Введение 3 Глава 1. Взаимосвязь конкуренции и монополизма в экономике государства 5 1.1 Сущность конкуренции в рыночной экономике 5 1.2 Понятие рыночной власти и монополизм 6 Глава 2.Состояние и развитие монополизма в экономике РФ и антимонопольная политика 12 2.1 Особенности монополизма и антимонопольной политики в РФ 12 2.2 Проявления монополизма в экономике России и проблемы в сфере антимонопольного регулирования 14 Глава 3.Направления совершенствования антимонопольной политики в РФ 20 3.1 Антимонопольное регулирование в России в современных условиях 20 3.2 Роль экспертных организаций в антимонопольном регулировании потребительского рынка и контроле качества товаров 22 Заключение 29 Список литературы 31

Теория монополии и проблема рыночной власти.

курсовая работа
Микро-, макро-, мегаэкономика
30 страниц
88% уникальность
2021 год
22 просмотров
Жидкова И.
Эксперт по предмету «Микроэкономика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Взаимосвязь конкуренции и монополизма в экономике государства 5 1.1 Сущность конкуренции в рыночной экономике 5 1.2 Понятие рыночной власти и монополизм 6 Глава 2.Состояние и развитие монополизма в экономике РФ и антимонопольная политика 12 2.1 Особенности монополизма и антимонопольной политики в РФ 12 2.2 Проявления монополизма в экономике России и проблемы в сфере антимонопольного регулирования 14 Глава 3.Направления совершенствования антимонопольной политики в РФ 20 3.1 Антимонопольное регулирование в России в современных условиях 20 3.2 Роль экспертных организаций в антимонопольном регулировании потребительского рынка и контроле качества товаров 22 Заключение 29 Список литературы 31
Читать дальше
Актуальность исследования. Монополизм — это такое состояние рынка, когда на нем существует единственный крупный производитель товара или поставщик услуги. Он практически полностью контролирует производство в своей сфере и может прямо влиять на цены. Монополист стремится сохранить доминирующее положение и достичь максимальной прибыли. С этой целью он не допускает на рынок конкурентов и навязывает свои условия лишенному выбора потребителю.


Если вы не знаете, где можно решить контрольные на заказ , это можно сделать на сайте Work5.


Значимость исследования для экономической теории и практики хозяйствования. Конкуренция, как форма проявления борьбы за выживание, является двигателем экономики, а монополизм, по общепринятому мнению в экономической науке, является ее антиподом и тормозит развитие экономических процессов. Как показала экономическая история 20 века, это действительно так, поэтому каждое государство с рыночной экономикой в обязательном порядке проводит антимонопольную политику. Для России достаточно высокая степень монополизации рынков является одной из наиболее актуальных проблем национальной экономики, поэтому эффективная работа антимонопольного регулятора имеет огромную важность. У монополий есть некоторые положительные черты, но отрицательные последствия являются более серьезными, поэтому в условиях рынка государство должно проводить антимонопольную политику. В России эта проблема носит острый характер и тому есть объективные причины. Процесс монополизации в России нельзя объективно сравнивать с аналогичными процессами в других странах, так как имеет ряд особенностей. Во-первых, современная монополизация российского рынка предопределена историческим фактором и имеет скрытый характер. Во-вторых, широко распространены «локальные» монополии, появление которых связано с недостаточно высоким уровнем экономического развития регионов. В-третьих, преобладание крупных предприятий, чрезмерно узкая специализация производителей, закрепление поставщиков за регионами и категориями потребителей как наследие административно-командной экономики. Цель исследования - состоит в теоретическом и практическом изучении проблемы монополизации и рыночной власти российского рынка. Объект исследования - монополизация. Предмет исследования – теория монополии и проблема рыночной власти. Задачи: 1.Изучить сущность конкуренции в рыночной экономике. 2.Рассмотреть понятие рыночной власти и сущность и виды монополизма. 3.Определить особенности монополизма и антимонопольной политики в РФ. 4.Охарактеризовать проявления монополизма в экономике России и проблемы в сфере антимонопольного регулирования. 5.Выявить направления деятельности антимонопольного регулирования в России в современных условиях. 6.Проанализировать роль экспертных организаций в антимонопольном регулировании потребительского рынка и контроле качества товаров. Методы исследования: анализ, синтез, сравнительный анализ. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. Монополизм — это ситуация на рынке, при которой один продавец или производитель имеет явное преимущество перед конкурентами. Такие компании активно пользуются своим положением, оказывая влияние на ценообразование и распределение долей рынка между его участниками. Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, направленная на установление и реализацию правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты конкуренции и обеспечения эффективных рыночных отношений. Основные цели антимонопольной политики: создание и поддержание конкурентной рыночной среды; насыщение рынка продуктами и услугами; ликвидация дефицита; ограничение деятельности сложившихся монополий; поддержка новых экономических структур; борьба с нарушениями, которые препятствуют развитию нормального рынка; защита прав потребителей. Для контроля антимонопольной политики и пресечения нарушений, связанных с монополией, в РФ была создана Федеральная Антимонопольная Служба, осуществляющая функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. На данном этапе развития рынка в России отмечается достаточно высокий уровень монополизации, при этом она оказывает резко негативное воздействие на экономическую систему страны. Перспективы решения рассматриваемых вопросов. Сложность проблемы развития конкуренции для России в современных условиях определяется тем, что, с одной стороны, существует потребность в интенсификации соревновательного взаимодействия участников рынка, а с другой – потребность в их защите от конкуренции с целью накопления ими конкурентного потенциала. Противодействие этим негативным для российской промышленности процессам и сохранение ее конкурентоспособности могут быть успешными только при стратегическом планировании экономической концентрации и создании российских корпораций, которые соответствовали бы мировым стандартам и могли бы противостоять агрессивной политике транснациональных корпораций. В этом смысле национальная промышленная политика России с учетом процессов глобализации экономики должна определять приоритеты антимонопольной политики, сферы и механизмы государственного регулирования на среднесрочную перспективу. Рекомендации. Необходимость осуществления государством регулятивной функции в экономической сфере в том или ином виде очевидна. Однако, определяя роль государства в условиях развития рыночной экономики, необходимо учитывать и способность рынка к саморегулированию. Исходя из этого, нужно искать адекватные пути выстраивания взаимоотношений органов власти и хозяйствующих субъектов. В этой связи, по нашему мнению, необходимо усилить контроль предоставления льгот, преференций отдельным хозяйствующим субъектам; внедрить антимонопольные требования к проведению конкурсов по размещению заказов на поставки товаров для государственных нужд и нужд местного самоуправления, исключению участия в указанных конкурсах структур, аффилированных с организаторами конкурса; ввести запрет на совмещение функций органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов; исключить практику создания органами власти хозяйствующих субъектов, наделенных функциями или правами этих органов.
Читать дальше
1.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2018. 2.Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы») // Собрание законодательства РФ. – 2018. 3.Белкина Е.Н. Монополия – «за» и «против». Двойственная роль монополии // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 5. - С. 96-99. 4.Бочковская А.А. Монополистическая деятельность в российской экономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru(дата обращения 30.05.2021). 5.Гарнов М.Г. Понятие монополии. Виды монополии. Регулирование монополии // Российский экономический журнал. – 2018. – № 6. - С. 92–95. 6.Гребенников П.И. Экономика: Учебник для вузов / П.И. Гребенников, Л.С. Тарасевич. – 5-е изд. – М.: Юрайт, 2020. – 310 с. 7.Груничев А.Н. Монополии, монополизм и развитие конкуренции // Инновации и инвестиции. - 2017. - № 14. - С. 152-161. 8.Гукасьян Г. М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2018. – 580 с. 9.Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2019-2020 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fas.gov.ru (дата обращения 30.05.2021). 10.Кириллова В.Р. Антимонопольное регулирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru(дата обращения 30.05.2021). 11.Латышев А.Ю. Особенности современной монополии как формы организации бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/(дата обращения 30.05.2021). 12.Микроэкономика: учебное пособие / А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева. – М.: БГЭУ, 2017. – 380 с. 13.Официальный сайт Института прикладных экономических исследований РАНХиГС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ipei.ranepa.ru (дата обращения 30.05.2021). 14.Пузыревский С. А. Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях // Российское конкурентное право и экономика. - 2019. - №7.- С.67-70. 15.Стальская А.С. Монополия и конкуренция. Чистая монополия / А.С. Стальская // Вестник современной науки. – 2019. – № 2. - С. 114-115. 16.Тер-Саакян А.С. Антимонопольная политика: отечественный и зарубежный опыт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ (дата обращения 30.05.2021). 17.Федеральная антимонопольная служба: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru(дата обращения 30.05.2021). 18.Шишкин М.В., Смирнов А.В. Антимонопольное регулирование. - М.: Экономика, 2018. – 245 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
ФУНКЦИИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВАРИАЦИИ
Количество страниц:
20
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Высшая математика
курсовая работа
Исследование характеристик забавных видео в Тик-Ток
Количество страниц:
26
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
курсовая работа
Трансферный договор в спорте
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image