Введение 3 1.С.Ю. Витте и его государственная деятельность 8 2.Реализация железнодорожных взглядов С.Ю. Витте 19 Заключение 29 Список источников и литературы 31

С.Ю. Витте и железнодорожное строительство в Российской империи

курсовая работа
История
34 страниц
85% уникальность
2021 год
24 просмотров
Охота И.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1.С.Ю. Витте и его государственная деятельность 8 2.Реализация железнодорожных взглядов С.Ю. Витте 19 Заключение 29 Список источников и литературы 31
Читать дальше
Актуальность темы исследования определяется тем, что сегодня экономика России нуждается в коренном и качественном реформировании. Общественный и научный интерес к разнообразному опыту реформирования и преобразования увеличивается. Личность С.Ю. Витте является одной из самых ярких фигур реформаторов экономики России в конце XIX – начале ХХ века. Он одним из первых понял, что главным и важнейшим фактором экономического развития страны является транспортная система, и в частности – железнодорожный транспорт. Железнодорожная система в силу географической специфики страны: большой площади и фактического «континентального положения» является основой транспортной системы Росси, и также испытывает трудности экономического развития. Поэтому в данных условиях изучения опыта реформ и преобразований С.Ю.


Диссертация по литературе на заказ - один из наиболее успешных способов получить качественно написанную работу. Доверьте вашу диссертацию экспертам из Work5.


Витте будет являться достаточно актуальным. Проблематика исследования определяется сложной ситуацией, с которой С.Ю. Витте столкнулся в практической деятельности. С одной стороны политика территориального развития России, промышленный рост требовали активного железнодорожного строительства в Российской империи. С другой стороны - огромные затраты, отсутствие единого государственного и общественного мнения о развитии железной дороги вызывали сильные дискуссии в российском обществе о целесообразности и методах дальнейшего железнодорожного строительства. Степень изученности темы. Деятельность о политика С.Ю. Витте сегодня достаточно разработана в отечественной историографии. Однако следует отметить, что период начала и большей части ХХ вв. характеризуется относительно малым количеством работ. В научных трудах Имперской России до 1917 г. реформы Витте рассматривались как его личное достижение. Его деятельность, не становясь специальным предметом исследования, упоминалась в работах, посвященных развитию железнодорожного транспорта России, финансовой системы и т.д. Научные работы появляются в основном после его государственной отставки. О Витте пишут такие исследователи как Ковалевский М.М., Мигулин П.П. и др. В советское время наблюдался общее снижение научного интереса к государственным деятелям периода до 1917 г. С.Ю. Витте, с точки зрения советских историков был человеком системы «царизма и империализма», и, не смотря на его позитивные экономические реформы, заслуги С.Ю. Витте признавались достаточно слабо. Успешные реформы Витте шли в разрез с идеологической установкой большевиков, и позже – коммунистов, о том, что в конце XIX – начале XX в. Россия находилась в бедственной положении, до которого ее довела власть царя. И только Октябрьская революция 1917 г. начала эпоху позитивных преобразований в нашей стране. Реформы Витте в своих работах оценивал В.И. Ленин. Его небольшая статья под названием «Планы министра-клоуна» отражает характер оценки деятельности С.Ю. Витте, который после 1917 г. будет доминировать в советской науке. После 1991 г. интерес к дореволюционной истории возрастает. Реформы С.Ю. Витте становятся предметом научного исследования большого количества ученых. Следует остановиться, прежде всего, на серьезной монографии историка - Сергея Викторовича Ильина «Витте», в которой раскрываются особенности биографии и основные этапы деятельности С.Ю. Витте. Большое внимание железнодорожным преобразованиям С.Ю. Витте уделено в монографии А.Б. Вульфова и в научном труде Д.Ю. Левина «Витте С. Ю. - выдающийся железнодорожник». В этих работах деятельность С.Ю. Витте показана в контексте развития железнодорожного транспорта. Большую ценность для раскрытия темы исследования представляли научные статьи Катарина Д.Н., Рогачевской М.А., Хусаинова Ф. и др. Объект исследования – деятельность С.Ю. Витте в области развития экономической сферы России. Предмет исследования – особенности и этапы развития деятельности С.В. Витте по реформированию экономики Российской Империи на примере развития железнодорожного транспорта. Цель работы раскрыть особенности государственной, реформаторской деятельности С.Ю. Витте на примере и железнодорожного строительства в Российской империи. Выбранная цель работы определила следующие научные задачи исследования. 1) Раскрыть особенности государственной деятельности С.Ю. Витте по основным направлениям. 2) Охарактеризовать основные этапы и эволюцию его государственной деятельности. 3) Показать реализацию политики С.Ю. Витте на примере развития системы железных дорог в России. 4) Оценить роль и значение деятельности С.Ю. Витте в развитии российского государства и системы железных дорог конца XIX-начала ХХ вв. Хронологические рамки исследования. Основные хронологические рамки охватывает период активной трудовой деятельности С.Ю. Витте. Нижней границей хронологических рамок является 1870 г. В этот период С.Ю. Витте поступает на службу в Одесское управление железно дороги. Верхняя граница исследования определяется 1906 г., когда С.Ю. Витте подает в добровольную отставку и прекращает активную деятельность в органах государственного управления. Однако для рассмотрения некоторых фактов, например первоначального развитии железной дороги или оценка последствия реформ С.Ю. Витте происходило обращения как к более ранним историческим датам до 1870 г. так и к более поздним 1906-1917 гг. Территориальные или географические рамки работы охватывают территорию Российской империи в период конца XIX – начала XX вв. Методологические принципы и методы исследования. При написании данной работы были использованы общенаучные методы исследования. Так исторический метод проявился в поэтапной, историческом рассмотрении государственной деятельности С.Ю. Витте. Аналитический метод позволил первой части охарактеризовать государственную деятельность Витте в целом, а во второй части работы проанализировать уже важнейшие направления этой деятельности, в частности – железнодорожную политику и строительство новых дорог. Сравнительный метод использовался при сравнении деятельности С.Ю. Витте на разных этапах его исторического развития. Системный принцип проявился в том, что деятельность Витте оценивалась в существующей на тот момент социально-экономической системе России, развитие. И она подвергалась комплексному воздействию самых различных факторов. Анализ использованных источников. Основу источниковой базы данного исследования составили непосредственно труды самого С.Ю. Витте, выпущенные в разные годы его жизни. Среди основных следует отметить исследование «Принципы железнодорожных тарифов при перевозке грузов», доклады о своей деятельности императору Николаю II, уникальную работу «Конспект лекций…», где в форме некого учебного пособия С.Ю. Витте изложил свои основные взгляды в отношении хозяйства России целом и его отдельных составляющих, в том числе и железнодорожный транспорт. Также можно отметь труд Д.И. Менделеева, коллеги С.Ю. Витте в области политике установления внешних тарифов. Первый Устав железной дороги России является во многом, отражением хозяйственных взглядов С.Ю. Витте. Научная новизна и практическая значимость работы. Научная новизна проявляется в том, что деятельность Витте по железнодорожному строительству и реформированию показана как составная часть его общегосударственных преобразований. Практическая значимость определяется тем, что некоторые идеи Витте С.Ю. в области оптимизации и улучшения деятельности железной дороги России могут быть востребованы и сегодня. Так, например механизм государственно-частного партнерства в строительстве железных дорог, или система контролируемого государством железнодорожного тарифы – все эти вещи, могут найти применение и сегодня. Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из двух параграфов, заключением, списком источников и литературы.

Читать дальше
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы. С.Ю. Витте является одним из самых значимых реформаторов и преобразователей российской экономике конца XIX начала ХХ вв. Его государственная деятельность в целом касалась промышленной политике, в которой были выделены основные приоритеты. С.Ю., Витте изначально был специалистом-практиком, он работал на диктующей железной дороге и изнутри понимал необходимость реформ и перестройки не только железной дороги, но и многих смежных областей, например политике по тарифо образованию. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте прошла несколько этапов своего развития. Она определялась, прежде всего, характером его профессиональной текущей деятельности, теми практическими задачами, что стояли перед Сергеем Юльевичем. В начале своего профессионального пути С.Ю. Витте занимался улучшением отдельной Одесской железной дороги, в ведении которого она и находилась. По мере профессионального роста и получения опыта, С.В. Витте стал предлагать уже более обобщенные реформы и преобразования, касающиеся всей системы железнодорожного транспорта России. Строительство и реформирование системы железных дорог было приоритетным направлением для С.Ю. Витте и в период его непосредственной работы на железной дороге, и в должности министра транспорта, и в должности министра финансов. Витте стремился развивать географическую сеть железных дорог, понимая, что только так можно полноценно осваивать и заселять Сибирь и Дальний Восток. К числу его величайших заслуг можно отнести практическую реализацию проекта строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Также реформированию и преобразованию подвергались и структурные элементы системы железнодорожного транспорта. Так при содействии Витте был начат государственный выкуп частных железных дорог в 1890-е гг. А в первое десятилетие ХХ века к идее совместного государственно-частного партнерства Витте вернулся. Очень велика роль и значение деятельности С.Ю. Витте в развитии российского государства и системы железных дорог конца XIX-начала ХХ вв. Витте фактически сделал железную дорогу относительно безубыточным предприятием и таким образом увеличил интерес к ней как со стороны простой общественности, так и со стороны императорской семьи. Он обосновал и практически реализовал самый крупный транспортный проект XIX века в России – строительство транссибирской железнодорожной магистрали.
Читать дальше
Источники 1. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому высочеству великому князю Михаилу Александровичу в 1900—1902 годах / С. Ю. Витте; предисл. М. П. Афанасьева. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 629 с. 2. Витте С.Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист. По поводу непреложности законов государственной жизни. // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской обществ. мысли XIX и XX вв. / Сост. и коммент. Н.Г. Федоровского. - М.: Логос, 1997. – С. 369- 376. 3. Витте С.Ю. Некоторые соображения о причинах дефицитности русской железнодорожной сети // Мир транспорта. - 2003. - N 2. - С.144-151. 4. Витте С. Ю. Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов - Киев: Тип. И.Н. Кушнерева и Ко, 1883 . – 294 с. 5. Всеподданнейший доклад министра финансов о поездке на Дальний Восток. [Электронный ресурс] //Президентская библиотека им Б.Н. Ельцина. - Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/687119 (дата обращения: 27.04.2021) 6. Докладная записка Витте Николаю II «О положении нашей промышленности. Февраль 1900 г.» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/v1900.ssi (дата обращения 27.04.2021) 7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 12 Планы министра-клоуна. //Пролетарий» № 23, - 31 (18) октября 1905 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mysteriouscountry.ru/wiki/index.php/Ленин_В.И._Полное_собрание_сочинений_Том_12_ПЛАНЫ_МИНИСТРА-КЛОУНА (дата обращения 14.05.2021) 8. Менделеев Д.И. Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года / Д. Менделеев. - С.-Петербург: тип. В. Демакова, 1892. - 730 с. [Электронный ресурс] //Президентская библиотека им Б.Н. Ельцина. - Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/457659 (дата обращения: 27.04.2021) 9. Устав Главного общества российских железных дорог.- Санкт-Петербург: Тип. брат. Пантелеевых, 1880.- 72 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003543510/ (дата обращения 13.05.2021) Литература 10. Аксененко, Н.Е., Лапидус, Б.М., Мишарин, К.С. Железные дороги России: от реформы к реформе / Н.Е. Аксененко, Б.М. Лапидус, К.С. Мишарин. М.: Транспорт, 2001. - 335 с. 11. Алексеев С.И. , Леонтьев Р.Г. Строительство Транссиба на Дальнем Востоке: сравнение результатов начала ХХ и XXI веков. // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск, 2012. - С.25-31. 12. Беловежский, В.И. Краткий очерк развития нашей железнодорожной сети за 10-летие 1904–1913 гг. [Текст] / В.И. Беловежский. - СПб.: Тип. МПС, 1914. - 99 с. 13. Буяков А.М., Капран И.К., Сердюк М.Б. (ред. кол.) - Вопросы истории Китайско-Восточной железной дороги и города Харбина (120-летие строительства) /Сборник научных трудов. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2018. — 188 с. 14. Вивдыч М. Железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в конце XIX начале XX века [Электронный ресурс] КИБЕРЛЕНИНКА: научная электронная библиотека. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zheleznodorozhnoe-stroitelstvo-na-dalnem-vostoke-v-kontse-xix-nachale-xx-veka (дата обращения: 17.04.2021). 15. Вульфов, А.Б. История железных дорог Российской империи / А.Б. Вульфов. – М.: РИПОЛ классик, 2016. – 746 с. 16. Дронов И.Е. Хлеб, золото, кредит: денежная реформа 1897 г. и ее консервативные критики//Власть.- 2009. - №12.- С. 152-154. 17. Ерешко Е.В. Договор России и Германии 1894 года //Законность и правопорядок в современном обществе.- 2011.- №5.- С.128-130. 18. Земко В.С. Строительство КВЖД - опыт первых российско-китайских проектов. //Транспорт.- 2019. - №1.- С.23-26. – 19. Ильин С. Витте.- М.: Молодая гвардия, 2012- 512 с. 20. Катарин Д.Н. С.Ю. Витте, В.Н. Коковцов и реформы железных дорог в Российской империи в 1902–1913 гг. //Пятнадцатые Романовские чтения: всероссийская научно-практическая конференция (Екатеринбург-Алапаевск, 16-17 июля 2015 года), материалы. – Екатеринбург, 2015.- С. 105-113. 21. Левин Д.Ю. Витте С. Ю. - выдающийся железнодорожник. Монография. – М.: Инфра-М, 2018. – 418 с. 22. Мигулин П.П. Настоящее и будущее русских финансов / [Соч.] П.П. Мигулина. - Харьков: тип. «Печатное дело», 1907. - [2], II, II, - 389 c. [Электронный ресурс] //Научное наследие России.- Режим доступа: http://e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=47469633 (дата обращения 14.05.2021) 23. Пиджаков А. Ю., Татаренко А.В. Д. И. Менделеев и таможенный тариф 1891 года// Ученые записки Санкт-Петербургского филиала имени В.Б. Бобкова Российской таможенной академии. – 2008.- №3. - С.17-20. 24. Попов Н.М. Роль С.Ю. Витте в модернизации российской экономики на рубеже XIX –начала XX века. //Наука и образование.- 2020.- №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/2634 (дата обращения 17.04.2021) 25. Рогаческая М.А. С.Ю. Витте и Транссибирская магистраль//ЭКО.- 2002.-№9.- С.138-162. 26. Тимофеев А.А. Строительство железной дороги в России в конце XIX –начале ХХ вв. как фактор модернизации //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки.- 2012.- № 16.- С. 61-64. 27. Томпстон С. Р. Российская внешняя торговля XIX - начала XX в. Организация и финансирование. - М.: РОССПЭН, 2008 г – 471 с. 28. Хусаинов Ф. Витте – человек с железной дороги.// Специальный проект журнала РЖД-Партнер. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://spec.rzd-partner.ru/page709516.html (дата обращения 14.05.2021)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Административно-правовое регулирование ответственности за нарушение правил дорожного движения
Количество страниц:
60
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Административное право
курсовая работа
Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Банковское дело
дипломная работа
Фирменный стиль гостиничного предприятия как элемент привлекательности гостиницы на потребительском рынке
Количество страниц:
40
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гостиничное дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image