Введение……………………………………………………………….…………..3 Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников…………………….7 1.1. Эмоциональное благополучие как психологическое явление ……...…….7 1.2. Формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста …………………………………………………………..…16 1.3. Взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников …………………………………………………..….26 Вывод по 1 главе……………………………………………………………...….38 Глава 2.Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников …………………..40 2.1. Методы и организация исследования ………………………………….….40 2.2. Результаты исследования и их обсуждение …………………………...….56 2.3. Методические рекомендации по формированию эмоционального благополучия школьников …………………………………………………...…63 Вывод по 2 главе………………………………………………………………....74 Заключение ………………………………………………………………………75 Список использованных источников…………………………………………...78 Приложение……………………………………………………………………..82

Взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников

дипломная работа
Психология
80 страниц
83% уникальность
2021 год
50 просмотров
Пугачева Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………….…………..3 Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников…………………….7 1.1. Эмоциональное благополучие как психологическое явление ……...…….7 1.2. Формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста …………………………………………………………..…16 1.3. Взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников …………………………………………………..….26 Вывод по 1 главе……………………………………………………………...….38 Глава 2.Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников …………………..40 2.1. Методы и организация исследования ………………………………….….40 2.2. Результаты исследования и их обсуждение …………………………...….56 2.3. Методические рекомендации по формированию эмоционального благополучия школьников …………………………………………………...…63 Вывод по 2 главе………………………………………………………………....74 Заключение ………………………………………………………………………75 Список использованных источников…………………………………………...78 Приложение……………………………………………………………………..82
Читать дальше
Психическое развитие школьника определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой школьника, так и на его деятельность. Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое развитие и становление человека как личности. В то же время общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Следовательно, эмоциональные отношения, как составляющая межличностного взаимодействия, органично входят и в структуру общения, представляя его эмоциональный компонент. Положительное эмоциональное состояние относиться к числу важнейших условий развития личности.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по административному праву. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!


На этапе становления личности оно является основой и составляющей для познания окружающего мира. Ведь всё окружение влияет на школьника по-разному положительно или отрицательно, и каждая эмоция об объекте его познания откладывается в сознание школьника. Важно понимать, что положительное отношение школьника к миру формирует базисное доверие к нему и желание познать его. В процессе развития и взросления у обучающегося возникают сложные и разнообразные виды отношений с окружающими его людьми, определяющие становление его личности. Взаимодействие обучающегося с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и следовательно, это приводит к цивилизованности общества, тем самым определяется не только уважительным отношением к старшему поколению, к женщинам, но и отношением к детям. Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А.С. Спиваковская понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Так, например, «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение детско-родительских отношений в семье является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности обучающегося, так и для организации психолого-педагогической практики. О важной значимости поставленной проблемы может свидетельствовать тот факт, что многие теории по психологии не смогли обойти вниманием данную проблему, рассматривая взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия обучающихся как важный источник его развития. Данный вывод может свидетельствовать о том, что представленная тема является актуальной. В педагогической литературе широко представлены исследования, посвященные теоретико-методологическим основам проблемы взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия - работы В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. В исследованиях А. Адлера, О.А. Карабановой, Д.Н. Исаева представлен обширный материал по вопросам взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия обучающихся. Методические и психолого-педагогические основы эмоционального благополучия изучали Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина. Несмотря на исследование данной проблемы и на теоретическом, и на практическом уровне, в педагогической практике сложилось явное противоречие между необходимостью работы в сфере детско-родительских отношений и недостаточной разработанностью условий взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников. Проблема: Из выявленного противоречия нами сформулирована следующая проблема исследования. Каковы условия взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников? Цель: исследовать взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников. Объект исследования – эмоциональное благополучие школьника. Предмет исследования – взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьника. Гипотеза исследования – предположение о том, что детско-родительские отношения и эмоциональное благополучие школьников взаимосвязаны. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать эмоциональное благополучие как психологическое явление; 2. Изучить формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста 3. Эмпирически исследовать взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников. В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: 1. Теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме детско-родительских отношений. 2. Эмпирические методы исследования: Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бэнса, С. Кауфмана; Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой; «Опросник эмоциональных отношений» (ОДРЭВ) Е.И. Захарова; Опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (ВРР) И.М. Марковской, Методика по выявлению школьной тревожности А. Филлипса. 3. Математико-статистические (метод факторного анализа) Теоритическая значимость исследовательской работы определена тем, что разработанное методические рекомендации по взаимодействию детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников может быть использовано педагогами общеобразовательных учреждений, в процессе организации работы с родителями, образовательного процесса. Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
В настоящие время взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников является неотъемлемой частью в работе педагога-психолога. В ходе теоретического анализа удалось обобщить и систематизировать имеющиеся на данный момент исследования в указанной области, отдельные направления поставленной проблемы находит свое отражение в работах разных исследователей. Вместе с тем выяснилось, что проблема достижения эмоционального благополучия обучающихся требует специального изучения. Таким образом, «эмоциональное благополучие», было рассмотрено как внутреннее переживание и осознание эмоционального комфорта обобщенного характера, связанного с удовлетворением личностно значимых потребностей человека. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников, мы пришли к выводу, что данная проблема была и является актуальной и все больше внимания привлекает со стороны психологов и педагогов. Эмоциональное благополучие человека связано как с характером переживаемых эмоций, так и с возможностью и умением эти эмоции выражать. Исходя, из поставленной цели эмпирического исследования были использованы методики, проводимые с родителями и с обучающимися параллельно. Были использованы следующие методики: - «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана; - «Кактус» М.А. Панфиловой; - «Опросник эмоциональных отношений в семье» (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой; - «Опросник взаимодействия родитель – ребенок» (ВРР) И.М. Марковской; - Методика по выявлению школьной тревожности А. Филлипса. Экспериментальным путём была проверена взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников. Работа проводилась следующим образом. Для определения взаимосвязи детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников в факторной структуре полученные результаты диагностического исследования подвергались факторному анализу варимакс-методом с применением преобразования Кайзера. По результатам проведенного диагностического исследования и обработки полученных данных можно сделать вывод о том, что родители играют ведущую и главную роль в развитии эмоционального благополучия обучающихся. Следующим главным условием является общение со взрослыми и сверстниками, одноклассниками, благоприятная обстановка в окружении школьника, уверенность в своих собственных силах, развитие адекватной самооценки обучающегося. Как и было выявлено на этапе теоретического анализа анализируя роль семьи, как фактора развития ребенка, можно отметить, что семья является тем социальным институтом, ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Была разработана программа «Эффективность взаимодействия детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников», предполагающая проведение работы по данному направлению с родителями обучающихся. Данная программа включает в себя разработанное тематическое планирование и комплекс занятий, направленных на улучшение взаимоотношений детско-родительских отношений и эмоционального благополучия школьников. Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что существует зависимость между особенностями детско-родительских отношений и эмоциональным состоянием. Использование позитивного отношения предполагает снижение уровня тревожности и помогает улучшить эмоциональное состояние обучающегося, и наоборот проявление негативного отношения могут повысить уровень личностной тревожности и, следовательно, снижают настроение. Следовательно, проведенное диагностическое исследование обладает достаточно высокой практической значимостью. Данные, полученные в результате диагностического исследования, можно использовать в практической работе педагога – психолога, а также они могут помочь расширить представления научного сообщества в данном вопросе.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пос. для студ. вузов.- 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999, 672 с. 2. Андрюшкина Е.Н. Здоровье детей в образовательных учреждениях / Е.Н. Андрюшкина, М.Ф. Рзянкина. Ростов-на-Дону: Владос, 2007, 47 с. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 2010, 464 с. 4. Вологдина К.А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии / К. А. Вологдина – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013, 184 с. 5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с, ил.(Библиотека всемирной психологии). 6. Доскин В. А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. М.: Просвещение, 2006, 140 с. 7. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. 3-е изд. М.: Питер 2012, 176 с. 8. Елисеева А.С. Психологический тренинг как средство гармонизации детско – родительских отношений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009, № 3, С. 104-107. 9. Иванова Н.П. Социализация детей в семье в современных условиях // Семья в России. 2007, № 3, С.67-76. 10. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. СПб.: Питер, 2006, 983 с. 11. Истратова О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений. Практикум / О.Н. Истратова. М.: Феникс, 2017, 130 c. 12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. / О.А. Карабанова. М.: Гардарики, 2005, 320 с. 13. Корчак Я. Как любить ребенка. Екатеринбург, 2003, 246 с. 14. Кошкарова Т. А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья. 2004, № 2. С. 5-14. 15. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ .фак. психологии высш. учеб. Заведений. М.: «Академия», 2007, 432 с. 16. Лизинский В. М. Детский, педагогический и родительский коллектив как основа и условие успешного воспитания / В.М. Лизинский. М.: Педагогический поиск, 2016, 245 c. 17. Малюков А. Н. Эмоциональное переживание и развитие личности школьника // Начальная школа: плюс-минус. 2000, № 6. С. 6-110. 18. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Морозов. М.: Академия, 2004, 560 с. 19. Мустаева Ф.А. Социализация личности ребенка под влиянием социальных проблем современной семьи // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск: ЧГУ, 2010, № 1 (182). С. 162-167. 20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для вузов / В. С. Мухина. М.: Академия, 2000, 456 с. 21. Психологический сайт «Энциклопедия психодиагностики», Опросник родительского отношения [Электронный ресурс] / А.Я.Варга, В.В.Столин. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html (дата обращения 18.11.2020). 22. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина [и др.]. Ростов – на - Дону: Феникс, 2003, 640 с. 23. Психология мотивации и эмоций /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: ЧеРо, 2002, 752с. 24. Психология семейных кризисов / под ред. Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.А. Велента. СПб.: Речь, 2006, 360 с. 25. Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова, И.В. Чупаха. М.: 2006, 399 с. 26. Разумова А.В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 2002, № 2. С. 48-55. 27. Репринцева Г.И. Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2. С. 67-75. 28. Ротенберг В. С. Образ «Я» и поведение / В. С. Ротенберг. Иерусалим: МАХАНАИМ, 2000, 66 с. 29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учеб. для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2016, 720 с. 30. Смолярчук И.В. Детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2009, 67 с. 31. Тищенко Н.Д. Семейное воспитание как естественная и социальная адаптация человека // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2011, № 2. С. 110-126. 32. Ткаченко Е. В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. 2000, № 2. С. 15-24. 33. Хижняков С.С. Педагогика семьи в России // Социальная педагогика в России. 2011, № 5. С.3-6
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Система контроля доступа на объекты на основе RFID меток
Количество страниц:
70
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Информатика
курсовая работа
Сюжетно-ролевая игра детей раннего дошкольного возраста
Количество страниц:
20
Оригинальность:
44%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Развитие наглядно-образного мышления дошкольников в образовательной деятельности детского сада
Количество страниц:
46
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image