ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ 5
1.1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства 5
1.2. Краткий обзор истории развития пейзажного жанра в живописи 10
Вывод по первой главе 19
ГЛАВА 2. ПЕЙЗАЖНЫЙ ЖАНР НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕНОЙ ШКОЛЕ 20
2.1 Значение пейзажного жанра в художественно эстетическом воспитании школьников 20
2.2 Место пейзажного жанра в программах по изобразительному искусству 22
2.3 Методика обучения рисованию пейзажа в условиях художественной школы 24
Вывод по второй главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Читать дальше
В ходе исследования, основной целью которого было: изучение методики обучения рисованию живописного пейзажа в художественной школе, были решены следующие задачи:
1. Изучен пейзаж как жанр изобразительного искусства;
2. Представлен краткий обзор истории развития пейзажного жанра в живописи;
3. Определено значение пейзажного жанра в художественно эстетическом воспитании школьников;
4. Выявлено место пейзажного жанра в программах по изобразительному искусству;
5. Раскрыта методика обучения рисованию пейзажа в условиях художественной школы.
Изобразительное искусство является одним из важнейших средств формирование культурной, эстетически воспитанной личности. Его преподавание в современной общеобразовательной школе носит системный характер и ведется на основе апробированных учебных программ. В этих программах, разработанных ведущими учеными и педагогами страны, предусмотрено последовательное изучение различных жанров изобразительного искусства, каждый из которых имеет свою художественную специфику и возможности воздействия на эмоции человека.
Обучение пейзажной живописи, прежде всего, преследует развитие творческих способностей детей, формирование основ эстетической восприимчивости красоты живой природы. История пейзажной живописи свидетельствует, что природа своей неповторимой красотой всегда вдохновляла художников. Пейзажному жанру посвящали свои произведения самые выдающиеся мастера живописи. Изучение красоты природы, данной в живописных образах, имеет не меньшее значение для удовлетворения эстетических потребностей человека, понимания красоты мироздания. Поэтому экскурсии музеи, выставочные залы, встречи с художниками расширяют художественных кругозор детей, развивают интерес к художественному творчеству.
Занятия рисованием пейзажа способствуют не только формированию творческих умений и навыков, но и воспитанию в ребенке нравственности, духовности, любви к природе, родной земле. И педагог, проживающий среди гор, ежедневно наблюдающий красоту снежных вершин, не может не думать чтобы создать урок пейзажа в художественной школе и использовать его возможности в развитии чувственной сферы своих учеников.
Уроки пейзажной живописи, будучи свободной, творческой формой сотрудничества юных художников, позволяет учитывать художественные интересы и потребности учащихся, развивать их способности к эстетическому восприятию природы.
Творческое начало пронизывает не только предметы изобразительного искусства, но и многие другие дисциплины, и это создает условия для восприятия мира с позиции прекрасного. Поэтому развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства носит универсальный характер и это еще раз подчеркивает важность серьезного изучения дисциплин художественно-эстетического цикла в художественной школе.
Читать дальше
1. Аксенов Ю.А. Цвет и линия. 2-ое исправленное и дополненное. - М.: Художник, 2016.- 144 с.
2. Алиева А.Р., Данашев М.Х. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебная программа и методические рекомендации. – Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2019. – 341 с.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2016.- 240 с.
4. Васильев А.А. Живопись пленэра. – Краснодар, Луч, 2018.- 220 с.
5. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Владос,2018. – 104 с.
6. Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа. – СПб.: Питер, 2016.- 170 с.
7. Виннер А.В. Материалы и техники живописи советских мастеров. - М.: Художник, 2017.- 98 с.
8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.: Издательство В. Шевчук, 2016.- 247 с.
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Издательство В. Шевчук, 2018. – 274 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987.- 410 с.
11. Живопись: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2016. – 241 с.
12. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. – М.: Просвещение, 2017.- 201 с.
13. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: 1. Суриков. 2.Врубель. 3.Петров-Водкин. – М.: Изобразительное искусство, 2016.- 310 с.
14. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 2018. – 101 с.
15. Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для студентов. – М.: АГАР, 2017.- 100 с.
16. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1988.- 271 с.
17. Ловягин Б.Т. Основы пейзажа. – М.: Владос, 2017. – 224 с.
18. Маслов Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2016.- 174 с.
19. Микрюков А.М. Пейзажная живопись .- М.: Наука, 2018. – 310 с.
20. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2017.- 102 с.
21. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1- 4 кл.: пособие для учителя – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016.- 174 с.
22. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2016. – 145 с.
Читать дальше