ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 5
§ 1.1. Понятие «эмоциональный интеллект» в психологической литературе 5
§ 1.2. Концепции развития эмоционального интеллекта 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 12
§ 2.1. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта 12
§ 2.2. Рекомендации по развития эмоционального интеллекта 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Читать дальше
В результате проведенного изучения сущности эмоционального интеллекта, его признаков и структуры мы можем сделать следующие выводы:
Эмоциональный интеллект - это интегральная категория в структуре интеллектуальной и эмоциональной-волевой сфер личности, сложный, многоуровневый конструкт, включающий в себя: способность понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей, эмпатию, способность к самомотивации.
Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают важнейшими способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обуславливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Поскольку эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, то соответственно управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать.
Развитие эмоционального интеллекта должно базироваться на знании биологических и социальных предпосылок эмоционального интеллекта. Необходимые навыки и знания могут приобретаться в процессе специального обучения, эффективным средством которого является тренинг. По нашему мнению, развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.
Так как на сегодняшний день нет общепринятой концепции эмоционального интеллекта и его структуры, то проведя анализ литературы, мы выделили несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Мэйера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмана Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д. Перечисленные теории с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой противоречат друг другу. Анализ основных исследовательских позиций по обсуждаемой теме позволяет нам сделать вывод о том, что современное состояние вопроса об эмоциональном интеллекте в психологической науке не дает возможности для единой трактовки этого конструкта.
Читать дальше
1. Алешина, А. В. Эмоциональный интеллект. Российская практика / А. В. Алешина, С.Т. Шабанов. – М. : «Манн, Иванов и Фербер». – 2014. – 429 с.
2. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – М. : Сфера, 2014. – 88 с.
3. Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. – СПб. : Речь, 2013. – 288 с.
4. Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н.Андреева // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 57-65.
5. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2014. – 388 с.
6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. – М. : «Манн, Иванов и Фербер», 2013. – 560 c.
7. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность. – М. : Сфера, 2010. – 272 с.
8. Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2014. – № 4. – С. 3-26.
9. Савенков, А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей / А.И. Савенков. - М. : Национальный книжный центр, 2015. - 94 c.
10. Стейн, С. Преимущества EQ: Эмоциональный интеллект и ваши успехи / С. Стейн. - М. : Баланс Бизнес Букс, 2019. - 929 c
Читать дальше