Обозначения и сокращения 6
Введение 8
1 Анализ предметной области 10
1.1 Виды испытаний газотурбинного двигателя 10
1.2 Описание стенда испытаний газотурбинного двигателя 19
1.3 Актуальность контроля процедуры испытаний ГТД 26
1.4 Цель и задачи выпускной квалификационной работы 27
2 Проектирование системы 29
2.1 Автоматизированная система испытаний 29
2.2 Проектирование функциональной модели процедуры испытаний 35
2.3 Выбор способа проведения испытания методом анализа иерархий 44
3 Разработка программы контроля процедуры испытаний газотурбинного двигателя 52
3.1 Алгоритмы контроля процедуры испытаний 52
3.2 Обработка результатов испытаний 71
Заключение 80
Список литературы 83
Читать дальше
Испытания газотурбинных двигателей требуют особого подхода из-за их высокой сложности, стоимости и высоких требований к авиационным двигателям.
В ходе испытаний проверяется надежность деталей и двигателя в целом, качество его изготовления в производственных условиях, поэтому все испытания ГТД проходят.
Тестирование ГТД - сложный и трудоемкий процесс, завершающий процесс производства двигателя.
В испытаниях двигателей обычно участвует большое количество инженеров и техников, занимающихся вопросами, связанными с конструкцией, процессом двигателя, топливной системой, оборудованием для стендовых испытаний, измерительными приборами и т.д.
Специалист-испытатель должен иметь широкое видение, чтобы успешно решать стоящие перед ним задачи.
Испытания должны проводиться в условиях, максимально приближающихся к эксплуатационным. Все параметры двигателя должны быть измерены с необходимой точностью, а данные испытаний достоверны. Ошибка в измерении числа оборотов, равная ±1%, может привести к погрешностям в определении силы тяги до 4%.
Основные задачи при проведении испытаний:
• Проверка компонентов турбины для авиационных двигателей или промышленных газовых турбин
• Установить полные рабочие характеристики турбины в условиях эксплуатации, максимально приближенных к реальным
• Изучить влияние охлаждающего потока на производительность турбины для турбин высокого давления
• Детальные исследования воздушного потока
• Исследование процесса горения топлива
• Определение КПД и соответствия экологическим требованиям
• Обеспечение базы данных для улучшения алгоритмов управления
• Устойчивость работы в критических режимах
Каждый авиационный двигатель пройдя этапы проектирования, конструирования и изготовления подвергается испытаниям.
Испытание авиационного двигателя преследует несколько основных целей:
проверка соответствия основных технических данных двигателя (ОТД) параметрам, заданным в технических условиях (ТУ).
определение ресурса, проверка работоспособности и надежности двигателя.
определение фактического состояния рабочего процесса и напряжений в конструкции двигателя.
Также для того, чтобы двигатель мог быть предъявлен для прохождения государственных испытаний (ГИ) и сертифицирован, он должен успешно пройти также целый ряд специальных испытаний.
Объектом испытания является промышленная газотурбинная установка.
Основными критериями выбора типа стенда являются:
А) Отсутствие необходимости моделирования условий на входе установки (к примеру, высотных);
Б) Отсутствие необходимости моделирования пилона летательного аппарата и монтажа динамометрической платформы (так как установка наземная);
В) Отсутствие необходимости измерения акустических, аэродинамических, климатических и ударных испытаний (таким образом, выбираем стенд закрытого типа);
Г) Наличие площадок для размещения стенда, а также относительная низкая стоимость проектирования и изготовления.
Таким образом, исходя из условий задания (испытания — приемо-сдаточные), а также конструкции и назначения установки, целесообразно применить стандартную конструкцию стенда.
Доказана актуальность выбранной темы, проанализированы существующие конструкции испытательных стендов, проанализированы схемы проектирования решений, описаны методы испытаний и проработаны узлы стенда.
Рассмотрены проблемы экономической эффективности перехода на обновленную биржу: определен размер капитальных вложений в разработку и изготовление обновленной биржи, экономический эффект от внедрения установки рассчитан в рублях.
Читать дальше
1. Ахмедзянов А. М. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей / Под редакцией профессора A.M. Ахмедзянова, М., Машиностроение, 2000.- с. 433-446
2. Глухарев Е.Г Зубчатые соединения, Санкт- Петербург: издательство «Машиностроение», 1986. -271 с.
3. Елисеев Ю.С., Крымов В.В., Малиновский К.А., Попов В.Г., - Технология эксплуатации и ремонта авиационных двигателей. Изд. Высшая школа 2002. – 124 с.
4. ИОТ-8-2008. Инструкция по охране труда при испытании двигателей в закрытых боксах с изолированными кабинами наблюдения. Пермь, 2008.- 6 с.
5. Испытания воздушно — реактивных двигателей: Учебник для вузов по специальности” Авиационные двигатели и энергетические установки” Под общей ред. А. Я. Черкез — М.: Машиностроение, 1992. — 304 с.
6. Ковалев, С. А. Метод проектирования торцевых поверхностей сопловых аппаратов газовых турбин / С. А. Ковалев, В. В. Вятков, М. П. Седов // Вестник РГАТУ имени П.А. Соловьева. – Рыбинск, 2012. – № 1(22), С. 50 – 53.
7. Ковалев, С. А. Разработка конструктивных мероприятий, обеспечивающих снижение вторичных потерь в венцах газовой турбины / С. А. Ковалев, В. В. Вятков, Д. В. Карелин, Т. В. Томилина // Омский научный вестник. Серия приборы, машины и технологии, Омск. – 2012. – № 2(110). – С. 157 – 160.
8. Ковалев, С. А. Экспериментальное исследование влияния формы меридионального поджатия проточной части на аэродинамическую эффективность сопловых аппаратов газовых турбин / С. А. Ковалев // Вестник РГАТА имени П.А. Соловьева. – Рыбинск. – 2010. – № 3(18). – С. 78 – 82
9. Марчуков Е.Ю. Испытания и обеспечение надежности авиационных двигателей и энергетических установок, Москва: издательство МАИ, 2004г. 336 с.
10. Скубачевский Л.С. Испытание воздушно – реактивных двигателей., Москва, изд. «Машиностроение»1972.- 43-65с.
11. Трефилов В.А. Теоретические основы безопасности человека: Курс лекций. Пермь: Пермское книжное издательство, 2006.- 100 с.
12. Тютюнов В.А., - Испытания ТАД. Изд. ОБОРОНГИЗ 1956 .- 112 с.
13. Голубев В. В. Способ создания авиационных двигателей [Электронный ресурс],- Режим доступа: https://i.moscow/patents/RU2726958C2_20200717 / (дата обращения: 12.06.2021)
Испытания газотурбинных двигателей. Промтекс [Электронный ресурс],- Режим доступа: https://www.prom-tex.org/areas/aviatsiya/ispytaniya-gazoturbinnykh-dvigateley/ / (дата обращения: 12.06.2020)
Читать дальше