Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования монологической речи 7 1.1 Понятие связной устной речи 7 1.2 Характеристика монологической речи 16 1.3 Особенности формирования монологической речи у младших школьников с легкой формой умственной отсталости 23 Выводы по 1 главе 31 Глава 2. Изучение особенностей формирования монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью (по данным экспериментального исследования) 34 2.1 Цель и задачи экспериментального исследования 34 2.2 Организация исследования 36 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42 Выводы по 2 главе 42 Заключение 45 Список литературы 48

Особенности формирования монологической речи у младших школьников с умственной отсталостью

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
84% уникальность
2021 год
53 просмотров
Вагнер А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования монологической речи 7 1.1 Понятие связной устной речи 7 1.2 Характеристика монологической речи 16 1.3 Особенности формирования монологической речи у младших школьников с легкой формой умственной отсталости 23 Выводы по 1 главе 31 Глава 2. Изучение особенностей формирования монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью (по данным экспериментального исследования) 34 2.1 Цель и задачи экспериментального исследования 34 2.2 Организация исследования 36 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42 Выводы по 2 главе 42 Заключение 45 Список литературы 48
Читать дальше
Монологическая речь довольно сложный процесс и ее развитие требует больших энергозатрат со стороны как специалистов, так и ребенка. Самостоятельно рассказывать о себе, окружающем мире сложно не только школьнику, но и взрослому. Оценивая речь не только с точки зрения просодической стороны, можно судить о сложном психическом процессе, который формируется задолго до рождения.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по финансовому менеджменту. Вы находитесь на нужном сайте! У нас работают настоящие мастера по написанию курсовых работ.


На развитие речи в целом влияют как физиологические, так и педагогические факторы. Целостные структуры головного мозга позволяют в полном объеме освоить монологическую речь. Если же наблюдается органическое поражение головного мозга, то освоение любых сторон языка становится затруднительным, даже с помощью специалистов. Школьное обучение становится для детей с нарушением интеллекта проблематичным, речевое развитие имеет различные степени недоразвития, что требует постоянного контроля со стороны взрослых. Актуальность проблемы развития монологической речи у детей школьного возраста с умственной отсталостью связана с необходимостью общения с окружающими, положительной адаптации среди сверстников и общества в целом. Судя по статистическим данным, проведенным за последние пять лет, тенденция увеличения детей с умственной отсталостью нарастает. Об этом говорят переполненные школы для детей с нарушением интеллекта, кроме того, открываются классы для детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательных школах. А значит дети будут общаться не только между себе подобными, но и с нормотипичными детьми. Окружающие не всегда могут понять речь, произносимую ребенком с умственной отсталостью, не только из-за ее звучания, но и из-за аграмматизмов и других несоответствий в произношении. Возникает потребность в общении, которую необходимо реализовать во что бы то ни стало. Иначе происходит непринятие личностью коллективных норм, что приводит к дезадаптационным процессам. Неумение выстраивать контакты между сверстниками у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит как к внутренним конфликтам, так и внешним. Это проявляется через агрессию, замкнутость, депрессивные состояния. Поэтому так важно научить детей выстраивать связные монологические высказывания, обращенные к собеседнику, будь то взрослый или ребенок. Проблема развития монологической речи рассмотрена в работах А.Р. Лурия, Л.А. Дологова, А.А. Леонтьев. Вопросы развития детей с интеллектуальными нарушениями рассмотрены в работах М. Монтессори, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина (именно его теория поэтапного формирования умственных действий помогает гармонично строить процесс обучения). Особенно значимой темой развития речи является в системе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, когда нарушены все психические процессы, в том числе развитие мышления и речи. Ребенок с умственной отсталостью не отличается самостоятельным мышлением, достичь цели он не может без поддержки взрослого. Поэтому так важно начать систему развития речи ребенка с интеллектуальной недостаточностью как можно раньше. С рождения, если есть показания специалистов после обследования на наличие органического поражения головного мозга. Либо с момента обнаружения проблемы в процессе наблюдения и сравнения со сверстниками, которые не имеют отклонений в развитии. Грамотно выстроенная работа по формированию связной речи, как диалогической, так и монологической, способна сгладить различие между языком сверстников и ребенка с нарушением интеллекта. В рамках изучения монологической речи у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, используют методики, которые позволяют отследить динамику развития связного выражения мысли с помощью языка. Предметом исследования является – особенности монологической речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Объект исследования – процесс формирования монологической речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Гипотеза – предположим, что в связной монологической речи у детей с интеллектуальным нарушением по типу легкой умственной отсталости будут присутствовать искажения звучания, понимания, грамматические несоответствия. Целью исследования является изучение особенностей формирования монологической речи у младших школьников с умственной отсталостью. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблемам формирования монологической речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью. 2. Подобрать диагностический материал для изучения монологической речи у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. 3. Сформулировать критерии количественно-качественной оценки результатов исследования. 4. Провести обследование и проанализировать полученные результаты Для исследования использовались такие методы: - теоретические: изучение методической, научной, научно-популярной литературы; - организационные: сравнительный (дети с умственной отсталостью сравниваются с нормально развивающимися сверстниками); - эмпирические: наблюдение, вербально-коммуникативные методы (беседа, рассказ), анализ процесса и продуктов жизнедеятельности (рисунки, рабочие тетради по русскому языку и литературе); - методы и приемы обработки эмпирических данных: качественная характеристика полученных данных; - интерпретационные методы: структурный, заключающийся в анализе межсистемных связей. Теоретическая значимость работы: расширение знаний о специфике развития монологической речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Практическая значимость: подбор универсальных методов, позволяющих эффективно формировать процесс запуска монологической речи у младших школьников, имеющих органическое поражение головного мозга и обучающихся по адаптированной программе для школ VIII вида. Работа состоит из введения, двух глав (теоретического и эмпирического характера), заключения, списка литературы.

Читать дальше
Связная речь играет немаловажную роль для коммуникативной среды младших школьников. Чем больше подготовлен ребенок к рассказыванию, тем комфортнее ему будет находиться в среде сверстников. Для монологической речи характерно выступление в виде текстового звучания от одной личности, речь в форме монолога должна быть обращена чему-либо, иметь законченный вид, создавать значимость. Каждому монологу предшествовала диалогическая речь, которая была стимулирована межличностным взаимодействием двух участников процесса общения. Так может речь переходить из монологической во внутреннюю диалогическую. При поражении головного мозга страдают все сферы жизни, в том числе и речевая функция. Для детей с интеллектуальными нарушениями, обусловленными физиологически, характерна сглаженность процессов монолога, речь немногословна, эмоционально не окрашена, а слова замещаются на более простые формы. Определив ключевые особенности развития связной речи у интеллектуально сохранных детей, была сделана выборка специфики развития речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Многие показатели, кстати, нашли отражение в методически организованных процессах. Первая глава теоретически доказала процесс развития монологической речи у младших школьников и ее семантический анализ на предмет выявления сходства и различия у нормотипичных детей с нарушением интеллекта. Вторая на практическом уровне доказала особенности развития монологической речи. Подобранные диагностические методики помогли точно определить особенности становления речи у детей с нарушением интеллекта. Так для них характерна фрагментарность, неосознанность, скудность словаря, нет экспрессивных суждений, старается заменить слова на более простые словоформы, а значит речь бедная и скудная. Таким образом речь детей с интеллектуальными нарушениями связана с органическим поражением головного мозга, в следствие чего страдают все компоненты личности, в том числе и речевая функция. Для таких детей характерна скомканность мыслительных операций, а значит и речь будет нести несистематизированный разрозненный характер. Дети растут, речь становится главным источником коммуникации, а значит необходима систематическая работа над формированием монологического высказывания у детей с нарушением интеллектуального развития. Изучение детских личных дел и рабочей документации учителя, позволила сформировать определённые представления о способностях детей с интеллектуальной недостаточностью. Здесь особую роль играет воспитание в ближайшем окружении, где ребенок проводит большую часть жизни. И если это семейное воспитание, где проводят пропедевтическую работу с ребенком, то и результаты освоения норм языка выше. Что не скажешь о тех детях, которые воспитываются в условиях неполной неблагополучной семьи, где главным являются приоритеты взрослых, а не ребенка. Гипотеза, выдвинутая в исследовательской работе об искажении звучания, понимания, аграмматизмы в речи, полностью доказана на примере диагностических методик во время рассказывания по сюжетным картинкам. Цель в работе достигнута, были получены данные по особенностям формирования монологической речи у школьников с умственной отсталостью. Задачи, которые ставились перед исследованием, оправдали свое содержание, а именно благодаря изученной литературе об особенностях формирования монологической речи были подобраны соответствующие методики исследования монологической речи, а главное, созданы условия, которые будут способствовать в дальнейшем развитию связной речи. Практическая значимость хорошо отображена в параграфе исследования, где имеется диагностический материал с правильными методическими инструкциями, которые можно использовать в работе с детьми младшего школьного возраста. Теоретическая значимость работы еще раз доказывает, что при планировании системы обучения необходимо использовать как научно-методическую литературу. Так и карты развития ребенка и рабочую документацию специалистов. Ведь только комплексное вмешательство способно сделать результат выше и положительнее. Таким образом, монологическая речь у младших школьников требует постоянной поддержки со стороны взрослых, не всегда справляются опорные схемы. Развитие коммуникативных навыков напрямую зависит от индивидуального типа поражения центрального нервного узла – головного мозга. Именно поэтому используются различные методики формирования речевой деятельности. Но самым первоначальным как обучающим. Так и диагностирующим методом является методика «составь рассказ по серии сюжетных картин». Это могут быть как две картинки. Так и весемь.  
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений . -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 400 с. 2. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. - 2011. - №4. - С.35-39. 3. Баранов, С.П. Болотина, Л.Р., Сластенин, В.А. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2017. - 368с. 4. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – С-Пб.: - Питер, 2016. - 298с. 5. Бине, А., Симон, Т. Ненормальные дети. [Текст: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков. - СПб., 2018. - 418 с. 6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред.А.М. Матюшкина /- М.: Педагогика, 2016. - 368 с. 7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2018. -218с. 8. Гейльман И.Ф. Знакомьтесь: Ручная речь . -- М.: Загрей, 2001. 172 с. 9. Гель­гардт Р. Р. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания) // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Калинин, 2019. Т. 2. Вып. 1. – 357 с. 10. Глухов, В.П., Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / - М.: Изд-во: АСТ, 2007. - 318 с. 11. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура / Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с. 12. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе / Н.И. Жинкин. - М.: Знание, 2018. -204с. 13. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / - Советская педагогика, 2017 - № 6, 22с. 14. Жулина Е.В. Методика (специальная) преподавания русского языка в специальной коррекционной школе VIII вида. —— Нижний Новгород.: Изд-во НОДНП, 2014. — 300 с. 15. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / - Москва - Воронеж, 2001. - 320с. 16. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи: монография / Д.И. Изаренков. - М.: Русский язык, 1981. - 136 с. 17. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство — СПб.: Речь, 2003. — С. 3-195 18. Корниенко, Н. В. Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями / Н. В. Корниенко, Е. П. Проскурякова, С. П. Шумова. — // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 43-46. 19. Кудрявская Д.П. Специфические особенности связной речи школьников с интеллектуальными нарушениями // Символ науки, 2016, № 12. – С. 208-211 20. Ладыженская Т.А. Речь, речь, речь. – М.: - 2017. – 387 с. 21. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: Методическое пособие для учителя-логопеда. - М.: Владос, 2001. - 224 с. 22. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Педагогика, 2000. -218с. 23. Лебедева И.Н. Связная речь: речь в общении и речь в деятельности // Специальное образование, 2011, № 2. – С. 88-98 24. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.- 480 с. (Библиотека учителя-дефектолога). 25. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. — 311 с. — (Библиотека учителя- дефектолога). 26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 680 с. 27. Лурия, А.Р. Язык и сознание / Под редакцией Е.Д. Хомской - М: Изд-во Моск. ун-та, 2019 - 320 с. 28. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -- СПб.: Речь, 2006. - 400 с. 29. Мишечкина, Н. А. Разбор понятия «устная монологическая речь» / Н. А. Мишечкина. // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 370-373. 30. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук России.— М.: Педагогика, 2019. — 208 с. 31. Основы специальной психологии / Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 480 с. 32. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 2015 г. - 343 с. 33. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников/ Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2012. - 160 с. 34. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, 2019. - 526, [1] c. 35. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Пособие для логопеда / Каше, Г.А. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 171 с. 36. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред. Н.С. Рождественского. - М., 2019. – 357 с. 37. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2018. - 192 с. 38. Русский язык и культура речи / учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М. : Инфра-М, 2009. - 240 с. 39. Скалкин, В. Л. Обучение монологическому высказыванию / пособие для учителей / В. Л. Скалкин. – Киев, 2013. – 196с 40. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с. 41. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопедия. Учебное пособие для вузов -- Нижний Новгород.: Изд-во НГПУ, 2010. - с. 389. 42. Удовиченко З.Г. Развитие навыков монологической речи // Науки об образовании, № 2, - 2021. – С. 168-176 43. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний / Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 2015. - 18 с. 44. Федина В.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения. Пособие для студентов специальностей 031800 (логопедия) и 031700 (олигофренопедагогика) -- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. – 516 с. 45. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / В. Ф. Шалимов. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 341с 46. Шахнарович, А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся / А.М. Шахнарович. – М.: Просвещение, 2018. – С.16-18. 47. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2015. — 477 с. 48. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения, 2016. - 188 с. 49. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 2017, № 4, с. 6—20 50. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / М., Изд-во АПН, 2017. - 335 с. 51. Юртаев, С. В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку / С. В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ, 2009. - 206 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Роль УЦП в современной экономике
Количество страниц:
15
Оригинальность:
53%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Управление
реферат
Возникновение и развитие сточных вод как область технических наук
Количество страниц:
22
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экология
курсовая работа
Зрительный поиск при синдроме неглекта
Количество страниц:
37
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image