Введение 3 Основная часть 6 Глава 1. Теоретические аспекты изучения процессов ощущения и восприятия 6 1.1 Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие 6 1.2 Исторические этапы и теоретические подходы к изучению процессов ощущения и восприятия 12 Глава 2. Ощущения как механизм познания: классификация и свойства 16 2.1 Классификация ощущений 16 2.2 Основные свойства ощущений 19 Глава 3. Восприятие как механизм познания: классификация и свойства 23 3.1 Классификация восприятия 23 3.2 Основные свойства восприятия 25 Заключение 31 Глоссарий 34 Список использованных источников 36 Приложения 38

Ощущение и восприятие как механизмы познания

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
62% уникальность
2021 год
35 просмотров
Кудинович Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Основная часть 6 Глава 1. Теоретические аспекты изучения процессов ощущения и восприятия 6 1.1 Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие 6 1.2 Исторические этапы и теоретические подходы к изучению процессов ощущения и восприятия 12 Глава 2. Ощущения как механизм познания: классификация и свойства 16 2.1 Классификация ощущений 16 2.2 Основные свойства ощущений 19 Глава 3. Восприятие как механизм познания: классификация и свойства 23 3.1 Классификация восприятия 23 3.2 Основные свойства восприятия 25 Заключение 31 Глоссарий 34 Список использованных источников 36 Приложения 38
Читать дальше
Ощущения и восприятия представляют собой познавательные психические процессы, на основании которых формируется картина окружающего мира. С помощью данных процессов происходит отражение реальной действительности. Иными словами, все человеческие знания основаны на процессах ощущения и восприятия.


Многих не устраивает цена реферата по информационным технологиям на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!


Несмотря на то, что ощущения и восприятие являются познавательными процессами, они имеют отличительные особенности. Все человеческие знания об окружающей реальности являются, в первую очередь, результатом ощущений и восприятия. Чувства представляют собой единственный механизм обнаружения энергетических и химических сигналов, посылаемых средой, и именно на их основе происходит восприятие и оценивание реальности. Знания о мире и внутреннее ощущение физической реальности проистекают из полученной человеком сенсорной информации. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слажено и настолько незаметно для индивида, что в каждый момент времени человек воспринимает и понимает мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, а именно как мир, находящийся вне него самого, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Актуальность темы. Знание особенностей процессов ощущения и восприятия играет немаловажную роль в образовательном процессе. В процессе обучения педагогами разрабатываются и реализуются программы урочной и внеурочной деятельности, на основании особенностей обучаемых, определяются методы и приемы эффективного восприятия информации. Знание ключевых особенностей по теме исследования позволяет повысить эффективность педагогического общения в процессе развития, обучения и воспитания учащихся, учесть ряд психолого-педагогических факторов, связанных с особенностями восприятия. Данный вопрос заслуживает особого внимания в связи с тем, что большая часть информации при ее передаче теряется именно на этапе ее восприятия – важнейшей части коммуникативного процесса. На что бы ни была направлена коммуникация педагога и ученика – обучение или воспитание – важно, чтобы информация была адекватно воспринята. В связи с этим необходимо знать ключевые особенности темы данной курсовой работы. Цель работы заключается в изучении процессов ощущения и восприятия как механизмов познания. Для достижения поставленной цели данной работы необходимо решить ряд задач: 1. Изучить познавательные психические процессы: ощущение и восприятие . 2. Рассмотреть исторические этапы и подходы к изучению процессов ощущения и восприятия. 3. Изучить классификацию ощущений. 4. Рассмотреть основные свойства ощущений. 5. Изучить классификацию восприятия. 6. Рассмотреть основные свойства восприятия . Объект исследования – процессы ощущения и восприятия. Предмет исследования – классификация и свойства ощущений и восприятия, их взаимосвязь. Методологическая база исследования: в данной работе были использованы труда исследователей по теме работы, таких как: Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Черкасова, Месяц С.В. Пискунова А.В. Ретюнских М.Е., Холодов О.М. и другие. Методы исследования: обобщение, дедукция, сравнение. Теоретическая значимость работы заключается в том ,что полученные результаты могут быть использованы в качестве лекционного материала для педагогов и психологов. Структура работы: данная работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений. Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам изучения процессов ощущения и восприятия как механизмов познания. В данной главе выделены ключевые моменты по теме работы, рассмотрены исторические этапы развития учений об ощущениях и восприятии, выделены основные теоретические подходы к изучению темы. Вторая глава посвящена ощущениям как механизму познания. В данной главе определена классификация ощущений по ряду признаков, выделены основные свойства ощущений. Третья глава посвящена восприятию как механизму познания. В данной главе определена классификация восприятия по ряду признаков, выделены основные свойства восприятия.

Читать дальше
Данная работа посвящена теме ощущения и восприятия как механизмов познания. В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты изучения процессов ощущения и восприятия как механизмов познания, исторические этапы развития учений об этих процессах, основные подходы к их изучению. Во второй главе рассмотрены ощущения как механизм познания, определена классификация ощущений по ряду признаков, рассмотрены ключевые свойства ощущений. В третьей главе рассмотрено восприятие как механизм познания, изучена классификация восприятия по ряду признаков, рассмотрены ключевые свойства восприятия. Подведем итоги работы, выделив ключевые ее моменты в виде выводов: 1. Ощущение и восприятие являются психическими процессами, на основании которых осваивается окружающий мир. Ощущение - простой психический процесс. Он тесно связан с деятельностью органов чувств, при этом каждый вид ощущения связан с каким-либо конкретным органом. Ощущения дают информацию об отдельных свойствах и качествах предметов, явлений. 2. В изучении процессов ощущения и восприятия выделяют ряд подходов, основными из которых являются: • структурализм; • конструктивистский; • гештальтпсихология; • экологический; • нейрофизиологический; • информационный. 2. Ощущения классифицируют по разным признакам, одной из популярных классификаций являются типы ощущений по Ч. Шеррингтону. Он различает интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Они несут информацию, как из внешнего мира, так и изнутри человеческого организма. 3. Основными свойствами ощущений являются: • качество; • интенсивность; • продолжительность; • пространственная локализация; • пороги чувствительности. 4. Ощущения являются основой психического процесса - восприятия. Восприятие является сложным психическим процессом. Восприятие опирается на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложную систему. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. 5. Восприятие классифицируют по различным признакам, самыми распространенными из которых являются: анализаторы и формы существования материи. В зависимости от анализаторов восприятие бывает: • зрительное; • слуховое; • осязательное; • обонятельное; • вкусовое. В зависимости от форм существования материи выделяют: • восприятие пространства; • восприятие времени; • восприятие движения. 6. Основными свойствами восприятия являются: • предметность; • целостность; • константность; • структурность; • осмысленность; • активность; • апперцепция. 7. Процесс осмысления информации состоит из четырех этапов: • выделение комплекса стимулов; • поиск в памяти близкого по составу или аналогичного комплекса признаков; • отнесение данного объекта к определенной категории; • формирование окончательного вывода об объекте с отнесением ему определенных признаков. Таким образом, можно сказать, что ощущение является чувственным опытом человека, который возникает при воздействии среды на органы чувств. Ощущение - это первая стадия процессов, возникающих при воздействии внешней среды на рецепторы органа ощущения и ведущая к восприятию, которое формирует субъективную картину мира. Теоретическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученных результатов в качестве лекционного материала для психологов и педагогов. Исходя из вышеизложенного, отметим, что цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Восковская Л.В. Психология ощущений и восприятия: учебное пособие для академического бакалавриата / Л.В. Восковская. – М.: Юрайт, 2016. – 476 с. 2. Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Черкасова О.В. Психология и педагогика / М.Д. Горячев, А.В. Долгополова, О.И. Ферапонтова, О.В. Черкасова. 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. – 128 с. 3 Денисенко В.Н., Чжунхо К. Особенности психофизиологического подхода к исследованию проблемы восприятия / В.Н. Денисенко, К. Чжунхо // Вестник РУДН, серия Теория языка. Семиотика. Семантика, 2015. - № 2. – С.167-173. 4. Ильинская Е.А. Эволюция психологического восприятия времени / Е.А. Ильинская // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования, 2011. - №.1. – С. 144-148. 5.. Месяц С.В. Аристотелевская теория ощущения: конфликт интерпретаций / С.В. Месяц // Античная и средневековая философия, 2017. - №1. – С. 5-20. 6. Панов В.И. Пространство, время и движения / В.И. Панов // Вестник РУДН, 2017 - №4. – С.572-581. 7. Пискунова А.В. Чувствительность человека и особенности е измерения / А.В. Пискунова // Студенческий электронный журнал «Стриж», 2015. - №4. – С. 57-60. 8. Реверчук И.В. Психофизиология и патопсихология ощущений: учебное пособие / И.В. Реверчук. – Ижевск: ИГМА, 2016. – 60 с. 9. Ретюнских М.Е., Холодов О.М. Значение познавательных психических процессов для деятельности человека / М.Е. Ретюнских О.М. Холодов // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: материалы научно-практической конференции, 2016. – С. 192-196. 10. Классификация и виды восприятия восприятие // [Режим доступа]: https://psyera.ru/klassifikaciya-i-vidy-vospriyatiya_15006.htm (дата обращения: 15.03.2021). 11. Ощущение и восприятие // [Режим доступа]: https://dmkpress.com/files/PDF/978-5-97060-407-6.pdf (дата обращения: 15.03.2021). 12. Пособие «Основы общей и медицинской психологии» часть 1 // [Режим доступа]: http://www.s-psy.ru/obucenie/kurs-psihologii/lechebnii/posobie-osnovy-obsej-i-medicinskoj-psihologii/ (дата обращения: 15.03.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Исполнительная власть: понятие функции и система
Количество страниц:
27
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Общественно опасное деяние: понятие, признаки и формы
Количество страниц:
25
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
курсовая работа
Прогнозирование рынка рабочей силы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
47%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image