Введение………………………………………………………………………....…...3 1 глава. Теоретическое обоснование проблемы дифференциальной диагностики и коррекции алалии и дизартрии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...…………......…6 1.1. Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе……………………….…....6 1.2. Специфика становления слоговой структуры слова при дизартрии и алалии……………………………………………………………………….…....…15 1.3. Направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова при тяжелом нарушении речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………...........................................................21 Выводы по первой главе...........................................................................................28 2 глава. Дифференциальная диагностика дизартрии и алалии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….......................30 2.1. Обзор современных методик обследования при алалии и дизартрии у детей старшего дошкольного возраста……………………………..................................30 2.2. Обследование слоговой структуры слова детей с дизартрией и алалией....................................................................................................................33 Выводы по второй главе.......................................................................................46 3 глава. Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и алалией ……….........…48 3.1. Коррекционная работа, направленная на формирование слоговой структуры слова при алалии и дизартрии………………………......…………........................48 3.2. Контрольный этап эксперимента по выявлению результативности коррекционной работы…………………………………………………………......54 Выводы по третьей главе......................................................................................58 Заключение.............................................................................................................59 Список использованной литературы...................................................................61 Приложение............................................................................................................

Дифференциальная диагностика и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
53% уникальность
2021 год
43 просмотров
Багновский Н.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………....…...3 1 глава. Теоретическое обоснование проблемы дифференциальной диагностики и коррекции алалии и дизартрии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...…………......…6 1.1. Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе……………………….…....6 1.2. Специфика становления слоговой структуры слова при дизартрии и алалии……………………………………………………………………….…....…15 1.3. Направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова при тяжелом нарушении речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………………...........................................................21 Выводы по первой главе...........................................................................................28 2 глава. Дифференциальная диагностика дизартрии и алалии у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….......................30 2.1. Обзор современных методик обследования при алалии и дизартрии у детей старшего дошкольного возраста……………………………..................................30 2.2. Обследование слоговой структуры слова детей с дизартрией и алалией....................................................................................................................33 Выводы по второй главе.......................................................................................46 3 глава. Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и алалией ……….........…48 3.1. Коррекционная работа, направленная на формирование слоговой структуры слова при алалии и дизартрии………………………......…………........................48 3.2. Контрольный этап эксперимента по выявлению результативности коррекционной работы…………………………………………………………......54 Выводы по третьей главе......................................................................................58 Заключение.............................................................................................................59 Список использованной литературы...................................................................61 Приложение............................................................................................................
Читать дальше
Актуальность исследования. За последнее десятилетие отмечена устойчивая тенденция к увеличению количества детей с различными речевыми нарушениями, в том числе центрального органического характера: алалия и дизартрия. На сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы. При этом на одного школьного педагога-психолога приходится 850 учащихся, а в детских садах — 420 детей [29, c.80]. Большинство исследователей, которые занимаются изучением проблем развития речи у детей данной категории, отмечают у них нарушения слоговой структуры слова, стойкость данного дефекта и низкую динамику его преодоления. Изучением данных нарушений и процесса формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР занимались, такие авторы как В. А. Ковшиков, А. К.


Доверьте специалистам написание рефератов на заказ в Нижнем Новгороде и посвятите время себе.


Маркова, Р. Е. Левина и многие другие. Такие нарушения затрудняют общение ребенка с окружающим миром. К числу ученых, которые занимались изучением тяжелого нарушения речи, относятся Г. А. Волкова, Т. В. Волосовец, О. В. Правдина и другие. Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у дошкольников является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Данный дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов различного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавление новых слогов или звуков). В ходе коррекционного обучения выясняется, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания [10, c.56]. Регламентирует обучение и воспитание дошкольников с тяжелыми нарушениями речи ФГОС 2013 года. Он показал, что такому разделу работы над речью, как развитие слоговой структуры, уделяется значительное внимание. О том, что нужно эту сторону речи развивать написано в адаптированных основных образовательных программах для детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Н. В. Нищевой, Л. В. Лопатиной. [46,48] Поэтому проблемы изучения и развития слоговой структуры приобретает особую актуальность в логопедии. Объект исследования: слоговая структура слов у дошкольников с дизартрией и алалией. Предмет исследования: коррекционная работа, направленная на коррекцию структуры слова у детей с дизартрией и алалией. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в нарушениях слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрий и моторной алалией. У детей с дизартрией будет больше страдать звуконаполняемость слов, а у детей с моторной алалией будет грубее нарушено количество и последовательность слогов. Мы считаем, что процесс коррекции нарушений структуры слова будет более эффективным, если коррекционная работа будет построена с учетом специфики процесса усвоения звуковой и слоговой структуры слова у детей с дизартрией и алалией. Цель исследования: проанализировать нарушение слоговой структуры у старших дошкольников с дизартрией и алалией и определить особенности диагностики и коррекции при различных нарушениях речи. Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть развитие слоговой структуры слова в онтогенезе и ее специфику при дизартрии и алалии. 2. Провести обзор современных методик и обследование слоговой структуры слова детей при алалии и дизартрии; 3. Организовать логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова при алалии и дизартрии. 4. Провести контрольный этап эксперимента для выявления результативности экспериментальной работы. Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы. 2. Педагогический эксперимент реализуется в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В качестве научно-теоретической основы исследования выступают такие положения как: положения об изучении детей с дизартрией (А. С. Балакирева, Г. В. Бабина, Г. Н. Градова, И. Е. Юсов); научные труды об усвоении звуко-слоговой структуры слова детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием (А. Н. Гвоздев, Л. Б. Есечко, А. К. Маркова, З. Е. Агранович). Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования подтверждают имеющиеся научные представления о нарушениях слоговой структуры у детей с дизартрией и алалией. Практическая значимость. Предлагаемые нами в исследовании материалы могут быть использованы логопедами, дефектологами, воспитателями и родителями, при реализации диагностики как в дошкольном учреждении, так и во время домашних занятий. Экспериментальная база исследования: 10 детей, из которых 6 мальчиков и 4 девочки 5-6 лет с дизартрией и алалией. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическому обоснованию проблемы дифференциальной диагностики и коррекции алалии и дизартрии у детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе описывается дифференциальная диагностика дизартрии и алалии у детей старшего дошкольного возраста. В третьей главе приведена логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и алалией.

Читать дальше
Проведённое исследование было направлено на создание путей коррекционной работы произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. В процессе деятельности была достигнута поставленная цель исследования: определены пути коррекционной работы произносительной стороны речи у детей с дизартрией. Анализ данных специальной литературы и результатов констатирующего эксперимента, позволили выявить специфику особенностей произносительной стороны речи у детей с дизартрией. В ходе констатирующего эксперимента удалось выявить нарушения в моторной, произносительной и фонематической сферах развития детей дошкольного возраста. Развитие звукопроизношения у детей с дизартрией не совпадает с возрастными показателями, навык правильного звуковоспроизведения проявляется на низком уровне, так же имеются весомые нарушения звуков речи и просодических компонентов. Ведущими механизмами расстройств произношения являются нарушения тонуса мышц артикуляции, ограничение подвижности органов артикуляционного аппарата, недостаточность артикуляционного праксиса, которая выражается в кинетических и кинестетических нарушениях. По итогам анализа полученных данных, было выявлено, что нарушение произносительной стороны речи, обусловлено органической недостаточностью иннервации мышц артикуляционного аппарата. На основании логопедических заключений, а также результатов обследования, были выбраны основные направления и содержание коррекционной работы по устранению нарушений произносительной стороны речи. Коррекционное воздействие строилось с учётом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для диагностики коррекционной работы был проведён формирующий эксперимент, ориентированный на устранение нарушений произносительных компонентов речи учащихся. Для определения результативности коррекционной работы, был проведён контрольный эксперимент, цель которого определялась сравнением анализа успешности выполнения диагностических проб для проверки эффективности работы. Анализ полученных данных показал положительную динамику каждого испытуемого, что позволило сделать вывод о том, что рекомендованное логопедическое воздействие по коррекции произносительной стороны речи эффективно. Отсюда следует, что логопедическая работа по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией должна осуществляться поэтапно, учитывая индивидуальные особенности развития ребёнка, с соблюдением дидактических принципов. В конце исследования нами были приведены рекомендации по коррекции произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией для специалистов и родителей. В качестве рекомендаций выступали игры и упражнения, которые систематизированы по принципам: - по направлениям работы; - «от простого к сложному; - по принципу «единой лексической темы недели». Данные игры и упражнения были рекомендованы для логопедов, педагогов и родителей детей.
Читать дальше
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей: учебное пособие / З.Е. Агранович. – М.: Детство-Пресс, 2016. - 148 с. 2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи дошкольников: учебное пособие / Н. Г. Андреева. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 182 с. 1. Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография: учебное пособие / Л.Н. Андрейченко. – М.: Флинта, 2016. – 150 с. 2. Андрейченко Л.Н. В. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи: учебное пособие / Л.Н. Андрейченко. - М.: Колос, 2018. – 156 с. 3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа по преодолению стертой дизартрии детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.:АСТ: Астрель, 2018. - 254 с. 4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель. 2017. – 160 с. 5. Балакирева А. С. Формирование слоговой структуры слова: учебное пособие / А.С. Балакирева. - М.: Колос. 2017. – 180 с. 6. Балакирева А. С. Логопедия: учебное пособие / А.С. Балакирева. – М.: Издательство Секачёв, 2017. – 144 с. 7. Баль Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учебное пособие / Н. Н. Баль. – Минск: Адукация и воспитание, 2016. - 152 с. 8. Белякова Л.П. Логопедия. Дизартрия: учебное пособие / Л.П. Белякова. - М.: Владос, 2019. - 287 с. 9. Белякова, Л.П. Нарушение произношения у детей: учебное пособие/ Л.П. Белякова. - М.: Просвещение, 2017. - 208 с. 10. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: учебное пособие / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 156 с. 11. Большакова С.Е. Конфетка. Формирование слоговой структуры слова: учебное пособие / С.Е. Большакова. - ТЦ Сфера, 2017. - 132 с. 12. Бондарук В.В. Структура слога и характеристика фонем: учебное пособие / В.В. Бондарчук, 2017. – 300 с. 13. Бондарук В.В. Нарушение речи детей: учебное пособие / В.В. Бондарчук, 2016. – 205 с. 14. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебное пособие / Л.А. Брюховских. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2017. - 180 с. 15. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей: учебное пособие / Г. А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – 145 с. 16. Волкова Л. С. Хрестоматия по логопедии: учебное пособие / Л. С. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2017. – 218 с. 17. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебное пособие / Т. В. Волосовец. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 256 с. 18. Волосовец Т. В. Проблемы общего недоразвития речи детей: учебное пособие / Т. В. Волосовец. - М.: ТЦ Сфера, 2018. – 200 с. 19. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи: учебное пособие / А. Н. Гвоздев. - М.: Детство – Пресс, 2017. – 472 с. 20. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: учебное пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2016. - 175 с. 21. Громова О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: учебное пособие / О. Е. Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с. 22. Епифанова О.В. Слоговой состав в произношении детей с общим недоразвитием речи: учебное пособие / О.В. Епифанова, 2017. – 133 с. 23. Епифанова О.В. Уточнение и коррекция слоговой структуры слова. Разработка занятий с детьми дошкольного возраста: учебное пособие / О.В. Епифанова. – М.: АСТ., 2017. - 96 с. 24. Ефименкова С. М. Формирование речи у дошкольников: учебное пособие / С. М. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2018. – 190 с. 25. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: учебное пособие / Л. Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2016. – 175 с. 26. Жаренова И. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи: учебное пособие / И. И. Жаренова. – М.: Колос, 2017. – 115 с. 27. Жинин Н. Н. Механизмы речи дошкольников: учебное пособие / Н. Н. Жинин. - М.: АПН РСФСР, 2018. – 320 с. 28. Жидков Н.С. Преодоление общего недоразвития речи: учебное пособие / Н.С. Жидков. - М.: Просвещение, 2019. – 210 с. 29. Калягин В.А. Альбом для логопеда: учебное пособие / В.А. Калягин. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 279 с. 30. Калягин В.А. Логопсихология: учебное пособие / В.А. Калягин. - М.: Академия, 2016. - 320 с. 31. Коненкова И.Д. Обследование общего нарушения речи: учебное пособие / И.Д. Коненкова, 2017. – 144 с. 32. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития: учебное пособие / И.Д. Коненкова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2017. – 158 с. 33. Конина М. М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи / М. М. Конина // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. – 2018. - №11. – С. 28-31. 34. Крупенчук О. И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова: учебное пособие / О. И. Крупенчук. - СПб.: Литера, 2018. - 96 с. 35. Курдвановская Н.В. Формирование слоговой структуры слова: учебное пособие / Н.В. Курдвановская. - М., Творческий центр, 2017. – 93 с. 36. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2018. - 192 с. 37. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений: учебное пособие / Л.В. Лопатина. - СПб.: Колос, 2017. – 205 с. 38. Лопухина С.С. Логопедия: учебное пособие / С.С. Лопухина. – М.: Дельта, 2019. – 202 с. 39. Маркова А.К. Особенности усвоения звукослоговой структурой слова детьми, страдающих алалией / А.К. Маркова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - 2016. - №2. – С.15. 40. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Марков // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - 2016. - №2. - С. 59-70. 41. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет ): учебное пособие / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2016. - 352 с. 42. Поваляева М.А. Логопедия: учебное пособие / М.А. Повалева, 2018. – 133 с. 43. Провалова Н.Г. Логопедия: учебное пособие / Н.Г. Провалова. – М.: Колос, 2017. – 288 с. 44. Руденко В.II. Логопедия: учебное пособие / В.П. Руденко. – Феникс, 2016. - 143 с. 45. Рыбин Л. Д. Логопедия: учебное пособие / Л.Д. Рыбин. – М.: Колос, 2017. – 114 с. 46. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: учебное пособие / Л.Н. Смирнов. - М.: Мозаика-Синтез, 2016 - 77 с. 47. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: учебное пособие / Е.Ф. Соботович. - М.: Классике Стиль, 2017. - 160 с. 48. Соломатина Т.Н. Речевое недоразвитие детей старшего дошкольного возраста / Т.Н. Соломатина // Практическая психология и логопедия. – 2016. - №3 (14). – С 16. 49. Соломатина Т.Н. Нарушения слоговой структуры слов у детей с алалией и дизартрией: учебное пособие / Т.Н. Соломатина. - М.: Колос, 2018. – 201 с. 50. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-5 лет к пособиям: учебное пособие / Т.А. Ткаченко. - М.: Издательство ГНОМ и Д., 2018. – 105 с. 51. Ткаченко Т.А. Основы логопедии: учебное пособие / Т.А. Ткаченко. – М.: Знания, 2020. – 117 с. 52. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи / Т.Б. Филичева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0409/4–0409– 1.shtml (дата обращения 16.06.2021). 53. Фирсанова Е.Ю. Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи // Психол. наука и образование : электрон. журн. – 2009. – № 3. – URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/1366/pdf_version.pdf (дата обращения 16.06.2021) 54. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: учебное пособие / Т.А. Фотекова. - М.: АРКТП, 2017. - 136 с. 55. Хватцев М.Е. Логопедия: учебное пособие / М.Е. Хватцев. - Владос, 2018. – 136 с. 56. Четверушкина Н С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет / Н.С. Четверушкина. - М.: Гном Пресс, 2016. – 159 с. 57. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: учебное пособие / Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2019. – 147 с. 58. Шпак О. В. Пути к преодолению ОНР у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [сайт]. – [Б.м.], 2016. – URL: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/03/01/puti-k-preodoleniyu-zaikaniya-detey-doshkolnog... (дата обращения 16.06.2021
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Потерпевшее в уголовном процессе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовный процесс
курсовая работа
Принципы обучения и их реализация в деятельности учителя
Количество страниц:
18
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Дискурсивная личность в видеоиграх
Количество страниц:
23
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Межкультурная коммуникация
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image