В ходе завоевания Бирмы Англией в ХIХ в. международное знание и изучение Бирмы значительно расширилось за счет работ дипломатов, путешественников, миссионеров, военных, администраторов, 17 журналистов, из которых некоторые были или стали также учеными. Преобладали среди них британцы (Дж. Кроферд, Х. Юл, А. Фейр, А. Фитч, Х. Берни, Ч. Кроствейт, Х. Филдинг, Дж.Д. Скотт), но были и американцы, в числе которых был баптистский миссионер А. Джадсон, живший в Бирме и составивший первый бирманскоанглийский словарь (сер. ХIХ в.). Оставил записки о своей поездке в Бирму в 1886 г., уже после завоевания ее Англией, русский востоковед И.П. Минаев.
В конце ХIХ — первой половине ХХ в. сложилась английская колониальная школа бирманистики. В ней преобладала масса экономическо-административной фактуры и в той или иной мере апологетическое отношение к колониализму, но имелось также и либеральное направление. В любом случае английская бирманистика, представленная такими учеными, как Дж. С. Ферниволл, Г.Х. Лус, Г.Э. Харви, Дж. Д.Э. Холл, составила эпоху в научном изучении Бирмы. Много сделало для развития бирманистики Бирманское исследовательское общество, созданное в 1910 г. вместе с журналом по инициативе Дж.С. Ферниволла (первым главным редактором журнала был Ш. Дюруазелль). Среди первых получивших международную известность бирманских ученых в основном традиционного склада в конце ХIХ — первой половине ХХ в. были У Тин, То Сейн Ко, Пе Маун Тин. Американская бирманистика в первые десятилетия была представлена отдельными работами А. Айрленда, Х. И. Маршалла, Дж.Л. Крисчена, Б.Р. Перна. Свой вклад в изучение Бирмы внесли и ученые индийского происхождения (У. С. Десаи).
В 18 веке бирманские правители, чья страна ранее не представляла особого интереса для европейских торговцев, стремились сохранить свое традиционное влияние в западных областях Ассама, Манипура и Аракана. Однако давление на них оказывала Британская Ост-Индская компания, которая расширяла свои интересы на восток на той же территории.
В течение следующих шестидесяти лет дипломатия, набеги, договоры и компромиссы, известные под общим названием англо-бирманские войны, продолжались до тех пор, пока Великобритания не провозгласила контроль над большей частью Бирмы. С падением Мандалая вся Бирма перешла под власть Великобритании и была аннексирована 1 января 1886 года.
В колониальную эпоху многие индейцы прибыли сюда в качестве солдат, государственных служащих, строительных рабочих и торговцев и вместе с англо-бирманской общиной доминировали в коммерческой и гражданской жизни Бирмы. Рангун стал столицей Британской Бирмы и важным портом между Калькуттой и Сингапуром. Негодование бирманцев было сильным и выражалось в жестоких беспорядках, которые иногда парализовали Рангун до 1930-х годов. Некоторое недовольство было вызвано неуважением к бирманской культуре и традициям, таким как отказ британцев снимать обувь при входе в пагоды. Буддийские монахи стали авангардом движения за независимость. У Висара, монах-активист, умер в тюрьме после 166-дневной голодовки в знак протеста против правила, запрещавшего ему носить буддийские одежды во время заключения.
В заключение хотелось бы остановиться на одном общем вопросе. Дж. С. Ферниволл в первой из своих двух главных работ написал: «Англия открыла Бирму миру, но не открыла мир Бирме, и бирманец был обречен жить мелкой жизнью в большом мире. Его религия и культура деградировали, и он не мог более выполнять социальных, коммерческих и промышленных функций, которые были ранее открыты для него, какими бы ограниченными они ни были» .
Антиколониальный пафос этого вывода в целом понятен и приемлем. Но, как представляется ныне с учетом исторической ретроспективы, либеральный английский профессор допустил все же одно преувеличение. Верно, что Англия открыла Бирму миру, но вряд ли безоговорочно верно, что она не открыла мир Бирме.
Мир Бирме все же, пусть с ограничениями, был открыт. Можно пойти даже на компромиссную формулу: мир Бирме был приоткрыт. Надо сказать, что даже при приоткрытых дверях этот мир начал проникать в Бирму. Иначе быть не могло и не бывает. Если бы это было не так, не было бы в Бирме (как и в других колониях) рецепции европейских политических, социальных и идеологических ценностей и институтов, не было бы процессов, сближающих развитие колоний и метрополий.
Не будь эта дверь приоткрыта, неизвестно, когда началось бы в Бирме национальное пробуждение, в каких формах оно бы проходило, не говоря уже о перспективах. Диалектика колонизации и деколонизации в том и состоит, что колонизуемый в свое время и на своей почве вооружается тем идейно-правовым и институционно-организационным инструментарием, который выработал в метрополии, и с его помощью начинает длительный процесс борьбы за национальное освобождение. Это мы и видели уже на начальном этапе этого процесса, на этапе национального пробуждения.