Введение...............................................................................................................3
1. Теоретико-методологические проблемы стресса, его преодоление в деятельности военнослужащего............................................................................4
1.1. Военная служба как источник стрессогенного воздействия на личный состав.....................................................................................................................4
1.2. Стресс и его психологические характеристики..........................................9
1.3. Проблема преодоления стресса у военнослужащих................................12
2. Феноменология стресс-преодолевающего поведения..................................16
2.1. Стресс-преодолевающее поведение и копинг ресурсы военнослужащих................................................................................................16
2.2. Особенности проявления стрессо-преодолевающего поведения у военнослужащих..................................................................................................19
Заключение...........................................................................................................26
Список использованной литературы.................................................................28
Читать дальше
В настоящее время крайне актуальна проблема преодоления стрессового поведения военнослужащих в условиях постоянного стресса и риска, в которых войска выполняют поставленные перед ними задачи. Вызовы современности требуют от солдата ответственного отношения к своим служебным и профессиональным обязанностям, способности принимать осознанные решения и выполнять задачи с учетом интересов государства и общества. Эта категория профессионалов никоим образом не изолирована от стресса, но фактически в процессе выполнения служебных и боевых задач постоянно находится в стрессовых ситуациях. Солдаты всегда «настороже» в силу своей особой активности, которая ведет к саморегулированию и преодолению стрессовых факторов, которые могут привести к невыполнению боевой задачи в кратчайшие сроки. В этом контексте обучение справляющимся ресурсам является основой совместной собственности, актуальной и необходимой в сфере военной деятельности.
Копинговое поведение реализуется посредством использования копинговых стратегий (стратегий совладания), основанных на личностных и средовых влияниях и ресурсах совладания: это результат взаимодействия компонентов стратегии и ресурсов совладающего поведения. Понятие ресурса используется в разных областях знаний и определяется как совокупность средств, ценностей, резервов, возможностей, которые человек имеет в своем резерве для использования при необходимости. В психологической литературе ресурсы рассматриваются как важные предикторы благополучия и качества жизни. В психологии взаимного поведения понятие «ресурсы» охватывает все, что позволяет эффективно преодолевать сложные ситуации и все возможности людей и общества. Ресурсы - это жизненно важные ценности, которые могут быть материальными и символическими, материальными и моральными. стресс, ресурсы определяются как нечто для человека, помогающее ему адаптироваться к трудным жизненным ситуациям.
Преодоление стрессового поведения проявляется в основных стратегиях совладания и определяется личными и средними ресурсами, которые включают в себя различные многоуровневые компоненты. Их значение и уровень проявлений определяется не только типом стрессовой ситуации, но и психологическими особенностями личности конкретной группы (пациенты, представители различных профессий и направлений деятельности). В этом контексте представляется актуальным изучить основные стратегии копирования, а также личные и экологические ресурсы совместного владения в вооруженных силах Национальной гвардии России, чтобы организовать наиболее эффективное воздействие на формирование их копингового поведения уже на тренировке. Анализ программных средств диагностики обеспечивает личностные ресурсы совладающего поведения солдат (курсантов) ОВК (особенности эго-концепции, ценностных установок, локуса контроля, эмоциональной сферы, общения с окружающими, рефлексии и т. д.) и на основе идентификации. проблемных зон разработать программу развития способности к саморегуляции в процессе обучения.
Читать дальше
1. Микроэлементозы человека / А.П. Авцын, А.А. Жаворонков, М.А. Риш, Л.С. Строчкова. – М.: Изд-во «Медицина», 2016. – 496 с.
2. Хронофизиология, хронофармакология и хронотерапия: монография / Н.А. Агаджанян, В.И. Петров, И.В. Радыш, С.И. Краюшкин. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2015. – 336 с.
3. Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.В. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активированность мозга // Психол.журн. – 2013. – Т. 14. – № 2. –С. 25–34.
4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Наука, 2014. –115 с.
5. Бушов Ю.В. Психологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. – 176 с.
6. Гримах Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 2015. –319 с.
7. Диденко И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ростов-н/Д., 2017. – 19 с.
8. Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. – М.: Наука, 2015. –С.63-89.
9. Дьяченко М.И., Кадыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженной ситуации // Психологический аспект. – Минск: Университетское, 2016. – 206 с.
10. Загрядский В.П. О физиологических резервах организма / В.П. Загрядский, З.К. Сулимо-Самуйлло // Воен.-мед. журн. – 2018. – № 1. – С. 51–53.
11. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 2017. – 191 с.
12. Китаев–Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 2013. – 480 с.
13. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Спб.: Медицина, 2018. – 210 с.
14. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 2005. – 439 с.
15. Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал. – 2019. – Т. 19. – № 2.
16. Лебедев К.А., Понякина И.Д. Принципы работы систем организма человека и их приложение в практической медицине. Сообщение 1. // Физиология человека. – 2018. – Т.17. – № 4. – С. 132–143.
17. Ломов Б.Ф. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. – М.: ВШ, 2018. – 306 с.
18. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогноз в экстремальных условиях // Психол. журн. – 2016. – № 1. – С. 16–24.
19. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. – М.: Наука, 205. – 280 с.
20. Мосягин И.Г. Влияние психологических факторов на формирование адаптивных способностей у военнослужащих по призыву / И.Г. Мосягин, П.И. Сидоров, С.В. Маруняк // Естествознание и гуманизм: Сборник научных трудов. – Томск, 2015. – Т.2. № 1. – С. 56–57.
21. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 2018. – 308 с.
22. Солодков А.С. Адаптивные возможности человека // Физиология человека. – 2017. – Т. 8. – № 3. – С. 445–449.
Читать дальше