Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Зарубежный опыт создания музеев моды и костюма.........................4
1.1. Институциональная история вопроса...........................................................4
1.2.Музейное дело в области моды и костюма за рубежом...............................7
Глава 2. Костюм и мода в отечественной музейной практике.........................12
2.1. Коллекции костюма....................................................................................12
2.2. Экспозиции костюма....................................................................................14
2.3. Выставки моды и костюма..........................................................................17
2.4. Выставки «модных картинок»....................................................................19
2.5. Образовательная деятельность российских институций..........................21
Глава 3. Музеология моды.................................................................................23
3.1. Специфика модного знания.........................................................................23
3.2. Проблемы музейного дела в области моды и костюма..............................25
3.3. Экспертные оценки современной ситуации................................................28
Заключение............................................................................................................33
Список источников и литературы......................................................................35
Читать дальше
Предметы костюма действительно могут рассказать историю человечества. Действительно, костюм как объект материальной культуры дает представление об историческом развитии человечества, способствует пониманию его природы. Материалы исследователей истории костюма могут быть полезны историкам, искусствоведам и многим другим специалистам, результат академических изысканий может быть воплощен в творчестве современных дизайнеров.
Проведен анализ зарубежных тенденций. Что касается западной музеологии, то костюм и мода не сразу нашли своего исследователя, появлению профильной дисциплины предшествовала ее отнесение к разделу декоративно-прикладного искусства. На практике костюмы этнографической или мемориальной ценности всегда вызывали большой интерес. Коллекция была собрана в историко-этнографическом музеях и экспонировалась как объект декоративно-прикладного искусства, так и как комплекс костюмов.
Отечественные коллекции народных и городских костюмов ценятся как профессионалами, так и современными дизайнерами, которые черпают в них вдохновение. Предметы исторических костюмов хранятся в Оружейной палате, Государственном историческом музее в Москве, Музее истории Санкт-Петербурга, Русском этнографическом музее, Государственном музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге и Государственном академическом театре им. Россия. КАК. Пушкинский театр и киностудия "Ленфильм". По мнению специалистов, на протяжении ХХ века в музейной практике нашей страны существовала тенденция, что светскому костюму не уделялось должного внимания, и костюм успешно завершался.
Если говорить о формах формирования коллекций, то предметы высшего государственного уровня в основном передавались в оружейную палату и Государственный музей изобразительных искусств, что повлияло на специфику коллекций, основу которых составляли императорские и мемориальные одежды. Как и ГИМ, Рем также собрал большое количество традиционных костюмов, в основном благодаря своей экспедиционной деятельности. Коллекция Исторического музея Санкт-Петербурга, в которой была представлена представительная коллекция городских костюмов XIX и XX веков, пополнилась, в том числе, благодаря деятельности Приемной комиссии. Тип оборудования в Государственном музее театра и музыки определяется спецификой коллекции, театральные костюмы часто покупали непосредственно в костюмерных или передали в дар знаменитыми артистами.
Несмотря на многие трудности, несомненно, есть перспектива развития музейного строительства и специализации музеев моды и костюма в нашей стране, что подтверждает востребованность коллекций этого типа как среди профессионалов, так и среди широкой публики посетителей. Костюм - это не просто товар и не столько произведение искусства, сколько «фактор уверенности в себе» и «моральный стержень». Музей моды необходим как проводник вкуса, как центр эстетического воспитания, потому что хороший вкус напрямую влияет на физическое благополучие, психическое благополучие и моральное здоровье людей, тем самым формируя высокую культуру потребностей, представление моды как явления.
Читать дальше
1.Бордэриу К. За кулисами Дома особенной моды // Теория моды: одежда, тело, культура. М., 2015. № 34. С. 257-261.
2.Валевская Н. А. Костюм как предмет коллекции //Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Пенза, 2012. № 27. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_18281132_36473977.pdf (Дата обращения: 23.03.2021).
3. Валевская Н. А. Обоснование необходимости создания первого музея моды и костюма в России // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2012. № 5. С. 229-235.
4.Вершинина Н. М. Костюм в контексте комплексной музейной экспозиции. Из опыта выставочной работы Павловского дворца-музея // Теория моды: одежда, тело, культура. М., 2017. № 43. С. 257-268.
5.Демиденко Ю. Дешево и сердито: Музей дизайна и моды в Лиссабоне // Теория моды: одежда, тело, культура. М., 2017. № 44. С. 285-289.
6.Демиденко Ю. Б. Костюм в музее // Теория моды: одежда, тело, культура. М., 2019. № 11. С. 179-188.
7.Ефимова Н. Мода в музее: история и стратегии репрезентации // Теория моды: одежда, тело, культура. М., 2016. № 38. С. 285-301.
8.Ильичева Л.С. Исторический костюм в музее: к проблеме выставочной интерпретации // Культура и цивилизация. Ногинск, 2016. № 3. С. 113-123.
9.Конева А.В. Музеи моды: историческое знание или каноны искусства? // В поисках музейного образа. СПб., 2017. С. 257-264.
10.Мода в зеркале истории XIX-XX века: из коллекции Александра Васильева и МО «Музей Москвы». - М.: СЛОВО/SLOVO, 2018. - 232 с
Читать дальше