Введение 4
1. Понимание конфликта в рамках управленческой деятельности. 6
2. Особенности морского экипажа как социальной группы. 12
3. Управление конфликтом на борту судна и его коррекция. 21
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
Морской труд носит индивидуально-групповой характер, содержание, процесс и результат труда — как каждого моряка, так и всего экипажа в целом — необходимо взаимозависимы. В данных экстремальных социально-психологических условиях адаптация морских специалистов к условиям труда оказывается «вдвойне» более сложной, чем представителей многих других профессий: во-первых, это особые условия труда (постоянное воздействие факторов как микро-, так и макросреды, периодическое воздействие экстремальных факторов) затрудняют производственно-технологическую адаптацию; во-вторых, совмещение и профессиональной деятельности, и повседневной жизни предъявляет повышенные требования к социально-психологической адаптации. Особый характер условий труда, кроме того, приводит к тому, что для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности от морских экипажей требуется большая сплочённость и сработанность, чем от многих других коллективов. В текущих условиях люди находятся в ситуации монотонии, эмоционально-психологического напряжения, хронического стресса, информационного голода, сужения личного пространства, отсутствия привычных социальных институтов и утраты общения с кругом близких людей.
Все вышеперечисленное может вести к обострению межличностных отношений внутри системы экипажа, ухудшению социально-психологического климата, появлению конфликтов. Ввиду специфики морского экипажа как отдельной социальной группы, при управлении и коррекции конфликтных ситуаций необходимо брать в учет особенности протекания социально-психологических процессов внутри обсуждаемой группы. В нашем исследовании мы можем выделить основные этапы управления конфликтом: диагностика конфликтной ситуации, выбор оптимальной стратегии управления конфликтом и коррекция конфликта на основе интересов противоборствующих сторон с применением различных тактик и методов. При этом наиболее желательными стратегиями поведения в конфликтной ситуации будут сотрудничество и компромисс.
Таким образом, разрешить и скорректировать конфликт в условиях морского экипажа можно различными способами, используя различные методы, тактики, приемы и стратегии. Но основное правило состоит в том, чтобы конфликт всегда находился под контролем специалиста, с целью нивелирования деструктивных последствий сложившегося противоречия.
Читать дальше
1. Волкогонова О.Д. Управленческая психология / Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. – М.: Издательский Дом ФОРУМ, 2008 – 328 с.
2. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. Учебное пособие для вузов – Н.:НИМБ, 2015 – 352 с.
3. Истомина О.А. Методические указания к разделу "Психология группы" курса "Профессиональная психология моряка" / О.А. Истомина. - Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2010. - 83 с.
4. Машков В. А. Психология управления. – М.: Изд-во В. А. Михайлова, 2002 – 284 с.
5. Островский Э. В. Психология управления. – М.: ИНФРА, 2009 – 249 с.
6. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2003 – 352 с.
7. Тельных Н. В. Психология управления / Тельных Н. В., Чередниченко И.Л. –М.: Феникс, 2014 – 608 с.
Читать дальше