Введение 2
Глава 1. Зарождение классического образования в российских гимназиях 5
1.1. Появление классических гимназий 5
1.2. Реформа 1811 года 7
Глава 2. Расцвет классических гимназий во второй четверти XIX века 9
2.1.Уваровская гимназия 9
2.2. Причины начала николаевских преобразований 11
2.3. Продолжение изменений 12
2.4. Внутреннее устройство гимназий николаевской эпохи 14
2.5. События 1848-1852 годов 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Читать дальше
Классические гимназии стали появляться в начале XIX века, но получили своё широкое распространение лишь во второй четверти века. По сравнению с первыми, процесс образования в них был гораздо более удобным и глубоким. Поверхностное образование первых лет перекрыл новый перечень самых важных предметов. Большое внимание стало уделяться античным языкам и филологическим наукам, существенно расширился спектр должностей работников гимназий. Большинством историков образовательная политика Николая и расцвет гимназий в это время определяется одним из лучших периодов национального образования.
Но события европейской истории несколько сменили курс Николая и вернули его на несколько шагов назад. Часы преподавания языков были значительно сокращены, из учебной программы убрали некоторые точные и политические науки. Подобная реакционная политика и резкая смена курса, по мнению некоторых исследований, породила поколение нигилистов и вернуло Россию несколько назад.
Читать дальше
1. Алёшинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). — СПб.: Издание О. Богдановой, 1912. – 366 С.
2. Андреев А. Л. Отечественное образование во второй четверти XIX в. / А. Л. Андреев // Педагогика. – 2006. – № 4. – С. 76–86.
3. Гобза И.О. Столетие Московской 1-й гимназии. 1804–1904 гг. Краткий исторический очерк / сост. директор гимназии И. Гобза. – М.: Синодальная типография, 1903.
4. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. – М.: Юрайт, 2011.
5. Джуринский А.Н. Сравнительно-исторический анализ становления классической гимназии в первой четверти XIX века: российский и мировой опыт / А. Н. Джуринский, Н. В. Трошкова // Образование и наука. – 2020. – Т. 22. – № 8. – С. 135-161.
6. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX – начале XX века. Т. II. Москва: Мариос, 2011. – 672 с.
7. Записка Т. Н. Грановского. М.: Университетская типография, [1860]). Печатается по изданию: Сочинения Т. Н. Грановского: [В 2 ч.]. 3 е изд. Ч. II. – М.: Типография А. И. Мамонтова и K°, 1892. – С. 417-429.
8. Калачев А. В. Особенности процесса демократизации образования в эпоху Николая I / А. В. Калачев // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. – 2013. – Т. 13. – № 9(112). – С. 167-172.
9. О распространении курса учения и образа преподавания, наблюдаемого при С.-Петербургской гимназии, на все прочие // РГИА. – Ф. 732. – Оп. 1. – Д. 316.
10. Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии / пер.; под ред. Н.В. Сперанского. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1908.
11. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории / С. Ф. Платонов. – М.: Высшая школа, 1993.
12. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802– 1902 / С. В. Рождественский. – СПб.: Издание Министерства народного просвещения, 1902.
13. Трошкова Н. В. Зарождение классического образования в русской гимназии александровской эпохи / Н. В. Трошкова // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 2. – С. 34-38.
14. Устав учебных заведений, подведомых Университетам (5 ноября 1804 г.) // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – СПб: Тип. т-ва «Общественная польза», 1864–1904. – Т. 1: Царствование императора Александра I, 1802–1825. – 1864. – С. 301–339.
15. Шевелев А. Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики
Читать дальше