В процессе младшего школьного возраста происходит усвоение основных принципов здорового питания и здорового образа жизни в целом, которыми учащиеся будут руководствоваться в последующие возрастные периоды. Здоровый образ жизни – это система определенных нормативов, направленных на укрепление здоровья, усиление защитных сил организма для того, чтобы обеспечить высокую трудоспособность человека и способствующих достижению активного долголетия. Реализация каждого из девяти компонентов здорового образа жизни (поддержание двигательной активности, сохранение психологического здоровья, рациональное питание, тренировка иммунитета, наличие четкого режима жизни, отказ от вредных привычек, выполнение требований гигиены, предупреждение опасных ситуаций) оказывает последовательное влияние на все стороны человеческой жизнедеятельности. Формирование представлений о здоровом питании осуществляется посредством создания системы, в которой максимально уменьшается действие факторов риска неправильного пищевого поведения, создаются условия для выбора здоровых продуктов питания и формирования правильных пищевых привычек, которые способствуют активной жизнедеятельности людей, целенаправленной деятельности, связанной с сохранением и укреплением собственного здоровья.
Своеобразие применения дидактической игры во внеурочной деятельности в начальной школе обусловлено ее следующими свойствами и качествами: рациональное сочетание дидактических и игровых задач, а также определенные виды организации игровой деятельности и формы организации взаимодействия взрослого с учащимися. Особенности осуществления руководства педагога дидактическими играми, направленными на формирование представлений о правильном питании, находятся в прямой зависимости от возрастных особенностей учащихся. Соответственно, процесс организации и руководства дидактическими играми в каждой возрастной группе должен осуществляться индивидуально, а также с учетом личностных особенностей учащихся определенной возрастной группы. Так, у многих учащихся младшего школьного возраста процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения, а применение наглядности производит более значимое воздействие по сравнению со словесным. Для учащихся младшего школьного возраста, как правило, свойственно также наличие значительного игрового опыта и достаточно развитого мышления, позволяющего воспринимать исключительно словесное объяснение игровых действий. Таким образом, правильная организация и руководство дидактическими играми, а также осознание и использование значимости игровой деятельности в процессе внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста позволяет раскрывать и эффективно применять огромные воспитательные и образовательные возможностей для формирования представлений о здоровом питании.
В качестве результата обучения (в отношении вопросов формирования представлений о здоровом питании) в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе является:
- достаточное понимание учащимися необходимости придерживаться принципов здорового образа жизни;
- сформированность знаний о строении человека, об особенностях сохранения и укрепления здоровья;
- сформированость правил рационального питания, соблюдения личной гигиены и правил безопасного пищевого поведения.
В то же время, необходимо обращать внимание на то, что формирование определенных поведенческих реакций, связанных с культурой здорового питания, подразумевает работу с пищевыми привычками, сформированными в семьях учащихся. Формирование у учащихся представлений о здоровом питании усилиями одной только школы не могут привести к достижению необходимых результатов в виде устойчивого поведения, так как существует необходимость учета семейного контекста, в рамках которого происходит большая часть развития учащегося. Таким образом, к работе по формированию представлений о здоровом питании среди учащихся младшего школьного возраста необходимо активное привлечение родителей учащихся.
Значимость применения дидактических игр в формировании представлений о правильном питании у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что данный возраст является наиболее подходящим для формирования представлений, усвоению больших объемов информации, выработке фундаментальных жизненных ориентиров и стереотипов. Успешность формирования представлений о здоровом питании во многом определяет целенаправленная систематическая воспитательная и образовательная работа в процессе внеурочной деятельности, согласованное взаимодействие специалистов, учащихся и их родителей, где в качестве инициатора и координатора выступает педагогический коллектив школы. Реализация дидактических игр, направленных на процесс эффективного формирования представлений о здоровом питании у детей младшего школьного возраста предполагает, что в процессе воспитания и обучения детей соблюдаются следующие условия:
- в процессе деятельности по формированию представлений о здоровом питании у младших школьников применяются разнообразные виды дидактических игр;
- в процессе внеурочной работы по формированию представлений о здоровом питании задействованы различные виды деятельности учащихся, а также активно используются ситуации совместной деятельности детей и взрослых;
- формирование у учащихся младшего школьного возраста представлений о здоровом питании происходит последовательно, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Таким образом, процесс формирования представлений о здоровом питании у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности происходит посредством усвоения детьми знаний и развития у них представлений, а также создании условий их реализации в процессе повседневной жизни посредством доступных для ребенка способов.