ВВЕДЕНИЕ 3 I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕРКОВНЫХ РАСКОЛОВ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВВ. НА ПРИМЕРЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СХИЗМЫ УКРАИНЫ, БЕЛОРУСИИ, ЭСТОНИИ 8 1.1.Понятие и специфика религиозного конфликта 8 1.2. Общая характеристика расколов 15 1.3. Изучение и оценка расколов РПЦ обозначенного периода в трудах религиозных исследователей 20 II. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАСКОЛА XX-XXI вв. 43 2.1. Политический аспект церковных разделений 43 2.2. Социально-философские аспекты конфликта 51 2.3. Богослово-философский аспект религиозного конфликта 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 61 ПРИЛОЖЕНИЯ

Мировоззренческие аспекты религиозного раскола в русской православной церкви конца 20- начала 21 века

дипломная работа
Культура
60 страниц
81% уникальность
2021 год
61 просмотров
Габибов Г.
Эксперт по предмету «Религиоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕРКОВНЫХ РАСКОЛОВ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI ВВ. НА ПРИМЕРЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СХИЗМЫ УКРАИНЫ, БЕЛОРУСИИ, ЭСТОНИИ 8 1.1.Понятие и специфика религиозного конфликта 8 1.2. Общая характеристика расколов 15 1.3. Изучение и оценка расколов РПЦ обозначенного периода в трудах религиозных исследователей 20 II. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАСКОЛА XX-XXI вв. 43 2.1. Политический аспект церковных разделений 43 2.2. Социально-философские аспекты конфликта 51 2.3. Богослово-философский аспект религиозного конфликта 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 61 ПРИЛОЖЕНИЯ
Читать дальше
Актуальность исследования. Проведенное исследование актуально в связи с необходимостью учитывать новые культурные и социальные тенденции в России. Религиозный конфликт – разновидность социального конфликта, где все его структурные составляющие (объект, стороны или их побудительные силы, мотивы, интересы, цели и ценности) имеют религиозную основу. Поэтому под религиозным конфликтом обычно понимают противостояние представителей различных вероисповеданий или противоборство внутри одной религии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию. Проблема единства Церкви Важнейшей задачей Патриарха и Священного Синода в описываемый период стало сохранение единства Церкви перед лицом расколов и нестроений. Еще в конце 1980-х годов серьезно осложнилась ситуация на Западной Украине, где началось возрождение униатской Церкви, запрещенной Сталиным в 1946 году. Само по себе это возрождение свидетельствовало о появлении той религиозной свободы, которая необходима для нормального существования всех христианских конфессий, и могло стать актом восстановления исторической справедливости. Но случилось так, что одну историческую несправедливость начали исправлять путем другой несправедливости, ибо возрождение униатских структур на Западной Украине сопровождалось грубым насилием со стороны греко-католиков, которые в одностороннем порядке вышли из переговорного процесса и начали массовый захват храмов. Специфика религиозных конфликтов заключается в том, что они затрагивают духовную жизнь людей, внутренний мир верующих, связанный с иным, божественным миром. На начальном этапе религиозный конфликт реализуется в тематических диспутах.


Ищете выполнение чертежей на заказ в Новосибирске ? Обратитесь в Work5.


В условиях социально-политического и социально-экономического взаимодействия религиозный конфликт приобретает форму идеологической или политической конкуренции. Выбор темы исследования обоснован тем, что в современном мире религиозные конфликты являются объектом изучения целого ряда междисциплинарных дисциплин, а именно: философии, психологии, феноменологии, социологии, истории и религиоведения. Каждая из этих отраслей знаний рассматривает религиозный конфликт под своим углом, используя собственные методы изучения данного явления. Философия религии рассматривает религиозный конфликт с точки зрения анализа религиозных идей и представлений, доказательств бытия Бога. Данная тема весьма актуальна, направлена на решение разного рода теологических и философских проблем, связанных с историей и современностью. Cтепень разработанности темы. Спорный вопрос о церковно-государственном взаимодействии привлекает внимание историков, теологов, филологов, философов. Наибольшее количество последних работ посвящено истории церковно-государственных отношений: монографии В. А. Алексеева, Н. С. Борисова, Е. А. Вышленкова, А. Николина, М. И. Одинцова, М. В. Шкаровского, Р. Г. Скрынникова, Б. А. Успенского и др. Русские религиозные философы С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, В. В. Зенковский в своих трудах подробно останавливались на социальной роли церкви и социальной сущности государства. Вопрос о влиянии религии на духовно-нравственное развитие общества освещается М. Н. Бессоновым, В. Н. Бондаренко, И.М. Бочаровой, Ю. Б. Козлова, Л. К. Курочкин, Л. А. Морозова, В.С. Полосин, Д. В. Поспеловский. Таким образом, теоретико-методологическую основу исследования составили философский анализ церковно-государственных отношений, историзм и принципы сравнения. В последнее время появились дипломные и исследовательские работы, содержащие анализ вопроса отношения РПЦ к новым религиозным движениям, вызывает большой интерес (Т.А. Бажан, Л.И. Григорьева, В.Н. Рагузин, В.А. Вовченко). Но, несмотря на большой интерес к проблеме, вопрос религиозного раскола изучен недостаточно. Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XX в. по настоящее время. Цель исследования: проанализировать мировоззренческие аспекты религиозного раскола в русской православной церкви конца XX — начала XXI века. Задачи исследования:  рассмотреть понятие и специфику религиозного конфликта;  дать общую характеристику расколов;  проанализировать изучение и оценку расколов РПЦ обозначенного периода в трудах религиозных исследователей;  выявить политический аспект церковных разделений;  описать социально-философские аспекты конфликта;  представить богослово-философский аспект религиозного конфликта. Объект исследования: церковно-государственные отношения в российском обществе. Предмет исследования: мировоззренческие аспекты религиозного раскола в РПЦ. Методы исследования: философский анализ церковно-государственных отношений, позволяющий рассмотреть их динамику и эволюцию; принцип историзма, позволяющий продемонстрировать необходимость церковно-государственного единства в условиях демократизации общества; принцип сравнения, позволяющий выявить особенности церковно-государственных отношений в XXI веке по сравнению с предыдущим периодом. Доклады по теме исследования были представлены на X международной научной конференции «Социология религии в обществе Позднего Модерна: религия и ценности» Белгородского государственного национального исследовательского университета. Практическая значимость исследования: данное исследование может быть использовано для университетов, преподавателей и студентов. Настоящее исследование сфокусировано на анализе церковно-государственных отношений Русской Православной Церкви (РПЦ), поскольку на первых порах она доминировала на протяжении всей истории российского государства и имеет опыт культурного взаимодействия - РПЦ - самая большая и влиятельная современная религиозная организация не только в России, но также в Беларуси и Украине. Таким образом, его связи влияют на всю текущую церковную политику в этой стране и соседних странах. Еще более актуально рассмотрение отечественного традиционного института (хранителя русского языка, менталитета, культуры в целом) в период массового информационного проникновения западных ценностей приоритета материального благополучия и становления нового общества потребления. Новизна: в исследовании комплексно и полно представлена модель форм социокультурного взаимодействия церкви и государства на примере Русской Православной Церкви конца XX — начала XXI века. Источниковая база исследования. Первую (и основную) группу источников составили работы, непосредственно посвященные истории церковно-государственных отношений и расколу Русской Церкви второй половины XVII в. Эти труды представлены монографиями, диссертациями, отдельными статьями, тезисами научных докладов на различных конференциях и симпозиумах. Аналитики много писали о Православной церкви в постсоветской политике, в целом подчеркивая возрождение не только народной религиозности, но и институциональной власти. Важно осознавать особенности религиозности, разнообразие православных взглядов и пределы патриархальной власти. В главе первой предложено теоретическое обоснование церковных расколов конца XX — начала XXI вв. на примере религиозной схизмы Украины, Белорусии, Эстонии. Описано понятие религиозного конфликта, а также рассмотрена специфика религиозного конфликта. Представлена общая характеристика расколов. Приведена оценка расколов РПЦ конца XX — начала XXI вв. в трудах религиозных исследователей. В главе второй осуществляется анализ мировоззренческих оснований раскола XX–XXI вв. Политический аспект церковных разделений изучен на основе церковных конфликтов, которые имеют сложные корни, начиная от клерикальных вопросов и кончая политическими и межличностными. Был проведен анализ социально – философских аспектов конфликта, а также аргументирован богослово-философский аспект религиозного конфликта. Расширено понятие о том, что история представляет непрекращающийся конфликт между философией и религией и что этот конфликт сохраняется и сегодня, несмотря на неоднократные попытки примирения, как неизлечимое внутреннее противоречие духа. Причина этого конфликта кроется в одной и той же близости, на самом деле идентичности природы философии и религии. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
Сделан вывод об острой необходимости перехода церковно-государственных отношений из политической в социальную и культурную сферы. В рамках формирующегося гражданского общества церковь должна взаимодействовать не только с государством, но и с общественными организациями, участвовать в образовательных и культурных мероприятиях, благотворительных акциях, заниматься экологической, миротворческой деятельностью и другими видами социальной работы. Были введены более широкие представления о церкви и государстве. Церковь — это не чисто материальное учреждение людей, но также духовный социальный институт, обеспечивающий нравственную чистоту и направленный на организацию, координацию и контроль над человеческими жизнями и деятельностью. Государство — это не только институт принуждения и принуждения, но и сообщество духовно симпатичных людей, формирующее жизненный нравственный ориентир. Цель церкви - вечное спасение людей через их нравственное и духовное руководство; забота государства - обеспечить благополучие на земле, защитив от проступков. Модель сотрудничества предполагает диалог, партнерство и «совместную работу». Современные церковно-государственные отношения должны основываться на культуре диалога и сотрудничества. Модель сотрудничества характеризуется другим принципом разделения, то есть религиозное и светское разделены, но взаимодействуют и сотрудничают. Государство берет на себя обязательство защищать верующих традиционных конфессий, сотрудничает с ними в различных общественных сферах и предоставляет основные гражданские права менее распространенным религиозным общинам. Эти взаимоотношения регулируются конституционными положениями, а также соглашениями с церквями и религиозными объединениями. Такая модель функционирует в большинстве стран Восточной Европы: Великобритании, Италии, Испании, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии. Идеальной формой церковно-государственных отношений является «симфония властей», которая подразумевает взаимное сотрудничество, поддержку и ответственность церкви и государства без вмешательства в частную компетенцию другого. В настоящий момент церковно-государственные отношения должны строиться в соответствии с идеей «симфонии сил» в форме модели сотрудничества. Модель сотрудничества церковно-государственных отношений предполагает диалог, партнерство и «коворкинг». Нынешняя ситуация в России способствует установлению модели сотрудничества, хотя некоторые важные вопросы должны быть решены. Необходимо определить наиболее авторитетную религию (или религии), оказать им государственную поддержку и определить правовой статус церкви, возможно, дополнить государственные законы каноническим правом. Некоторые решения проблемы можно найти в наследии прошлого нашей страны. История Российской Империи содержит ценный опыт сосуществования Русской Православной Церкви с другими конфессиями и государственного регулирования этого вопроса. Россия всегда была многонациональным и многоконфессиональным государством, в котором РПЦ имела статус государственной религии до революции 1917 года. Все субъекты, принадлежащие к национальным религиозным конфессиям, пользовались свободой вероисповедания, но внутри этой свободы существовала определенная иерархия. В настоящее время церковь выступает как социальная сила, идеология и культурная ценность, она вступает в дебаты и диалог с властями, она не апеллирует и не умоляет, а лоббирует наряду с улучшением своего экономического положения и увеличением народного влияния.
Читать дальше
1. Алов А. А. Мировые религии [Текст] / А. А. Алов, Н. Г. Владимиров, Ф. Г. Овсиенко. — М.: Приор, 1998. — 480 с. 2. Вейгель Д. Религия и мир: сложный аргумент.- The Washington Quarterly, Spring, 2019. – 289 с. 3. Гараджа В.И. Религиоведение. – М., 2016.-378 с. 4. Гараджа, В. И. Социология религии [Текст] : учебное пособие для вузов / В. И. Гараджа. — Изд. 4-е, перерб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2012. — 304 с. 5. Гуревич, П. С. Религиоведение [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — 3- е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2014. — 573 с. 6. Данильян, О. Г. Религиоведение [Текст] : учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2013. — 334 с. 7. Ивлева В. И. Причины возникновения новой религиозности и деструктивное влияние новых религиозных движений на современное российское общество // Манускрипт. 2016. №7-1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknoveniya-novoy-religioznosti-i-destruktivnoe-vliyanie-novyh-religioznyh-dvizheniy-na-sovremennoe-rossiyskoe-obschestvo/ (дата обращения: 03.04.2021). 8. История религии [Текст] : учебник для бакалавров : [в 2 томах] / под ред. И. Н. Яблокова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, Б.г. — Т. 1. – 525 с.; Т. 2. – 782 с. 9. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение – Ростов-на-Дону, 2018.-489 с. 10. Красников, А. Н. Методологические проблемы религиоведения [Текст]: учебное пособие / А. Н. Красник. – М.: Академический проект, 2017. – 231 с. 11. Лекции по истории религии: Учебное пособие / А. Л. Буряковский, М. А. Родионов, М. Ю. Смирнов и др.; Науч. ред. А. Н. Типсина. — СПб.: Лань, 1997. — 270 с. 12. Лобазова, О. Ф. Религиоведение: учебник [Текст] / О. Ф. Лобазова; под общ. ред. В. И. Жукова. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 488 с. 13. Лучшева Л. В. Религиозные отношения и религиозный конфликт // ВЭПС. 2017. №4. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-otnosheniya-i-religioznyy-konflikt (дата обращения: 03.04.2021). 14. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.-Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html/ (дата обращения: 05.03.2021) 15. Павловский, В. П. Религиоведение [Текст]: учебник / В. П. Павловский, Н. Д. Эриашвили, А. В. Щеглов. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 353 с. 16. Писманик, М. Г Религиоведение: учебное пособие [Текст] / М. Г. Писманик. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 412 с. 17. Почему Русская православная церковь поддерживает борющегося с войной лидера Беларуси?. - Режим доступа: https://freedomhouse.org/article/why-russian-orthodox-church-supporting-belaruss-embattled-leader/ (дата обращения: 26.03.2021) 18. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и совр. религии : Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. — М.: ЦЕНТР, 1997. — 238 с. 19. Религия в жизни России, ВЦИОМ, 6 сентября 2016 г.-Режим доступа: http://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2016/2016-09-06-rpu.pdf /(дата обращения:06.03.2021) 20. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / [Е. В. Меньшикова и др.]; под ред. И. Н. Яблокова. — Москва: Юрайт, 2012. — 479 с. 21. Религиоведение: учебн. пособие для студентов вузов / В.П.Павловский, Н.Д.Эриашвили, А.В.Щеглов. – М., 2010.- 324 с. 22. Религиоведение [Текст]: энциклопедический словарь / под ред. А.П. Забияко. – М.: Академический проект, 2006. – 1256 с. 23. Уильямсон Р. Религиозный фундаментализм как угроза миру: два исследования.- Исследования жизни и мира, 2018.- 478 с. 24. Хантер Дж. Дэвисон. Культурные войны: борьба за определение Америки. - Нью-Йорк, 2019.- 369 с. 25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - Нью-Йорк: Иностранные дела, 2018.-578 с. 26. Языкович, Р. В. Религиоведение. Ответы на экзаменационные вопросы [Текст] / Р. В. Языкович. – М.: ТетраСистемс, 2012. – 112 с. 27. Akhmedov R.M. The State and Church in the Russian Society of XX Century: historic and legal research/ PhD Thesis (Law) – Kazan, 2001.-171pp. 28. Bercovitch J., Jackson R. Conflict Resolution in the Twenty first Century; Principles, Methods and Approaches. - USA: University of Michigan Press, 2009. - 240 p. 29. Ever More Russians are Skeptical About Growing Role of Religion in Society, TASS.- Режим доступа:http://tass.ru/en/russia/810890/ (дата обращения: 26.03.2021) 30. Defender of the faith? How Ukraine’s Orthodox split threatens Russia.-Режим доступа: https://ecfr.eu/publication/defender_of_the_faith_how_ukraines_orthodox_split_threatens_russia/ (дата обращения: 06.03.2021). 31. Eliade M. Sacred and Profane / Translated frоm French, foreword and comments by Garbovskiy N.K. – Moscow: MGH, 2019. – 144 p. 32. Fakhrutdinova A.V. The Role of Tradition in the Spiritual and Moral Development of a Citizen (Text)/ A.V. Fakhrutdinova , L.A. Vybornova // Educational Environment Today: Development Strategies: the Proceedings of II International Research and Practice Conference(Cheboksary, May 29, 2015)/editorial board: O.N. Shirokov.- Cheboksary: “Interactiv Plus”, 2015.-P.143-145. 33. Katin V.I. The Church and the State in Russia: Political Lessons and Conclusions// Bulletin of Saratov State Law Academy. State and Law. Legal Sciences, Vol.5.- 2019.-P.18-23. 34. Katin V.I. Typology of Relationship Between Church and State // Bulletin of Irkutsk State University. Political Science. Religion Studies. Vol.13.- 2015.- P.181-185. 35. Khayrutdinov R.R. Anti-Religious Politicy in Tatarstan and Liquidation of Places of Worship in the Early Twenties of the XXcentury//Studies of Kazan State University, 2009. Vol. 151. Is.2.Part 2. Human Sciences. - P.175. 36. Kozlova Yu. B. The issues of Orthodox Impact on the Spiritual and Moral Processes in the Russian Society. - PhD Thesis (Philosophy) – Ufa, 2000.- 489 р. 37. Kozlov, V. Over 50% of Russians Approve of Orthodox Church Role in State Politics, Russia Beyond the Headlines, http://rbth.com/politics_and_society/2016/02/26/over-50-of-russians-approve-of-orthodox-churchrole-in-state-politics_571197, 26 February 2016/ (дата обращения: 26.03.2021) 38. Laurence P. Orthodox Church split: Five reasons why it matters. By BBC News. 17 October 2018. – Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-europe-45877584/ (дата обращения:06.03.2021) 39. Mefodeva M.A., Fakhrutdinova A.V., Zakirova R.R. (2016). Moral Education in Russia and India: a Comparative Analysis. - Social Sciences 2016,11(15) - P.3765-3769. 40. Odintsov M.I. 7 Decades’ Way: From Confrontation to Cooperation: On the Way to Freedom of Conscience. – Moscow, 2019. - P.51-57. 41. Polosin V.S. ROC and the State (international, legal and political aspects, 1971-1991). PhD Thesis (Political Science) – Moscow, 2019. – 148 p. 42. Pospelovskiy D.V. The Russian Orthodox Church in XX Century – Moscow, 1995. – P. 106. 43. Stanley, A., Putin, in Rome, Hints at Progress Toward Papal Visit to Russia, The New York Times.- Режим доступа: http://www.nytimes.com/2000/06/07/world/putin-in-rome-hints-at-progress-toward-papal-visit-torussia.html/ (дата обращения: 26.03.2021) 44. Sidorov V.P. The Social and Political Doctrine of The Russian Orthodox Church. – PhD Thesis (Philosophy). - Saint-Petersburg, 2019.- 258 р. 45. Stolyar A. State and Church: According to the Law and “As a Matter of Fact” // Domestic Notes. – 2018. – № 1.-Р.47-50. 46. Uspenskiy B.A. The Tzar and Patriarch: Charisma of Authority in Russia. Byzantine Model and Its Russian Rethinking. – Moscow, 2019. – 676 p. 47. Vasilieva O.Yu The Russian Orthodox Church in the Soviet State Policy in 1943-1948. - Moscow.: RAS, 2019. - 212p. 48. Zenkovskiy V.V. The Basics of Christian Philosophy. – Moscow, 2019. – 560 p. 49. The DCER Secretariat for Inter-Christian Relations, The Russian Orthodox Church Department for External Church Relations. -Режим доступа: https://mospat.ru/en/department/sekretariat-3/ (дата обращения: 26.03.2021) 50. Zolotov A., How the Pope-Patriarch Declaration may Impact Russian Foreign Policy, Russia Direct. - Режим доступа: http://www.russia-direct.org/analysis/how-pope-patriarch-declaration-may-impact-russian-foreign-policy/ (дата обращения: 26.03.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Освободительная миссия Красной Армии в Великой Отечественной войне глазами современной историографии»
Количество страниц:
70
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Психологические основы организации совместной деятельности в школьном образовании
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Правоохранительные органы,обеспечивающие государственную безопасность:система и компетенция
Количество страниц:
34
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Правоохранительные органы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image