Введение…………………………………………………………………...3 Глава 1 «Основные понятия и теоретические подходы к исследованию волевой организации личности в подростковом возрасте……………………5 1.1 Исследование воли и волевых качеств личности подростка в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..5 1.2 Волевая организация личности………………………………………8 1.3 Психологические особенности развития волевых качеств в подростковом возрасте………………………………………………………….14 Глава 2 Эмпирическое исследование волевой организации личности подростка……………………………………………………………………….19 2.1. Обоснование методического инструментария и выборки исследования……………………………………………………………………19 2.2 Анализ волевой организации личности в подростковом возрасте..27 Заключение……………………………………………………………….34 Список литературы………………………………………………………36 Приложение……………………………………………………………....39  

Особенности волевой организации личности подростков

курсовая работа
Психология
35 страниц
90% уникальность
2021 год
131 просмотров
Шагивалеева А.
Эксперт по предмету «Возрастная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………...3 Глава 1 «Основные понятия и теоретические подходы к исследованию волевой организации личности в подростковом возрасте……………………5 1.1 Исследование воли и волевых качеств личности подростка в зарубежной и отечественной психологии……………………………………..5 1.2 Волевая организация личности………………………………………8 1.3 Психологические особенности развития волевых качеств в подростковом возрасте………………………………………………………….14 Глава 2 Эмпирическое исследование волевой организации личности подростка……………………………………………………………………….19 2.1. Обоснование методического инструментария и выборки исследования……………………………………………………………………19 2.2 Анализ волевой организации личности в подростковом возрасте..27 Заключение……………………………………………………………….34 Список литературы………………………………………………………36 Приложение……………………………………………………………....39  
Читать дальше
Подростковый возраст - самый сложный период в развитии человека, и этот период называется переходным. Сложность подросткового возраста связана с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. В деятельности подростка особое место занимает учеба и развитие его личности. Задачи исследования на данном этапе развития определяются рядом государственных институтов, которые прямо или косвенно вовлечены в процесс формирования членов общества. Эта важная задача требует большого регулирования воли. В подростковом возрасте возрастает роль этой регуляции жизни человека. В его основе продолжается развитие полного комплекса индивидуальных волевых качеств. В этом смысле были проведены исследования, результаты которых нашли отражение в научных статьях по следующим темам: «Характеристики волевых качеств подростков» Л.Д. Сафроновой и «Эмпирическое исследование волевых качеств студентов с разной успеваемостью» И.


Вам нужна контрольная на заказ срочно в Кемерово ? С Work5 это не проблема.


.В. Борисовой. По результатам этих исследований можно констатировать, что молодые люди на данном этапе развития имеют добровольную организацию, средний уровень которой достаточен для их деятельности, что выражается в решимости, самостоятельности и настойчивости. Однако можно отметить, что некоторые подростки проявляют силу воли и настойчивость только в занятиях, которые их непосредственно интересуют. В то же время с развитием человеческого общества возникают совершенно новые проблемы в организации волевых качеств у молодежи. Поэтому тема исследования направлена именно в этом направлении. Актуальность темы обусловлена тем, что каждое новое поколение подростков вступает во взрослую жизнь в новых социальных условиях, испытывая влияние как новых, так и старых, но существенно переформатированных факторов. И на каждом новом этапе развития общества возникает проблема формирования волевых качеств у подростков, что требует научного переосмысления, обработки приемов, форм, способов решения. Цель исследования: изучить особенности проявления волевой организации личности в подростковом возрасте. Предмет исследования: волевая организация и волевые качества личности подростков. Предмет исследования. Характеристика волевой организации личности подростков. Гипотеза исследования: у мальчиков волевые качества больше проявляются в решительности, настойчивости, самообладании, а у девочек волевые качества выражаются в смысловой самостоятельности ценностей. Задачи исследования: 1. Провести психологический анализ подходов к понятиям «воля» и «волевая организация» личности в отечественной и зарубежной психологии. 2. Провести эмпирическое исследование особенностей волевой организации и волевых качеств у детей подросткового возраста. 3. Проанализировать результаты исследования волевой организации и характеристик волевых личностей в подростковом возрасте. Методы исследования: Анализ научной литературы по изучаемой проблеме, опрос, анкетирование, наблюдение Теоретико-методологические основы исследования: принципы и подходы, заложенные в трудах отечественных и зарубежных психологов и социологов: - представление Выготского о воле как высшей психической функции; - В.И. Селиванова А.Ц., . Пуни о воле как сознательном уровне регуляции поведения и действий человека; - Концепция воли как разновидности произвольного контроля Э. П. Ильина; - Исследование и классификация волевых качеств человека поС.Л. Рубинштейну; Калину В.К.; Е.П. Ильина. Диагностический инструментарий исследования: «Развитие волевых качеств» Е. Н. Прощицкой и «Волевая организация личности» А. А. Хохлова, личностный опросник «Методика исследования волевой организации личности». Выборка исследования: 45 человек представлены двумя группами подростков от 13 до 14 лет из 8 класса- 25 девочек и 20 мальчиков. Новизна исследования заключается в учете особенностей волевой организации личности в подростковом возрасте с учетом гендерной специфики. Теоретическая значимость: рассмотрены характеристики, влияющие на развитие волевой организации личности в подростковом возрасте. Практическая значимость: эти исследования могут быть использованы социальными работниками и педагогами-психологами в работе с подростками. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 

Читать дальше
Целью данной работы было исследование волевой организации личности подростков. В процессе работы мы получили представление о воле, волевых качествах человека и их развитии в подростковом возрасте. Основная психологическая функция воли - усилить мотивацию и улучшить регуляцию действий на этой основе. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, то есть действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием. Третичное образование должно включать волевые качества, тесно связанные с моралью: ответственность (качество, характеризующее человека с точки зрения соблюдения моральных требований), дисциплина (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленный порядок), приверженность принципам (верность определенной идее в убеждениях и последовательная реализация этой идеи в поведении), обязательство (способность брать на себя обязанности и выполнять их добровольно). В эту же группу входят волевые качества, связанные с отношением человека к работе: работоспособность, инициативность.(умение работать творчески, действовать по собственной инициативе), организованность (разумное планирование и порядок своей работы), трудолюбие (трудолюбие, выполнение поручений и обязанностей в срок) и т. д. Высшие качества воли обычно формируются только в подростковом возрасте, то есть в тот момент, когда уже имеется опыт волевых действий. Для существования современного общества необходимо всесторонне изучить проблемы, представленные выше. Проведя теоретический анализ, мы приходим к выводу, что большинство ученых определили понятие воли как произвольное сознательное регулирование человека в его действиях, его поведении, проявляющееся в способности преодолевать препятствия, совершать осознанные действия и поступки. Волевая организация личности выражается в способности человека действовать осознанно, чтобы исполнять свои желания и потребности. Результаты методического исследования показали, что респонденты обладали достаточным набором личностных характеристик, таких как настойчивость, целеустремленность и др. Однако в силу возраста и опыта они не смогли полностью проявить инициативу. Иногда на них можно воздействовать извне. Есть различия в выраженности волевых качеств у подростков. Результаты, полученные методом математической статистики, подтверждают различия в выраженности волевых качеств у мальчиков и девочек. Результаты, полученные методом математической статистики, подтверждают различия в интенсивности добровольной организации между мальчиками и девочками, где девочки лидируют. У них обычно более высокая волевая организация личности, смысловая организация ценности личности, более выраженная организация деятельности и самостоятельность. У мальчиков более развита, целеустремленность, усидчивость, самообладание. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась и можно говорить о существовании различий в проявлениях волевой организации и волевых характеристик личности. С учетом этих выводов были составлены основные направления работы по формированию волевой организации личности подростка. Поставленные задачи выполнены, заявленный методический инструментарий использован в полной мере  
Читать дальше
1. Аверин, В. А. Психология личности : учеб. Пособие [Текст] / В. А. Аверин. СПб., 2001.-263 с. 2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. М.; Воронеж, 1996.-320 с. 3. Авдулова, Т. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. [Текст] / Т. Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c. 4. Быкова Е.А., Особенности развития волевых качеств у студентов[Текст]/Е.А.Быкова. М: 2018.-5 с. 5. Барабанов, Д.Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции студентов с 1 по 4 курс [Текст] / Д.Д. Барабанов // Материалы Международного молодежного форума «ЛОМОНОСОВ-2016»/ Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов.— М.: МАКС Пресс, 2016. – 0,2 п.л 6. . Барабанов, Д.Д. Особенности волевой регуляции студентов с различными индивидуальными особенностями // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХXXV Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 [Текст]/ Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во: ЦРНС, 2014. - С. 7-12. – 0,29 п.л. 7. 7. Барабанов, Д.Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции студентов с 1 по 3 курс [Текст]/ Д.Д. Барабанов // Материалы Международного молодежного форума «ЛОМОНОСОВ-2017»/ Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова.— М.: МАКС Пресс, 2017. – 0,19 п.л. 8. Божович, Л. И. Избранные психологические труды [Текст]/ Л. И. Божович. М., 1995. -400 с. 9. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь [Текст]/ В.В. Бойко. - М.: Союз, 2019. - 160 c 10. Блос П., Психоанализ подросткового возраста / Блос Питер. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. - 272 c. 11. Высоцкий, А.И. Характеристика процесса самовоспитания у подростков [Текст] // Ученые записки РГПИ. Проблемы формирования личности и волевой процесс / А.И. Высоцкий. – Том 59. – Рязань: РГПИ, 1968. – 47–73 с. 12. Дебесс, Морис Подросток / Морис Дебесс. - М.: Питер, 2019. - 128 c. 13. Захарова, И. Н. Волевые качества личности / И. Н. Захарова. -[Текст ]// Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — 84-86 c. 14. Иванников, В.А. К сущности волевого усилия [Текст]/ В.А. Иванников //Психологический журнал. – 1985. – № 3. – 51–58 с. 15. Казанцев, В.Н. Нравственно-волевое воспитание школьников в физкультурно-спортивной деятельности: дис. … д-ра пед. наук [Текст]/ В.Н. Казанцев. – Барнаул, 1996. – 328 с. 16. Калин, В.К. Психология воли / В.К. Калин. – Симферополь, 2011. –208 с. 17. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]/ В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. − 223 с. 18. Коджаспирова Г.М. [Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений Текст]/ Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров- М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с. 19. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах[Текст] / А. Ф. Лазурский. М., 1995.-347 с. 20. Левин, К. Теория поля[Текст] / К. Левин. СПб., 2000. -221с. 21. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. СПб., 2000. -186 с. 22. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А. Н. Леонтьев. М., 1977.-352 с. 23. Методика исследования волевой организации личности [Текст]// Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений /М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2000. – 191с. – с.175-182 24. Новак, Э. К математической модели мотивации, воли и результативности [Текст]/ Э. Новак // Компьютеры и образование. - 2016. - Т. 74 (20164). - 73–80 с. 25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2001. – 705 с. 26. Селиванов, В. И. Терминологический минимум основных понятий воли [Текст]/ В. И. Селиванов. –Рязань, 1992. – 286 с. 27. Сигел Д.Дж Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста [Текст]/ Дэниэл Дж. Сигел. - М.: Эксмо,2018. -613c. 28. Борисова И. В. Эмпирическое исследование волевых качеств учащихся с различной успеваемостью [электронный ресурс], режим доступа: file:///C:/Users/%D0%97%D0%B0%D0%B8%D1%80%D0%B0/Downloads/empiricheskoe-issledovanie-volevyh-kachestv-uchaschihsya-s-razlichnoy-uspevaemostyu.pdf (дата обращения 21.02.2021) 29. Прошицкая Е.Н., Развитии волевых качеств и определение предпочтений [электронный ресурс], режим доступа: https://www.eti-deti.ru/det-test/67.html (дата обращения 21.02.2021) 30. Что относят к волевым процессам. Общая характеристика волевых процессов. [электронный ресурс], режим доступа: https://orlova-center.ru/es/theatre/chto-otnosyat-k-volevym-processam-obshchaya-harakteristika-volevyh/ (дата обращения 21.02.2021)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Промышленность как фактор воздействия человека на окружающую среду Тверской области
Количество страниц:
35
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экология
курсовая работа
ИНОЯЗЫЧНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ОСНОВЕ СТАТЕЙ СПОРТИВНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ)
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Лингвистика
курсовая работа
Администрация Президента РФ, ее административно-правовой статус и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image