Введение 3
1. Теоретические основы формирования государственного долга 5
1.1. Экономическое содержание, функции и классификация государственного долга 5
1.2. Основы управления государственным долгом 8
1.3. Социально-экономические последствия государственного долга 15
2. Государственный долг как инструмент экономической политики России 17
2.1. Анализ внешнего долга Российской Федерации 17
2.2. Оценка современного состояния внутреннего долга РФ и его влияния на развитие экономики России 19
2.3. Основные направления совершенствования рыночного механизма управления государственным долгом 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение 1 32
Читать дальше
В заключении работы подведем ряд итогов по тематики работы.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации «государственный долг – это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». Государственные займы являются основной формой государственного кредита и характеризуются тем, что временно свободные денежные средства предприятий, организаций и населения привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета через выпуск и реализацию государственных ценных бумаг.
Систему управления государственным долгом стоит рассматривать как взаимосвязь бюджетных, финансовых, учётных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга. Управление государственным долгом является одним из ключевых направлений макроэкономической политики государства. Так, с одной стороны, он является толчком для экономического роста, способствует укреплению международного авторитета (при своевременном выполнении долговых обязательств), стимулирует поступление инвестиций.
Внешний долг Российской Федерации имеет динамику снижения за анализируемый период, значительно уменьшился за 2015-2016 год на 4353,4 млн. долл. США, за 2019 г. эта тенденция привела к 49156,5 млн. долл. США, что на 6637,7 млн. меньше, чем в рекордном 2014 г. Россия находится в ситуации обострённых внешних дипломатических и экономических отношений, и отсутствие новых внешних обязательств в этой ситуации можно рассматривать как затруднённость внешнего кредитования для страны на данном этапе.
Внутренний долг России за исследуемый период постепенно увеличивается, со значительными увеличениями сначала в 2012 г. на 1250,2 млрд. руб., затем в 2014 сразу на 1519 млрд. руб., незначительно сокращался в 2018 году на 756,4 млрд. руб., к началу 2019 года достиг рекордных значений 9176,4 млрд. руб., увеличившись при этом на 1929,3 млрд. руб.
Существование в экономике страны значительных внутренних заимствований является дополнительным фактором, подталкивающим к стабилизации и развитию экономики. Однако, рост государственного долга является причиной одновременного увеличения и расходов на его обслуживание. Увеличение внутреннего долга является менее опасным для экономики страны по сравнению с ростом внешних заимствований.
Управление государственным долгом происходит постоянно, что требует системности и сплочённости. Но, несмотря на эффективную структуру государственных органов по управлению государственным долгом, так или иначе общая система требует развития и усовершенствования из-за постоянно меняющихся внешних и внутренних условий обеспеченья государственного долга.
Долговая политика России сегодня строится на существующих потребностях в ресурсах для реализации задач социально-экономического развития, исходя из чего, и проводятся займы. В этой ситуации важным является обеспечение финансовых интересов России в качестве суверенного. Для достижения данной цели необходимо регулярное присутствие государства на внешних и внутренних долговых рынках, которое должно выражаться в проведении аукционной политики, перманентного информационного взаимодействия с субъектами данных рынков, увеличение доли инвесторов в отечественном инвестиционном секторе, дальнейшей модернизации инфраструктуры долгового рынка России.
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СПС Консультант Плюс.
2. Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. - с. 27-31.
3. Батсайхан Г., Хам Ю.Ю. Государственный долг: причины образования и социально-экономические последствия // E-Scio.- 2018. -№ 6. – С. 1 – 4.
4. Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом. Аллея науки. 2018. - Т. 2. № 1 (17). - С. 710-713.
5. Быковская Т.С., Муравлева А.А. Актуальные проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации // Colloquium-journal. – 2019. - № 3(27). – С. 1 – 4.
6. Дунаева К.Д. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние и перспективы // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. № 8(24). – Новосибирск: СибАК, 2019. – с. 73-78.
7. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им. Аллея науки. – 2018. - Т. 2. № 5 (21). - С. 271-274.
8. Кульков В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 375 c.
9. Ларионов И.К. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / Под ред. Ларионов И.К., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2018. - 408 с.
10. Макаров М.С. Оценка динамики внешнего государственного долга за период 2013 - 2019 гг. // Синергия наук. 2019. - № 36. – С. 142 – 145.
11. Макроэкономика: учебник для академического бакалавриата/под ред. А.С. Булатова. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 411 с.
12. Салихов Д. К. Экономическая теория / Д.К. Салихов. – М.: Дашков и ко, 2016. – 174 с.
13. Толмачева Р.П. Экономическая история. Учебник / Р.П. Толмачева. - М.: Дашков и К.; Издание 4-е, 2020. - 464 c.
14. Чепурин М.Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - М.: МГИМО МИД РФ, 2017. - 624 c.
15. Успенская А.А. Анализ эффективности проведения долговой политики в России: проблемы и пути их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Том 9, № 4-1. – С. 186 – 195.
16. Министерство финансов Российской Федерации / Аналитический раздел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: info.minfin.ru/ (дата обращения 27.05.2021).
Читать дальше