ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ 8 1.1. Формирование представлений о величине и развитие измерительной деятельности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 8 1.2. Особенности развития представлений о величине у дошкольников 12 ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ 16 2.1 Задачи и содержание работы по обучению старших дошкольников измерительной деятельности. 16 2.2 . Средства и методы обучения старшего дошкольника измерению величины 21 ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ 27 2.1. Диагностика измерительных умений старших дошкольников 27 2.2. Описание системы работы по обучению детей измерению величин 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
81% уникальность
2021 год
29 просмотров
Гусева Л.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ 8 1.1. Формирование представлений о величине и развитие измерительной деятельности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 8 1.2. Особенности развития представлений о величине у дошкольников 12 ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ 16 2.1 Задачи и содержание работы по обучению старших дошкольников измерительной деятельности. 16 2.2 . Средства и методы обучения старшего дошкольника измерению величины 21 ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ 27 2.1. Диагностика измерительных умений старших дошкольников 27 2.2. Описание системы работы по обучению детей измерению величин 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Читать дальше
Федеральный государственный стандарт требует от дошкольного образования ориентацию на всестороннее развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Кроме того, старший дошкольный возраст считается переломным этапом в момент становления личности ребенка, т.к. после данного периода происходят коренные изменения в жизни детей. Это связано с тем, что после ДОО ему предстоит перейти в школу, где его главной деятельностью будет учеба, когда как в дошкольном возрасте - это была игра.


Заходи на сайт курсовые работы заказать , поможем успеть к дедлайну.


В связи с чем, педагогу необходимо обучить детей основам социального взаимоотношения, общим представлениям о явлениях, объектах, вещах и их свойствах. Поэтому на выходе из ДОО дети должны иметь качественные базовые знания об элементарных представлениях по определению тех или иных критериев вещей и явлений, в частности арифметических показателей, как число, форма и величина. [21] Таким образом, формирование у дошкольников представлений о величине является важнейшей частью подготовки детей к школе. Эта работа начинается со второй младшей группы и продолжается в течении всего дошкольного обучения. Прочные представления о величине являются базой для дальнейшего математического и общего образования ребенка. В настоящее время математическое образование рассматривается как действенное средство интеллектуального развития детей, расширяющее возможности успешной адаптации подрастающей личности к современному обществу. Роль дошкольного математического образования с точки зрения его воздействия на социализацию и самореализацию ребенка трудно переоценить. В свете вышесказанного актуальность работы проявляется в необходимости формирования арифметических представлений у детей старшего дошкольного возраста предшкольной учебной деятельностью, т.к. этого требуют ФГОС ДО, а также данная работа будет способствовать и значительно упрощать процесс обучения в школе. Поэтому работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения по развитию представлений о величине детей старшего дошкольного возраста очень важна. Для этого педагог должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, т.е. ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Дети старшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: время, величина и др., которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, а также способствуют формированию понятий. В ходе предматематической подготовки закладываются основы учебной деятельности, такие как дисциплина, умение слушать и слышать задания, выполнять их соответствующим способом, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность сверстников. Также предматематическая подготовка позволяет привести знания детей о предметах в некую систему на основе использования приема систематизации. Систематизация помогает сделать более легким процесс узнавания и запоминания, так как не нужно каждый раз запоминать новый предмет, ситуацию или действие, можно включить их в какую-либо группу (сгруппировать) на основании выделенных общих признаков. Это облегчает работу памяти, делает активным процесс мышления. Группировка предметов по общим основаниям помогает сформировать у детей упорядоченные представления об окружающем мире. Одним из фундаментов математического развития дошкольников является умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов. Выделение величины как свойства предметов, обозначение этого свойства словом оказывает влияние на развитие мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, обобщение) и на их основе позволяет понять каждый предмет в отдельности, а также понять отношения между предметами. В результате этого понимания и формируются знания об окружающем мире. Для выделения величины необходимы практические действия: накладывание, прикладывания, приставления, опосредованное сравнение с помощью условной мерки (измерение). Все это математические операции. Величина становится объектом математических действий и выступает как математическое понятие. В процессе этих действий выявляются свойства и отношения величин. А выделение этих свойств и отношений является предпосылкой освоения понятия числа. Сравнивание размера предмета с помощью условной мерки - измерение - способствует совершенствованию счетной деятельности, а также готовит детей к знакомству с общепринятыми единицами измерения, которые будут изучаться в дальнейшем в школе. Измерительная деятельность служит предварительным этапом подготовки детей к пониманию арифметических действий сложения, вычитания, умножения, деления. В процессе измерения условной меркой дети учатся видеть зависимость между мерой, ее величиной и результатом - количеством измерений. Все это является основой математического понятия «функция». Понимание функции способствует развитию аналитико-синтетической деятельности ума [30]. Понятие «величина» в математике рассматривается как основное. Оно возникает в глубокой древности, и на протяжении истории развития общества подвергалось ряду обобщений и конкретизаций. Величина - понятие относительное (в зависимости от предмета, с которым сравниваем), она подчеркивает протяженность отдельных частей предмета и определяет его место среди однородных предметов. Она является свойством предмета, которое воспринимается разными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным. Как относительную характеристику определить величину (размер предмета) возможно только на основе сравнения. Нельзя просто сказать, что предмет маленький или большой, его можно сравнить с другими предметами. Таким образом, особенностями величины будут: сравнимость, изменчивость, относительность. На необходимость формирования у детей представлений о величине предметов указывали основатели теории и методики формирования элементарных математических представлений Тихеева Н.И., Леушииа А.М. Вопросу изучения формирования понятия «величина» посвящены и работы Глаголевой Л.В., Березиной Р.Л., Непомнящей Р.Л., Проскуры Е.В и других. [18,7] Для изучения проблемы по формированию у детей представлений о величине и овладении способами последовательности предметов по размеру мы будем опираться на разработки перечисленных авторов. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования измерительной деятельности в процессе формирования представлений о величине и измерении величины у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования представлений о величине и измерении величины у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: измерительная деятельность как средство формирования представлений о величине и измерении величины. Задачи: - обосновать актуальность проблемы исследования; - изучить формирование представлений о величине и развитие измерительной деятельности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема - рассмотреть особенности развития представлений о величине у дошкольников - выявить задачи и содержание работы по обучению старших дошкольников измерительной деятельности - изучить средства и методы обучения старшего дошкольника измерению величины - разработать систему занятий по обучению детей измерительной деятельности. - провести диагностику измерительных умений старших дошкольников - описание системы работы по обучению детей измерению величин Методы исследования: анализ литературы; теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных. База исследования: МА ДОУ «Детский сад № 100» ул. Королева 27. г. Донецк Ростовская область. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложения.

Читать дальше
Объектом исследования данной работы было изучение процесса развития элементарных представлении детей о величине и овладение на этой основе рациональными способами последовательности и расположения предметов по размеру. В процессе работы было установлено, что проблема развития у детей умений выполнения последовательности и расположения предметов поднималась в методической литературе середины XX века, а также в современных источниках. В работах Тихеевой Г.И., Леушиной А.М., Глаголевой Л.В., Березиной Р.Л., а также Михайловой З.А есть рекомендации по формированию у детей представлений о величине предметов, начиная с младшего дошкольного возраста. В работах Леушиной А.М. хорошо выделены особенности развития восприятия детьми дошкольного возраста величины предметов. В процессе изучения научной литературы нами было установлено, что определение размера предметов у детей дошкольного возраста происходит на основе чувственного восприятия, происходит развитие психических процессов. Формирование всех понятий опосредуется речью, в результате чего слово способствует обобщению восприятия, делает это восприятие более глубоким и точным. В научной литературе представлены разные способы развития у детей дошкольного возраста умений, способствующие выполнению последовательности и расположения предметов по величине. Так отмечается, что выполнение последовательности и разбирание предметов по размеру происходит на основе овладения таким способом познания как сравнение предметов и их групп. Дети дошкольного возраста в процессе обучения с помощью взрослого могут освоить сначала непосредственные приемы сравнения, такие как наложение и приложение, а затем и опосредованные, с помощью предмета-посредника, измерения условной меркой. При этом использование приемов наложения и приложения как способов познания свойств и отношений между предметами используется детьми младшего дошкольного возраста, а дети старшего дошкольного возраста способны овладеть измерительной деятельностью, которая может стать основанием для выполнения последовательности. Следует помнить, что, обучая детей сортировке и последовательности предметов по размеру, необходимо учитывать особенность детского мышления, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. В данной работе представлена последовательность формирования представлений у детей о величине и выполнение сортировке и последовательности предметов по размеру. На констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений. Проанализировав полученные в ходе проведения диагностических методик данные, мы пришли к следующему выводу: высокий уровень сформированности измерительных умений у старших дошкольников выявлен у 2 детей (14%); у 8 детей (57%) был продиагностирован средний уровень сформированности измерительных умений; а у что 6 детей (29%) – низкий уровень сформированности измерительных умений 1. Исходя из данных констатирующего эксперимента, была определена цель формирующего этапа работы: экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет измерительных умений посредством сюжетно-дидактических игр. Мы разработали сюжетно- дидактические игры по формированию у детей 6-7 лет измерительных умений, по следующим направлениям: формирование умений у детей осуществлять «линейные» измерения с помощью условной мерки и измерительных приборов; формирование умений осуществлять измерение объема жидкостей с помощью условной мерки и измерительных приборов; формирование у детей умений осуществлять измерение сыпучих веществ с помощью условной мерки и измерительных приборов и апробировали их при проведении. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Воспитание детей в старшей группе детского сада. Сост. Г.М.Лялина. М.: «Просвещение», 2016– 74 с. 2. Вопросы психологии учебной деятельности дошкольников/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: «Просвещение», 2016 – 844 с. 3. Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: «Просвещение», 2016 – 747 с. 4. Детство: Программа развития и воспитания детей в Д38 детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Нот-кина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.— 244 с— СПб.: Детство-Пресс, 2004. ISBN 5-89814-076-Х 5. Житомирский В.Г. Шеврин Л.Н. Математическая азбука. М. «Просвещение»,2018. – 165 с 6. Концепция развития математического образования в Российской Федерации» до 2020 года [Текст] от 24.12.2013 г. № 2506-р. 7. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2018. – 368 с. 8. Михайлова, З.А. Логико-математические игры для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 4. – С. 149.] 9. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Сост. В.В.Данилова. М.: «Просвещение», 2017. 367с. 10. Метлина Л.С. Занятие по математике в детском саду. М.: «Просвещение», 2015 154 с. 11. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: «Просвещение», 2017. – 133 с. 12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: «Просвещение», 2018 – с.547 13. «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 304 с. 14. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, – 2019 – 442 с. 15. Сычева, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Г.Е. Сычёва. – М.: Книголюб, 2017. – 211 с 16. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2018. – 362 с. 17. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М.: «Просвещение», 2018г. 254 с 18. Тихеева Е.И. Методика развития речи детей. М.: «Просвещение», 2017г. – 541с. 19. Ушинский К.Д. Преподавание арифметики и первоначальной геометрии/Соч. М.: Просвещение, 2018. 368 с. 20. Фидлер М. Математика уже в саду. М.: «Просвещение», 2011 – 268с. 21. ФГОС дошкольного образования от 17.1.2013 №1155. 22. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под редакцией А.А. Столяра. М.: «Просвещение», 2018 – с 418.]. 23. Шморгун В.Ф. Активизация учебной познавательной деятельности дошкольников. Киев, 2019 г. 265с 574 24. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов дошкольников. - М., Педагогика, 2018. 587 с. 25. Ягиманская И. С. Знание и мышление дошкольника - М., 2019.– 154с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Фонетика – наука об искусстве звуковой организации речипо
Количество страниц:
30
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Лексикология
курсовая работа
Нормативно-правовые источники гражданского процессуального пра-ва
Количество страниц:
45
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Теоретические аспекты качественных и количественных методов исследований
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Реклама и PR
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image