Введение …………………………………………...…………………............ 3 Глава 1. Теоретические основы изучения развития памяти у детей с нарушением слуха……………………………...6 1.1. Понятие памяти в психолого-педагогической литературе………………...…………............... 6 1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха………………………………………….…….... 8 1.3. Особенности формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха……………………14 Глава 2. Формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами дидактической игры………………………………………...….17 2.1. Дидактическая игра, как метод развития образной памяти……………………... ………………………….17 2.2. Эмпирическое исследование эффективности метода дидактическая игра ……………………................20 Заключение ……………………………………………………………….. ..27 Список литературы………………………………………………………….29 Приложение 1………………………………………………………………..31 Приложение 2………………………………………………………………..32 Приложение 3………………………………………………………………..33

Особенности памяти детей с нарушением слуха

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
94% уникальность
2021 год
18 просмотров
Булгач Ю.
Эксперт по предмету «Коррекционная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………...…………………............ 3 Глава 1. Теоретические основы изучения развития памяти у детей с нарушением слуха……………………………...6 1.1. Понятие памяти в психолого-педагогической литературе………………...…………............... 6 1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха………………………………………….…….... 8 1.3. Особенности формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха……………………14 Глава 2. Формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами дидактической игры………………………………………...….17 2.1. Дидактическая игра, как метод развития образной памяти……………………... ………………………….17 2.2. Эмпирическое исследование эффективности метода дидактическая игра ……………………................20 Заключение ……………………………………………………………….. ..27 Список литературы………………………………………………………….29 Приложение 1………………………………………………………………..31 Приложение 2………………………………………………………………..32 Приложение 3………………………………………………………………..33
Читать дальше
Дошкольный возраст – значимый этап в развитии каждого человека. В это время формируются все стороны личности ребенка, так как возрастные особенности способствуют выявлению и развитию индивидуальных черт, способностей. Именно в этом возрасте стремительно развиваются не только органы и функции организма, но и формируются чувства и сознание, развивается речь, совершенствуются психические функции и процессы, такие как внимание, память, ощущение, воображение. Одной из существенных характеристик психики является память, что стало причиной пристального внимания педагогов и психологов. Особенный интерес как теоретиков, так и практиков вызывает процесс формирования и развития памяти у детей дошкольного возраста. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта называется памятью.


Скоро сдавать и нужно заказать курсовую во Владивостоке ? Поможет Work5.


В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Исследованием памяти у детей занимался советский педагог Л.С. Выготский, который в конце 1920-х годов приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и доказал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. Работы Выготского проявились в дальнейшем развитии исследований французского ученого П. Жане, который одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Исследования Л. Л. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности. Эти ученые установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Так же стоит отметить имена А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П. Маклакова, С.Л. Рубинштейна, И.П. Павлова, Г. Эббинсгаузена, внесших значительный вклад в исследования по данному вопросу. Изучением особенностей развития памяти у дошкольников с нарушениями слуха занимались Р. М. Боскис, К. Бюллер, М. М. Нудельман, А. Н. Поросятникова, Т. В. Розанова и другие. Они установили, что развитие памяти у детей с нарушениями слуха имеет отличия, так как ввиду нарушения взаимодействия с миром слышащих приобретение социального опыта существенно отягощено. А.А. Смирнова, Л.С. Выготский отмечали, что для детей с нарушением слуха характерно снижение функции восприятия информации, но при определенном подходе развитие памяти у этой категории возможно приблизить к норме. Анализ литературы показал, что при всем многообразии исследований, не существует единого подхода к развитию и формированию памяти. В связи с этим возникает необходимость исследования особенностей развития и формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что обобщенные сведения по методикам, технологиям развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха будут способствовать повышению эффективности работы с данной категорией детей. Гипотеза исследования – дидактическая игра является эффективным методом для развития и формирования памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Объект исследования – формирование и развитие памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Предмет исследования – дидактическая игра, как метод развития памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Это определило цель работы – изучение особенностей памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и определение эффективности использования дидактической игры для ее развития. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: 1. Изучить понятие «память» в психолого-педагогической литературе; 2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением слуха; 3. Выявить особенности формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха; 4. Рассмотреть дидактическую игру, как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Читать дальше
Память – форма психического отражения, которая заключается в запоминании, удержании и воспроизведении воспринятого в прошлом материала и позволяет его многократно применять в новой деятельности. К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. Изучение классификации видов памяти по различным параметрам позволило выделить следующие виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, вербальная память. К основным параметрам сформированности памяти в дошкольном возрасте относятся объем, точность воспроизведения, длительность сохранения образов. В течение дошкольного возраста память подвергается преобразованиям: возрастает объем памяти, представления становятся более осмысленными и ими можно управлять, возрастет лабильность сохраняемых образов. У детей дошкольного возраста с нарушениями слуха наблюдаются особенности памяти: - они редко используют приемы опосредствованного запоминания, что неблагоприятно отражается на сохранении образов в памяти; - системы образов, которые уже сложились, являются в меньшей степени дифференцированными, менее устойчивыми к преградам со стороны похожих образов, чем у слышащих сверстников. Одним из способов развития и формирования памяти является дидактическая игра. Проведенное нами эмпирическоее исследование было направленно на изучение и развитие памяти детей дошкольного возраста с нарушениями слуха посредством дидактической игры. Его результаты показали, что дети имеют показатели среднего уровня развития памяти, что свидетельствует об эффективности использования дидактических игр с целью развития и формирования памяти. Таким образом мы решили поставленные задачи: 1. Изучить понятие «память» в психолого-педагогической литературе; 2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением слуха; 3. Выявить особенности формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха; 4. Рассмотреть дидактическую игру, как метод развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Достигли цели работы – изучили особенности памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и определили эффективность использования дидактической игры для ее развития. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась – дидактическая игра является эффективным методом для развития и формирования памяти у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Читать дальше
1. Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры / Ю. А. Афонькина. - М. : Просвещение, 2016. – 180 с. 2. Бертынь, Г. П. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом / Г. П. Бертынь, Т. В. Розанова. – М. : Дефектология, –2001. – 234 с. 3. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология / Т. Г. Богданова. – М. : Академия, 2012. – 360 с. 4. Большой толковый психологический словарь : для специалистов в области психологии / А. Ребер Пер. с англ. М. : Вече, АСТ, 2011. – 592 с. 5. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. — М. : Советский спорт, - 2014. – 304 с. 6. Венгер, Л. А. Психология дошкольника / Л. А. Венгер. – М : Дрофа, 2010. – 272 с. 7. Выготский, Л. С. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Л. С. Выготский ; Под ред. А. А. Смирновой. – М. : 52 Просвещение, 2017. – 300 с. 8. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский ; Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : ЧеР, 2018. – 816 с. 9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2015. – 157 с. 10. Гаспарова, Е. М. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е.М. Гаспарова. – М. : Норма, 2017. – 50 c. 11. Головчиц, Л. А Игра в жизни детей с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц ; Под ред. Л. П. Носковой. – М, 2013. – 80 с. 12. Григорьева, Т. А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха / А. Т. Григорьева. – Минск, 2019. – 432 с. 13. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. — М. , 2018. – 40 с. 14. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : Владос, 2013. – 32 с. 15. Зикеев, А. Г. Дети с нарушенным слухом / А. Г. Зикеев. - М. : Педагогика. – 2017 – 455 с. 16. Йейтс, Ф. Искусство памяти / Ф. Йейтс. – СПб: Университетская книга, 2017. – 481 с. 17. Карпенко, А. А. Психологический словарь / Под ред. А. А. Карпенко – М. : Педагогика, 2011. – 780 с. 18. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. , 2016 – 187 с. 19. Розанова, Т. В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Розанова // Дефектология – 1997. – №4. – С. 56-67. 20. Смирнова, Е. А. Детская психология 2018 / Е. А. Смирнова. – М. : Владос, 2018. – 336 с. 21. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений предметов / И. М. Соловьев. – М., «Просвещение», 2016 – 247 с. 22. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2018. – 336 с. 23. Шагунов, А. Д. Диагностика и коррекция нарушения слуха / А. Д. Шагунов. - М. : Наука, 2018. – 639 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Культурные ассоциации славянских народов
Количество страниц:
30
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
реферат
Деловое общение. Основные характеристики и закономерности.
Количество страниц:
17
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология кадровой работы
курсовая работа
Экологическая политика Японии, история и современность
Количество страниц:
25
Оригинальность:
58%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Международные отношения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image