После принятия христианства письменные документы в Древней Руси были довольно распространены. Определенную роль играют различные документы: Дипломатические акты - в дипломатических отношениях с другими странами, административные акты - в управлении русской землей, договоры между князьями - сотрудничество, совместные военные действия против врага, уставы о предоставлении земли или привилегий, Предоставление права собственности или распоряжения землей, сбор налогов и т. д., уведомительное письмо лицам, выезжающим в другие страны (дипломатам, бизнесменам).
Письменность широко распространена не только в правящем классе, но и в других слоях населения. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в Новгороде и других древнерусских городах XI-XII веков, авторами которых были купцы, ремесленники, мещане и земледельцы.
В Киевской Руси деятельность княжеского правительства сосредоточивалась на княжеском дворе, где в так называемой Государственной канцелярии-Министерстве финансов - хранились документы по различным аспектам деятельности киевского князя.
Представителями княжеской власти места (города) являются посадники, они выполняют судебные и административные функции,в ходе их деятельности также появляются документы, а затем хранятся в покровительствующих храмах, которые являются святыми покровителями городского населения.
С принятием христианства на Руси церковь стала играть важную роль в общественной и национальной жизни. В церквах и монастырях создавалась сокровищница, в которой хранилась драгоценная церковная утварь, книги и грамоты князя для дарования (дарения) земель и привилегий церквам и монастырям.
Древнейшим сохранившимся образцом грамот является грамота великого князя киевского Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю в Новгороде (она датируется началом XII века).
В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли "источниками мудрости". Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами.
В России широко распространена религиозная литература, в частности "Житие святых", где описываются жизни, страдания и подвиги людей, канонизированных Церковью, то есть признанных святыми.
В XI веке появился первый исторический труд - летописи. Летопись сообщает, что в храме Святой Софии в Киеве хранится большое количество книг, которые были перенесены туда Ярославом Мудрым. В Новгородском соборе Святой Софии также хранится много книг и различных документов. Книги и документы хранились вместе с церковными принадлежностями в ризнице, которая впоследствии стала называться книгохранилищем.
Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские воззрения правящего класса) нашла отражение в ряде литературных памятников (летописи, военные рассказы, церковные проповеди и др.).
Эти памятники прославили древнерусских князей как создателей государства на Руси, описав их деятельность в союзе славянских племен, а также военные подвиги, давшие необходимые ресурсы для социального неравенства.
Идейным обоснованием незыблемости княжеской власти для защиты интересов феодальной знати служит и величественное архитектурное сооружение Киева-Никольский собор. Обозначен контраст между Софией, Золотыми воротами и двумя другими культурами - господствующим классом и непосредственно производительными материальными благами.
Однако архитектурные, художественные и литературные произведения, используемые правящим классом для идеологического воздействия на трудящихся с целью укрепления их власти, являются памятниками культуры всего русского народа.
Феодальная литература в Древней Руси была прогрессивной. Историческая мысль и литература России XII века, рассказы последних нескольких лет содержат идею единства русской земли и русского народа-этот показатель показывает, что к этому времени древнерусская нация уже была памятником, отражавшим глубокий патриотизм.
Письменные источники, хранители слова - основа исторического знания. Они могут услышать язык времени, передать хронологический порядок событий, нарисовать картину внутренних отношений общества, которые изучались в то время, короче говоря, создать рамки, на которые могут быть помещены данные из других источников - археологии, - чтобы создать полное, целостное представление о той или иной части человеческой истории.
Таким образом, появление и распространение грамотности у наших предков славян имело огромное значение для становления практики документирования (создания документов). Появляются первые хранилища документов: княжеские казны, лари церквей и монастырей, городские документохранилища, частные собрания документов.
Для данного этапа развития архивного дела в нашей стране характерно хранение документов в одном месте с рукописными книгами и материальными ценностями по следующим причинам:
1) документы в этот период представляли для собственника большое значение;
2) количество письменных источников было невелико, документ был достаточно уникальным явлением;
3) основной письменный материал этого периода – пергамен – был дорог и, как правило, привозился из других государств, соответственно, сам материальный носитель представлял собой большую ценность.
В Древнерусском государстве и в период феодальной раздробленности накапливаются, хранятся и используются многочисленные документы. Следовательно, развивается архивное дело. Сохраняются и используются новые письменные ценности, образовавшиеся в процессе деятельности Древнерусского государства, хотя многие документы позже погибли от иноземных захватчиков, княжеских междоусобиц, стихийных бедствий.
Поэтому до нас дошло незначительное количество источников этого периода. Документы использовались как в процессе летописания, так и в качестве своеобразного оружия в борьбе за власть. Возрастающее значение письменных материалов вызвало создание первых систем их учета и описания.