Введение 3 Глава 1. Общая характеристика развития мышления у детей дошкольного возраста 7 1.1. Мышление, как психологический процесс 7 1.2. Особенности развития мышления у дошкольников 10 1.3. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников 16 1.4. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления 23 Выводы по главе 1. 28 Глава 2. Организационно- педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 29 2.1. Диагностика наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 29 2.2 Анализ результатов исследования 33 2.3 Программы поддержки развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 36 Выводы по главе 2. 42 Заключение 43 Список литературы 45 Приложения 47

Развитие наглядно-образного мышления дошкольников в образовательной деятельности детского сада

курсовая работа
Психология
46 страниц
72% уникальность
2021 год
20 просмотров
Ясакова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Общая характеристика развития мышления у детей дошкольного возраста 7 1.1. Мышление, как психологический процесс 7 1.2. Особенности развития мышления у дошкольников 10 1.3. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников 16 1.4. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления 23 Выводы по главе 1. 28 Глава 2. Организационно- педагогические условия развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 29 2.1. Диагностика наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 29 2.2 Анализ результатов исследования 33 2.3 Программы поддержки развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста 36 Выводы по главе 2. 42 Заключение 43 Список литературы 45 Приложения 47
Читать дальше
Дошкольный возраст-важный период в жизни каждого ребенка. Это момент формирования личности, интенсивного психического развития ребенка, когда устанавливаются основные характеристики и качества личности, познавательные процессы и деятельность. Организм ребенка в целом и его нервная система растут и развиваются. В этот период возникают наглядно-речевые и наглядно-образные элементы словесно-логического мышления. Но главное мышление дошкольников – наглядно-образное.


Многих интересует цена дипломной работы по мировой экономике. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.


В течение этого времени взрослые должны оставаться рядом с детьми, заботиться о них и активно участвовать в их развитии. В настоящее время проблема развития мышления детей дошкольного возраста достаточно велика. На протяжении многих лет усилия советских ученых, изучающих когнитивные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на двух проблемах. Одна из них-проблема развития перцептивных процессов. Вторая проблема-формирование концептуального мышления. В то же время проблема развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста была значительно менее выраженной. Важные документы на эту тему можно найти в трудах А. В. Запорожца, А. А. Люблина, и других. Однако основные особенности обучения и функции наглядно-образного мышления еще недостаточно изучены. Мышление, несомненно, является одной из важнейших составляющих человеческой психики. Трудно представить, как можно без последовательного мышления заниматься любым видом деятельности. Как отмечал Л..С. Выготский, развитие мышления имеет центральное значение во всей структуре сознания и во всей системе психических функций. Она тесно связана с идеей понимания всех остальных функций, то есть их изменений по отношению к пониманию. В этом смысле ребенок начинает разумно относиться к своей умственной деятельности . А. В. Запорожец изучал развитие детского мышления. В ряде работ, проведенных под его научным руководством, различные виды психических действий, развитых в дошкольные годы, подвергались детальному анализу. Особое внимание было уделено типичным для дошкольников способам мышления-наглядно-образного и наглядно-действенного. Особенности формирования психических действий на разных стадиях раннего и дошкольного детства, закономерности и условия перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному, рассуждения, мышления, способности формировать обобщенные представления о закономерностях окружающей действительности. Исследования установили характер этих социально развитых средств, овладение которыми происходит в ходе развития наглядно-образного мышления ребенка и позволяет ему развивать обобщенные идеи. Центральным типом таких средств являются наглядные модели, передающие взаимосвязь вещей и явлений . Успех перехода к более сложным и концептуальным формам мышления во многом зависит от развития этих форм мышления. В современных психологических исследованиях изучение основных функций этих наиболее элементарных форм занимает важное место и определяет их роль в общем процессе психического развития ребенка. Многочисленные исследования показали, что эти способы мышления предлагают очень большие возможности и все еще далеки от их полного использования. Мышление интегративно. Его развитие тесно связано с развитием других психических функций. Поэтому нет смысла развивать мышление вне их. Каждая ступень шкалы развития имеет свое значение для успешного перехода к следующим стадиям развития. Все предыдущие действия должны выполняться без прыжка. Раннее развитие двигательных навыков, развитие восприятия и внимания, памяти и, конечно же, речи-все это является обязательным основанием для развития мысли. Ряд исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показывают важную роль изобразительного мышления в проведении различных видов деятельности, решающих как практические, так и познавательные проблемы. Были выявлены различные типы образов и изучена их функция в осуществлении мыслительных процессов. Проблема изобразительного мышления была интенсивно разработана рядом иностранных ученых (Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хеббб, Г. Хайн, Р. Холд и др.).) В серии отечественных исследований показана структура наглядно-образного мышления и некоторых особенностей его функционирования (Б. Г. Ананьев, л. Гурова, В. п. Зинченко, т. В. Кудрявцева, н. ф. Ломакина, И.С. Якиманская и т. д.). Такие авторы, как А. в. Запорожец, А. А. Люблинская, Ж. Пиаже и другие увидели появление образного мышления как ключевой момент в психическом развитии ребенка. Однако условия формирования образного мышления у детей дошкольного возраста и механизмы его реализации до конца не изучены . Однако умение работать с идеями не является прямым результатом приобретения ребенком знаний и навыков. Анализ ряда психологических исследований показывает, что эта способность имеет место во взаимодействии различных сфер психологического развития ребенка - развития объективных и инструментальных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т. Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что развитие наглядно-образного мышления-это сложный и длительный процесс, всестороннее и всестороннее исследование, требующее самых разнообразных работ. Цель работы: Изучение особенностей развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста Объект: детей дошкольного возраста Предмет: Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста Задачи: - рассмотреть развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста - охарактеризовать мышление как психологический процесс - проанализировать психолого-педагогическую литературу Методы исследования: наблюдение, описание, исследование Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из 2 глав. Первая глава посвящена особенностям развития наглядно-образного мышления дошкольников. Вторая глава посвящена диагностике развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Проведен анализ полученных результатов. По каждой главе сделаны краткие выводы.  

Читать дальше
В первой части курсовой работы, опираясь на теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы установили, что мышление является высшим познавательным психическим процессом, в результате которого на основе творчества человека генерируются новые знания. отражение и преобразование действительности. Существует различие между теоретическим и практическим мышлением. При этом в теоретическом мышлении он различает понятийное и образное мышление, а в практическом - наглядно-образное и наглядно-действенное. Развитие наглядно-образного мышления-сложный и трудоемкий процесс. Основным критерием развития мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия к внутреннему плану действий. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития наглядно-образного мышления у дошкольников изучалась Б. Г. Ананьевым, Ж. Пиаже, П. Я. Гальпериным, В. Слободчиковым, И. И. Поддяковым, Л. С. Выготским, Л. Сахаровым, Р. Немовым и др. Отечественные и зарубежные исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления является сложным и длительным процессом. Исследования ученых и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мышления дошкольников позволили нам выявить следующие особенности развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте: - наглядно-образное мышление является основным видом мышления дошкольника. Уже в среднем дошкольном возрасте дети могут освоить множество возможностей, связанных с этим типом мышления, (мысленно трансформировать образы реальных объектов, строить визуальные закономерности, планировать свои действия в уме); - способность действовать с представлениями возникает в процессе взаимодействия различных направлений психологического развития ребенка. Развитие объективных и инструментальных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т.д. - начальные стадии развития наглядно-образного мышления тесно связаны с развитием процессов восприятия; - успешность перехода от внешнего к внутреннему плану действий у детей дошкольного возраста определяется уровнем предварительных исследовательских мероприятий, направленных на выявление существенных связей между ситуацией. Анализируя взгляды представителей различных подходов и школ на динамику мышления в дошкольном возрасте, мы отмечаем существенные возрастные изменения в этой важнейшей системной функции, обеспечивающей адаптацию ребенка к условиям объективной и социальной жизни. Основным изменением в дошкольном процессе мышления является переход от внешнего действия к внутреннему плану, который обеспечивает способность действовать в сознании до конца дошкольного детства. Во второй части курсовой работы нами было проведено экспериментальное исследование по выявлению возможности развития наглядно-образного мышления у дошкольников в учебном процессе. Анализ результатов экспериментального исследования показал положительную тенденцию в развитии наглядно-образного мышления дошкольников старшей группы по сравнению с уровнем развития мышления детей средней группы. Это позволило сделать вывод о возможности развития наглядно-образного мышления дошкольников. Таким образом, цель исследования-изучение особенностей развития наглядно-образного мышления у дошкольников - была достигнута, поставленные задачи выполнены. Гипотеза-при целенаправленной и систематической работе по развитию наглядно-образного мышления уровень мышления дошкольников повышается - подтверждается.
Читать дальше
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001 2. Бабаева, Т. И. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста : науч. - метод. пособие для студентов вузов : в 3 ч. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2008. – Ч. 2. – С. 136-141. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Берне. – М. : Прогресс, 1986 3. Битянова, М. Р. Школьный психолог: идея психологопедагогического сопровождения. – 1997. – № 3. 4. Венгер Л. А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 1999 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - СПб.: СОЮЗ, 1997 г. - 96 с 6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с. 7. Выготский Л.С. «Психология развития человека». Москва: Эксмо – пресс, серия “Мир исследований”., 2002 8. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок [Текст] / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. – М. : Педагогика - Пресс, 1993. – 224 с 9. Запорожец А.В. Психология. – М., 1953 10. Запорожец А. В «Избранные психологические труды» Том 1, 1986г 11. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка – М., 1999 12. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т.1.2 .М.,Владос. 1995 13. Немов Р.С. психология. 3 изд. Москва: Владос, 2001. 14. Никулина Е.Г. Психологические особенности когнитивной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 1998. - №4. 10- 14с 15. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте/ – М.: Педагогика, 1978 – 160с. 16. Титова Ю.О. «Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления и речи у детей 1-5 лет» 17. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. — С. 475 18. Флерина Е. И. »Игра и игрушка.» M., 1973. 19. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. – М., 2007  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
понятие и система следственных действий
Количество страниц:
32
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовный процесс
курсовая работа
Административный и судебный порядок защиты прав физических лиц: сравнительная характеристика
Количество страниц:
30
Оригинальность:
59%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Административное право
курсовая работа
Этапы деколонизации Британской Бирмы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image