, поскольку именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, экологических знаниях и знаниях о растительном и животном мирах. Экологическое обучение, с одной стороны, составляет весомую часть общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так оно необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, социализации в обществе и для многих других видов деятельности. Дошкольное воспитание является начальной ступенью экологического воспитания.


Хотите узнать стоимость докторской диссертации в Тюмени ? Заходите на Work5.


Природа оставляет в сознании дошкольника знания, основанные на чувственном опыте. Ребенок. получая эмоциональные впечатления о растительном мире, накапливает знания о различных формах жизни, закладывая основы экологического воспитания. Способствует формированию характера и личности, в целом. Педагоги, воспитатели дошкольных учреждений чаще всего описывают предметно-пространственную развивающую среду с организационной и развивающей точек зрения. Среда для развития субъекта должна быть достаточно взаимосвязанной, чтобы ребенок, переходя от одного вида деятельности к другому, воспринимал их как взаимосвязанные моменты жизни, при этом будучи достаточно гибкими и управляемыми как для ребенка, так и со стороны воспитателя. Развивающая предметно-пространственная среда содержит социокультурные и природные профессиональные ресурсы, обеспечивающие развитие различных видов детской деятельности. Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволяет дошкольникам познать неразрывную и наиболее общую связь живого организма с внешней средой; обеспечивают морфологическую и функциональную адаптацию к определенным элементам окружающей среды, развивает навыки наблюдения за растениями, их ростом, развитием и условиями. Поэтому организация и внедрение в образовательный процесс пространственно-предметной среды является одним из условий успешного решения задач экологического воспитания в целом, и улучшения знаний о растительном мире, в частности. В психолого-педагогической литературе вопросы экологического образования, знаний дошкольников о растительном мире рассмотрены с различных сторон. Так, в исследовании И.Н. Антипенко рассмотрены современные подходы экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Труды О.А. Воронкевич, С.А.Суркиной, О.А. Соломенниковой и др. посвящены современным технологиям экологического образования дошкольников, анализу эффективных подходов к ознакомлению с природой в детском саду. Согласно исследованиям, экологическая среда в детском саду – это прежде всего специфическое, отдельно взятое животное и растение, которые постоянно живут в объекте и находятся под присмотром взрослых и детей. Природа, растительный мир рассматриваются как источник духовного обогащения, при грамотном построении образовательной концепции таит в себе большой потенциал для всестороннего развития личности. Влияние развивающей предметно-пространственной среды на формирование знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста исследовано в работах Барышниковой Е. В., Г.Н.Кобель, А.М.Сумароковой и др. В исследованиях отмечается, что развивающей является, среда, которая способствует творческой познавательной деятельности, эколого-эстетическому воспитанию, экологически грамотному поведению ребенка. Отмечается, что создавая предметно-развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для формирования нравственных качеств ребенка, познавательно-речевого развития, эстетического воспитания, оздоровления ребенка. Исследователи рекомендуют создавать живые уголки, зеленые комнаты, кабинеты природы и др. Цель исследования – выявление влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста. Выполнение данной цели предполагает решение следующих задач: – проанализировать подходы к особенностям формирования знаний о растительном мире у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе; – исследовать понятие развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, принципы и требования к ее организации; – описать возможности развивающей предметно-пространственной среды для формирования знаний о растительном мире у детей 5-6 лет; – описать констатирующий этап эмпирического эксперимента, его цель, задачи, характеристику методов исследования; – выявить результаты констатирующего этапа эксперимента; – описать цель, задачи, методику формирующего эксперимента эмпирического эксперимента; – выявить результаты контрольного этапа эксперимента. Предметом исследования выступают знания о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста Объектом – процесс формирования знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста посредством влияния развивающей предметно-пространственной среды. Гипотеза исследования: развивающая предметно-пространственная среда является средством эффективного формирования знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что обобщен большое количество научной литературы по выбранной проблеме, исследованы вопросы формирования знаний о растительном мире у старших дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды, разработана программа эмпирического эксперимента, предложена программа «Развитие познавательного интереса у детей к природе и растительному миру посредством использования предметно-пространственной среды родного края». Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностика с использованием соответствующих методик, статистическая обработка данных. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка использованных источников, приложения.

Читать дальше
Читать дальше
Список литературы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с. 2. Антипенко И. Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И. Н. Антипенко, И. В. Ковалева // Молодой ученый. – 2018. – № 7. – С. 169–171. 3. Барышникова Е. В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е. В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 182 с. 4. Воробьева М. В. Растим друзей природы. Экологическое образование дошкольников / М. В. Воробьева. – Одинцово: ОГУ, 2015. – 154 с. 5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию: современная технология экологического образования дошкольников / О. А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 23–27. 6. Зебзеева В. А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / В. А. Зебзеева. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 307 с. 7. Карабанова О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. 8. Кобель Г. Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. – 2016. – № 5. – С. 692–694. 9. Комарова О. А. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации / О. А. Комарова, Т. В. Кротова. – М.: МГПУ, 2017. – 94 с. 10. Лаврова Л. Н. Экологическое образование дошкольников / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева. – Липецк: ИРО, 2018. – 118 с. 11. Леонтьева О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 16–18. 12. Мартьянова О. П., Сиденко Е. А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С.2-5. 13. Медведева О.И Картотека дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями// Библиотека материалов «Инфоурок» URL: https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-oznakomleniyu-doshkolnikov-s-rasteniyami-2761295.html 14. Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2016. – 260 с. 15. Никифорова О. В., Антонова Е. Н. Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-predmetno-razvivayuschey-sredy-dou-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-k-usloviyam-realizatsii-osnovnoy-obscheobrazovatelnoy (дата обащения: 29.01.2021). 16. Николаева С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 17–21. 17. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2019. – 270 с. 18. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда / С. Л. Новоселова. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 59 с. 19. Полякова М. Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю / М. Н. Полякова //Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 7–19. 20. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В. В. Бардалим, М. Л. Вайнапель, Н. А. Виноградова; под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 127 с. 21. Пространство детского сада: познание, экология / В. Букина; под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – М.: ТЦ Сфера ; СПб. : Образовательные проекты, 2016. – 128 с. 22. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 112 с. 23. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е. О. Смирнова. – М.: Русское слово, 2016. – 111 с. 24. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2012. – 192 с. 25. Сергеева Г. В. Международные практики проектирования среды для дошкольного образования / Г. В. Сергеева // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 83–91. 26. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с. 27. Сумарокова А. М. Обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО / А. М. Сумарокова // Молодой ученый. – 2017. – № 49. – С. 409–411. 28. Суркина С. А. Экологическое образование дошкольников / С. А. Суркина. – Саратов: Саратовский источник, 2011. – 104 с. 29. Шаховская Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования / Н. Н. Шаховская // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2016. – № 2. – С. 9–17. 30. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С.37-41.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Культура диалога в политическом конфликте
Количество страниц:
26
Оригинальность:
55%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Психологические аспекты влияния творческой деятельности на формирование личности
Количество страниц:
45
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
Ресурсный потенциал организации
Количество страниц:
80
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image